Конспект занятия в старшей группе на тему "Водный транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Болгова Антонина Петровна

Конспект занятия в старшей группе на тему "Водный транспорт" познакомить детей с историейтразвития водного транспорта. дать представление о некоторых видах транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnyy_transport.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Водный транспорт»

Воспитатель: А.П. Болгова

Цель: Познакомить детей с историей развития водного транспорта.

Задачи:

Образовательные: дать представление о некоторых видах водного транспорта по названиям; создать условия для формирования представления о путешествии по воде; создать условия для знакомства детей с особенностями перемещения на водном транспорте.

Развивающие: развивать умение сравнивать некоторые виды водного транспорта по их устройству, по времени их появления 

Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, воспитывать интерес к изучению различных видов водного транспорта.

Ход занятия

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (транспорт)

— Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

— Как передвигается этот транспорт? (По воде.)

— Как называется этот вид транспорта? (Водный.)

— Этот корабль перевозит грузы. (Показывает картинку.) Он какой? (Грузовой.)

— А этот корабль перевозит пассажиров. (Показывает картинку.)

— Он какой? (Пассажирский.)

- Если мы хотим передвигаться по земле, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

- И этот транспорт называется? (наземный)

- Если мы хотим передвигаться по воздуху, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

- И этот транспорт называется? (воздушный)

- Если мы хотим передвигаться по воде, на каком транспорте мы это сможем сделать (ответы детей)

- И этот транспорт называется? (водный)

- Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?

- Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. Однажды один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот (воспитатель показывает картинку древнего человека на плоту). Предлагаю понаблюдать, что произойдет если в тазик с водой поместить

маленький плот и устроить небольшую бурю (вода будет переливаться через плот).

- Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжиг в дереве серединку и у него получилась лодка. Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать как она поплывет (если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно).

- Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра. Прикрепляем к лодке парус, и, дуя на него, двигаем лодку в тазике с водой.

- Ребята, а чем удобен и не удобен парус? (когда нет ветра лодка с парусами не  может плыть).

- И тогда человек придумал весла. 

- Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)

- Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)

- Прошло еще не много времени и человек придумал разные двигатели и научился строить современные корабли не только из дерева, но и из металла.

- Предлагаю проверить будет ли плавать в тазике металлическая баночка (плавает потому что заполнена воздухом).

- Предлагаю поиграть в игру «Ты плыви, плыви, кораблик»

(Воспитатель говорит слова и задает вопросы. Дети передают по кругу кораблик друг другу под слова ведущего. На ком слова остановятся тот отвечает на вопрос.)

«Ты плыви, плыви кораблик

По веселым по волнам,

У кого в руках кораблик

На вопрос ответит нам»

1. Если лодка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)

2. Если плот сделан из дерева, он какой? (деревянный)

3. если пароход сделан из картона, он какой? (картонный)

4. Если катер сделан из пластмассы, он какой? (пластмассовый)

5. Если теплоход сделан из стекла, он какой? (стеклянный)

6. Если подводная лодка сделана из металла, она какая? (металлическая)

7. Если корабль сделан из резины, он какой? (резиновый)

Игра: «Подумай и отгадай»

Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляя кораблем.
А бинокль всегда при нем.
(Капитан)

--Как можно назвать корабль по-другому? (Судно.)

--Как называют людей, которые строят корабли?  (кораблестроитель)

— Как назвать капитана корабля по-другому? (Командир судна.)
— 
Кто помогает капитану?  (старший помощник) (Матросы)
— Корабль плывет по морю далеко от земли. Людям, которые служат на корабле, нужно поддерживать связь с землей. Эта связь осуществляется по радио. Человек, который поддерживает связь с землей, называется «радист». (Картинка, заучивание слова.)
— Как называется повар на корабле? (Кок.)

 Д/и «Назови части»:

- Передняя часть корабля — НОС.
- Задняя часть корабля — КОРМА.
- Центральная деревянная дорожка называется — ПАЛУБА.
- Комнаты на корабле — КАЮТЫ.

- Окна называются — ИЛЛЮМИНАТОРЫ.
- Пост капитана — КАПИТАНСКИЙ МОСТИК.

Ребята, давайте, рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? 

Ответы детей (корма, якорь, палуба, иллюминатор, нос, мачта, штурвал, каюты). Все части показывать детям.

 Д/и «Один – много»: 

- Ребята, я назову один транспорт, а вы назовите много!

Теплоход – теплоходы  

Катер - …

Подводная лодка - …

Яхта - …

Парусник - …

 Ребята, вы знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды - океанов, морей, озер, рек. Поэтому людям нужны были средства передвижения по воде. Как вы думаете бревно можно отнести к водному транспорту? Почему?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает каждой группе детей провести опыт: дети поочередно в тазики с водой помещают «бревно» (деревянную палочку) и камешек.

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет натолкнул человека на мысль о возможности передвижения по воде?

(Бревно)

Воспитатель: Ребята, в бурю с плота могло смыть не только груз, но и самого человека, и он мог погибнуть.

Воспитатель предлагает детям провести тот же опыт с моделью «лодки».

Воспитатель: Что произошло с лодкой?

(Она осталась сухой изнутри. Груз не выпадает из лодки.)

Воспитатель: Сейчас мы сделали второе открытие. Какое?

(В лодке удобнее перевозить груз)

Воспитатель:  Человек выдолбил каменным топором середину бревна. Долго возился. Наконец, бревно превратилось в лодку.

Воспитатель: Как вы думаете, а в лодке опасно плавать? Почему?

(Да, из нее тоже можно выпасть, если сильно раскачать)

Воспитатель: Какие правила поведения на воде должен соблюдать человек?

(Чтобы не утонуть, нужно учиться плавать; если не умеешь плавать, надо надевать спасательный жилет, нарукавники и т. п; нельзя раскачивать лодку; нельзя баловаться на воде.)

Воспитатель предлагает детям поставить модель лодки поставить в тазик и пронаблюдать, куда она поплывет.

(Лодка стоит на месте)

Воспитатель: лодкой было неудобно управлять. Она не всегда плыла в нужном направлении.

Что же тогда придумал человек?  Отгадайте загадку:

Станут два братца

В речке купаться:

Вынырнут вместе,

Вместе нырнут –

Лодке на месте

Стоять не дадут.

(Весла) 

Воспитатель: Как вы думаете, управлять лодкой с помощью весел легко?

(Легче плыть в нужную сторону. Долго плыть трудно – устаешь грести)

Воспитатель: Человек придумал сделать лодке паруса .

Дети дуют на парус (то сильнее, то слабее) и наблюдают за движением лодки.

Воспитатель:Как вам показалось: паруса – это удобное приспособление?

(Когда нет ветра, лодка не может плыть)

Физкультминутка

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

(ходьба с продвижением вперед)

Он назад шагнул сначала,

(ходьба назад)

А потом поплыл вперед.

(ходьба вперед)

И поплыл, поплыл по речке,

(волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Воспитатель: После изобретения лодки, человек задумался, как можно изобрести такую лодку, в которой будет помещаться много людей. Тогда стали изобретать большие корабли с большим количеством весел и парусов.

Затем людям захотелось сделать корабли прочнее, чем деревянные. Ученые доказали, что корабли из железа тоже могут передвигаться по воде.Так появляются другие пассажирские и грузовые корабли: пароходы, теплоходы, баржи, танкеры, сухогрузы, паромы. Есть корабли, которые могут перевозить не только людей и машины, но даже целые поезда. Есть корабли, которые ловят рыбу; корабли, которые тушат пожары; корабли-подъемные краны. Есть даже корабли, которые могут плыть по замерзшим морям, покрытым льдами, такие корабли называются ледоколами.

Как вы думаете, почему у ледоколов такое название?

(Он раскалывает льдины.)

Воспитатель: Нос у ледокола устроен так, чтобы раскалывать льдины. А после ледокола по свободной ото льда воде могут пройти и другие корабли. Именно так доставляют разные грузы на Север.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает двигаться таким кораблям? Может быть весла или паруса? (Нет. У них есть мотор.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделали много открытий

Бревно – плот – лодка – парусный корабль - ледокол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Виды транспорта"

Знакомство детей с видами транспорта. Занятие включает в себя и аппликацию и физкультминутку, есть элементы ИКТ....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему : «Транспорт. Правила дорожного движения»

Закрепить знания детей о правилах движения (ПДД) .Закрепить знания детей о разных видах транспорта....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Транспорт"

Конспект занятия в старшей группе позволит создать условия для систематизации знаний детей о транспорте....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе на тему «Транспорт».

Образовательные задачи.1.Уточнять и расширять знания детей о видах транспорта, способах его передвижения, особенностях внешнего вида.Коррекционно-развивающие задачи.1.Развивать зрительное восприятие, ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи....