Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колегова Дарина Васильевна

Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игрового экологического занятия с элементами экспериментирования «Как обнаружить воздух?» в старшей группе

Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о свойствах воздуха, его роли. Учить устанавливать причинно – следственные связи на основе опытов. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха.

Активизация словаря: глобус, живая природа, неживая природа, пузырьки, свежий воздух, запах, загрязнение воздуха, увидеть, услышать, почувствовать.

Обогащение словаря: воздух, океан, прозрачный, невидимый, бесцветный, газ.

Материал: ванночки с водой, прозрачные стаканы, трубочки, салфетки, баночки, лук, чеснок, лимон, карандаши, карточки, полиэтиленовые пакеты, глобус, коробочка, музыкальные инструменты.

Скачать конспект

Предварительная работа: наблюдение за воздухом во время прогулок, опыты, чтение экологической литературы, дидактические игры, загадывание загадок, беседы о воздухе.

Методы и приёмы: сюрпризный момент – коробочка, опыты, эксперименты, физкультурная минутка, работа с карточками, игры на музыкальных инструментах, художественное слово.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я принесла вам необыкновенную коробочку.

Хотите узнать, что в ней находится?

Дети: Да (воспитатель открывает)

Воспитатель: Что вы видите в коробочке?

Дети: Ничего

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится в коробочке.

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем».

Воспитатель: Как вы думаете: что это за невидимка?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Так что же находится в этой коробочке?

Дети: воздух.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем мы дышим.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам еще принесла?

Дети: глобус.

Воспитатель: Давайте рассмотрим его.

Почему на нём так много голубой краски?

Дети: голубой цвет – это вода.

Воспитатель: Как много воды на нашей планете. Всё это моря, океаны.

Кто живёт в океане?

Дети: рыбы, дельфины, акулы.

Воспитатель: А где мы живём?

Дети: на Земле.

Воспитатель: Я хочу раскрыть вам одну тайну.

Мы с вами тоже живём в огромном океане. Он без берегов и воды. Это океан воздуха. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы сможем без него прожить?

Дети: Нет

Воспитатель: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы чувствуете?

Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.

Вывод: Без воздуха можно задохнуться, он необходим.

Воспитатель: А кому еще нужен воздух?

Дети: Птицам, животным, насекомым.

Воспитатель: А кому воздух не нужен?

Дети: Камням, песку, глине, радуге, облакам.

Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию и сделаем соответствующие отметки на карточках. Красным карандашом отметьте объекты живой природы, а синим – неживой.

(На карточках по три объекта живой и неживой природы. Дети работают индивидуально, анализирую правильность — неправильность

выполненной работы).

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

Физминутка.

Дует ветер с высоты,

Гнуться травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс — наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Воздух – невидимка, волшебник. Почему мы его так называем?

Дети: Он прозрачный, через него все видно.

Воспитатель: А что еще есть в нашей комнате прозрачное?

Дети: Стекло.

Воспитатель: А что еще может быть прозрачным?

Дети: Вода.

Воспитатель: Мы с вами можем сделать вывод: воздух бесцветный, невидимый.

А сейчас я предлагаю вам провести ряд опытов, с помощью которых мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух.

Опыт№1 «Водолазы»

На дно стакана изнутри прикреплена сухая бумажная салфетка. Дети осторожно погружают стакан вверх дном в ванночку с водой. Затем поднимают стакан и сухой рукой достают салфетку.

Воспитатель: Почему салфетка осталась сухой?

Дети: в стакане был воздух, он и не пустил в него воду.

В ванночку с водой, дети ставят стакан дном вверх.

Воспитатель: Почему нет воды в стакане?

Дети: Воду не пропускает воздух.

Воспитатель: Хотя воздух прозрачный, но его можно увидеть.

Отодвиньте стакан. Что вы видите?

Дети: Пузырьки.

Вывод: это выходит воздух, образуя пузырьки.

Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с воздухом?

Дети: Да.

Опыт № 2 Игра: «Поймаем воздух».

Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить пакет, и закручивают его.

Воспитатель: Почему пакет раздулся?

Дети: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

Воспитатель: Воздух, какой?

Дети: прозрачный, невидимый, бесцветный.

Опыт № 3

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка для коктейля. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Опустите трубочку в воду. Дуйте через трубочку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что с ними происходит?

Дети: Они поднимаются вверх.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что они легкие.

Воспитатель: Это пузырьки воздуха. А теперь дуйте сильнее. Что происходит?

Дети: Буря.

Воспитатель: Мы увидели воздух, а теперь почувствуем его. Возьмите салфетку и помашите перед собой. Что вы чувствуете?

Дети: Дует ветерок.

Воспитатель: Ребята, а что это за ветерок?

Дети: Это воздух движется.

Опыт № 4

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах?

Дети: Нет

Воспитатель: Сейчас мы это с вами проверим. Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете?

Дети: Пахнет апельсином.

Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух, или апельсиновая корка издает такой аромат?

Дети: Этот запах идет от корки.

Игра «Угадай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами угадать запах чеснока, колбасы, лимона, семян укропа.

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какие запахи? (ответы детей).

Воспитатель: Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать.

Вывод: воздух присваивает запах того вещества или продукта, который находится в помещении.

Воспитатель: А имеет ли свой запах воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как передается запах?

Дети: По воздуху.

Опыт № 5

Воспитатель предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Что мы слышим?

Дети: Звук.

Воспитатель: Что нам принесло звук?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Услышали мы с вами воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте ещё раз поиграем на музыкальных инструментах.

Давайте сделаем вывод наших опытов:

Воздух – это газ. Он какой?

Дети: Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Воспитатель: Вот наши открытия.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли воздух нам друг? Где вы можете встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.

Воспитатель: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда дышится легко.

Воспитатель: А грязный воздух может быть?

Дети: Да. На улице, где много машин; рядом с заводом, где из трубы валит дым, где много мусора.

Воспитатель: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда дышать трудно и вредно.

Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы должны сделать, чтобы воздух был чистым?

Дети: Не загрязнять его.

Дети читают стихотворение:

1. Ну, а теперь о самом важном.

Взглянуть на нашу землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем!

2. Когда — то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое,

Земля, что сделали с тобою?

3. Нас много, ребята!

Везде, где живем,

Деревья посадим, сады разведем.

Воспитатель: После занятия мы с вами сделаем коллаж: посадим деревья, цветы, чтобы воздух стал чище.

Итог:

Воспитатель: С каким «океаном» мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Воздушным.

Воспитатель: А что вам особенно понравилось на занятии?

Если вам всё понравилось, возьмите на память солнышко, а если не понравилось – тучку. Дети берут награды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе

Конспект экологического занятия с элементамиэкспериментирования во второймладшей группе...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по профилактике нарушений осанки и плоскостопия в старшей группе

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...

Конспект игрового интегрированного занятия с элементами основных движений в подготовительной к школе группе «Проделки Водяного»

Цель занятия: закрепление с детьми полученных знаний, с помощью игр развивающей направленности.Задачи.Обучающая: - закреплять умение выполнять основные виды движений (ходьба приставным шагом, рав...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре сюжетно-игрового занятия с элементами экспериментирования (с листом бумаги) в средней группе «Путешествие в страну фантазий»

формирование двигательных умений и навыков при совместном выполнении занимательных физических упражнений путем экспериментирования с листом бумаги....