Познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе по теме: «Зимушка-зима»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Башар Лариса Сергеевна

    Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Цель проекта: создание условий для расширения представлений детей о зиме как о веселом и красивом времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Зимушка-зима110.52 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное  подразделение - детский сад «Улыбка»

Муниципального казённого общеобразовательного

учреждения «Убинская средняя школа №2»

Убинского района Новосибирской области

Познавательно - исследовательский проект

во второй младшей группе

по теме: «Зимушка-зима»

                                                                                 

        

 Составитель: Башар Лариса Сергеевна

 Воспитатель высшей категории

                                                                     

с. Убинское

2021

                                          СОДЕРЖАНИЕ
1333278646_oblachnyj-fon

1. Введение                                                                                          

1.1 Проблема                                                        

1.2 Актуальность        

2. Основная часть

     2.1 Цель и задачи проекта

     2.2 Гипотеза образовательного процесса

     2.3 Предполагаемые продукты проекта

     2.4 Ожидаемые результаты

     2.5 Этапы реализации проекта

     2.6 Ресурсное обеспечение проекта

     2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

     2.8 Технологии - оборудование

     2.9 Аналитическая справка и сравнительная диаграмма диагностического обследования

 3. Заключения. Выводы  

4. Литература                                                                

5. Приложение                                                                                      

  1. Введение

1.1 Проблема:

     У детей не полностью сформировано представление о зиме, как времени года, и ее признаках.

  1. Актуальность проекта:

     После поздней, серой, дождливой осени выпал ослепительно белый снег, который вызвал у детей массу эмоций, радости, восторга! Наступила зима - время холода и мороза, веселых забав и праздников. Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние забавы дают возможность для эмоционального и чувственного освоения мира ребенком младшего дошкольного возраста, способствуют развитию восприятия, воображения, творчества, установлению элементарных причинно – следственных связей.

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию детей.

    Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети младшей группы (3-4 года), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок  реализации проекта: 02.12.2021 – 20.12.2021.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

  1. Основная часть

2.1 Цель проекта: создание условий для расширения представлений детей о зиме как о веселом и красивом времени года.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду);

2. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снегу, снег пушистый, лед прозрачный;

3.Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им вред;

4. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами неживой природы;

Развивающие:

1. Развивать внимание, воображение, творческие способности;

2. Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий;

3. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

4. Развивать умение общаться с взрослым, отвечать на вопросы, вести диалог;

5. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе;

2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки).

2.2 Гипотеза образовательного проекта: 

     Проект поможет расширить представления детей о зиме, как о веселом и красивом времени года. У детей появится интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

2.3 Предполагаемые продукты проекта:

- Выставка ёлочных игрушек «Подарок для ёлочки».

- Акция «Покормим птиц зимой» (выставка кормушек).

- Альбом «Зимняя природа Убинского района».

- Выставка детского творчества «Зимушка – зима».

2.4 Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Получают элементарные знания о природе, её явлениях, учатся видеть красоту окружающего мира.

2. Развивается интерес к наблюдениям в природе. Создаётся благоприятное эмоциональное состояние, любовь к прогулкам.

3. Развивается интерес к музыкальной и художественно-изобразительной деятельности.

4. В ходе проекта дети научаться экспериментировать со снегом и узнают много нового о снеге.

Родители:

1. Создаётся благоприятный эмоциональный фон в семье.

2. Развивается интерес к совместной деятельности с детьми.

3. Формируется интерес к участию в жизни детского сада.

2.5 Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: что такое зима?  

Детям предлагается обсудить вопросы:

  1. Что вы знаете о зиме?
  2. Из чего состоят снег и снежинки?

Опрос детей по методу 3-х вопросов.

Работа с родителями:

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Размещение справочной информации по теме бесед, занятий, опытов.

Участие в изготовлении кормушки для птиц, изготовление ёлочных игрушек. Сбор альбома «Зимняя природа Убинского района».

Консультация на тему: «Учите детей наблюдать»

Папка-передвижка для родителей  «Прогулка с детьми в  зимний период».

Буклет: «Опыты и эксперименты с детьми зимой» 

Приложение 1

1.Вхождение в проблему проекта.

2.Дети принимают задачи, предложенные воспитателем.

2 этап

Разработка

1.Помогает объединиться для решения задач, выбрать ответственных.

2. Довести до участников важность данной темы.

3.​ Подбор методической литературы.

4.​ Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).

5. Создание условий для проведения проекта.

3.Объединение детей в рабочие группы, распределение направлений работы над задачами проекта:

- провести опыты со снегом и льдом.

-рисование и лепка по теме.

3 этап

Выполнение

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

-Общение на прогулке «Снежинки кружатся»

-Коллективный труд в природе: подсыпание снега к стволам деревьев

-Развешивание кормушек на участке

- Игра-ситуация «Катя заболела»

- Игра-ситуация. «Зайка заболел»

- Игровая ситуация «Одеваемся на прогулку»

- Рассказывание потешки «Маша варежку надела», в процессе одевания на прогулку.

Решение проблемных вопросов:

  1. Что вы знаете о зиме?
  2. Из чего состоят снег и снежинки?

Приложение 2

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-Беседы: «Почему к нам приходит зима?», «Зимующие птицы»

- НОД «Почему Зима холодная?»

- НОД «Зимняя прогулка»

- Исследовательская деятельность

Экспериментирование «Изготовление цветных льдинок», «Взаимодействие воды и снега», «Можно ли есть снег?»

-Д/и  «Когда это бывает»

«Что прячется за сугробом?»

Решение проблемных вопросов:

  1. Что вы знаете о зиме?
  2. Из чего состоят снег и снежинки?

Приложение 3

Образовательная область «Речевое развитие»:

-Чтение и заучивание стихотворения Е.Благинина «Захрустела льдинка»

- Чтение русской народной сказки «Снегурочка», «Рукавичка», «Волк и лиса»

-Словесные игры «Подбери слово», «Доскажи словечко»

Стихи и загадки о зиме

Решение проблемных вопросов:

  1. Что вы знаете о зиме?
  2. Из чего состоят снег и снежинки?

Приложение 4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: 

-Рисование с элементами аппликации «Дерево зимой»

-Лепка из соленого теста (тестопластика) «Снеговик»

-Разучивание песен о зиме

Решение проблемных вопросов:

  1. Что вы знаете о зиме?
  2. Из чего состоят снег и снежинки?

Приложение 5

Образовательная область «Физическое развитие»:

-П/и: «Ветер и снежинки»

«Самый меткий»

- Физминутки: «Ветер», «Снегири», «Снег»

- Пальчиковая гимнастика: «Зайка серенький», «Варежка»

-Музыкально-ритмические движения «Зайки на лужайке»

Приложение 6

Совместная творческая работа детей, родителей и воспитателей в создании альбома «Зимняя природа Убинского района».   Родители с детьми разучивают стихотворение на Новогодний утренник.

Организуют с ребенком прогулку по зимнему парку, рассматривают снежные деревья, снежинки на варежке.

Выставка семейного творчества елочных игрушек «Подарок для елочки».

Изготовление кормушек для птиц.

     Дети вместе с воспитателем выполняют поделки по рисованию и лепке для выставки «Зимушка - зима», экспериментируют со снегом и льдом.

     Оформление выставок совместно: педагоги, дети, родители.

4.Рассматривание иллюстраций энциклопедий.

5.Разучивание подвижных и дидактических игр.

6.Исследовательская деятельность; рисование, лепка по теме «Зима», поделки елочных игрушек, поделки кормушек для птиц.

7.Оформление выставок, альбома зимней природы Убинского района.

4 этап

Подведение итогов, презентация.

- Демонстрация выставки детского творчества «Зимушка-зима» детям старших групп.

-Демонстрация выставки ёлочных игрушек «Подарок для елочки»  детям старших групп.

- Демонстрация выставки семейного творчества кормушек для птиц детям старших групп.

- Рефлексия: что думают дети о своем проекте.

- Рефлексия: что думают педагоги о своем проекте.

- Вручение наград  детям – участникам проекта.

- Подготовка презентации «Зимушка - зима» (как мы работали над проектом).

- Объявление благодарности родителям за участие в проекте.

-Фотоотчет на сайт ДОУ

8.Презентация выставок и альбома зимней природы детям старших  групп детского сада.

5 этап

Определение задач для новых проектов

   1.​ Продолжать совершенствовать и развивать познавательно – исследовательские способности детей.

    2. Постановка новой проблемы

9.Определяют цель нового проекта.

2.6 Ресурсное обеспечение проекта

  • Уголок экспериментирования в группе.
  • Уголок природы в группе.
  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, подвижных игр; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; конспекты бесед, НОД, прогулок и т.д.).
  • Подборка художественной литературы: загадки, стихи, сказки.
  • Подборка опытов и экспериментов.

2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

 ∙ НОД.

∙ Познавательные беседы.

∙ Наблюдения.

∙ Познавательное чтение.  

∙ Исследовательская деятельность.

∙ Консультация, буклеты, папка-раскладушка.

∙ Подвижные, дидактические игры познавательной направленности.

∙ Продуктивная деятельность.

 2.8 Технологии – оборудование:

- фотоаппарат

- компьютер

- интернет

- проектор

2.9 Аналитическая справка

     Диагностическое обследование детей происходило в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.

Для выявления уровня знаний детей о времени года «зима» об особенностях зимней природы о зимних природных явлениях, о птицах и животных в зимний период были составлены вопросы:

  1. Назови приметы зимы.
  2. Что такое снег?
  3. Почему нельзя есть снег?
  4. Как одеваемся зимой, почему?
  5. Как птицы и животные зимуют?
  6. Куда на канавах и озерах пропала вода?
  7. Как помочь птицам зимой?
  8. Назови зимние забавы.

     Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.

                                                Входная диагностика

     К проведению входной диагностики было привлечено 12 детей (из 15 по списку). По болезни отсутствовал 1 человек, не посещают детский сад 2 человека больше месяца.

     Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о том, что такое зима?» №1 (входная диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

0 человек

0%

средний

6 человека

50%

ниже среднего

6 человека

50%

     В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвали вопросы «Что такое снег?», «Почему нельзя есть снег?», Куда на канавах и озерах пропала вода?

     По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о том, что такое зима и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.

    Формирующая работа проходила в период 02.12.2019 – 20.12.2019.

              Таблица «Уровни знаний детей о том, что такое зима?» №2 (итоговая диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

5 человека

41,7%

средний

7 человек

58,3%

ниже среднего

0 человек

0%

     Сравнительная диаграмма диагностики детского развития во второй младшей группе 3-4 лет на начало и конец проекта «Зимушка - зима».

   Таким образом, после проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о том, что такое зима, основным звеном которой являлись беседы и игры познавательного характера. Дети младшей группы показали положительную динамику по результатам итоговой диагностики, где показатель ниже среднего 0%. Они не только могли рассказать, куда на канавах и озерах пропала вода, что такое снег, но и объяснили,  почему нельзя есть снег.

  1. Заключение Вывод

     Рефлексия деятельности: Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований показали повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».

    В реализации проектной деятельности дети научились задавать вопросы,  наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

    Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

   Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов.

Результаты реализации проекта: полностью совпадают с ожидаемыми результатами.

Дети:

1. Получили элементарные знания о природе, её явлениях, научились видеть красоту окружающего мира.

2. Появился интерес к наблюдениям в природе. Создалось благоприятное эмоциональное состояние, любовь к прогулкам.

3. Появился интерес к музыкальной и художественно-изобразительной деятельности.

4. В ходе проекта дети научились экспериментировать со снегом и узнали много нового о снеге.

Родители:

1. Появился благоприятный эмоциональный фон в семье.

2. Расширился интерес к совместной деятельности с детьми.

3. Сформировался интерес к участию в жизни детского сада.

     Вывод: в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, опыты, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!», «Снег есть нельзя!!!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончании проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Узнали, что такое снег, почему нельзя есть снег. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада.

     Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.

     Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет в детях сформировать начальные представления детей о зиме как о веселом и красивом времени года.

  1. Используемая литература:
  1. Барто А., Маршак С., Михалков С. И др. «100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей» - Москва: Издательство АСТ, 2018.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
  4. Митителло К.Б. Дикие животные. Иллюстрированная энциклопедия обитателей средней полосы России (с музыкальным модулем). – Москва: Эксмо, 2014.
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Использование ИКТ и интернет ресурсы.

  1. Приложение

Приложение 1

Игра-ситуация. «Зайка заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой – пациентом.
Врач: « Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?»
Пациент-зайчик (жалобно): «Я пришел».
Врач: « Садитесь, больной. Что у вас болит?»
Пациент: « У меня кашель, болят ушки».
Врач: « Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?»
Пациент: « Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания».
Игра продолжается без участия взрослого.

Игра-ситуация «Катя заболела»

Целиразнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.

- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.

-Вова, а ты хочешь быть доктором?

-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.) 

-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"?

-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.

-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?

-Катя, скажи: «А-а-а».

-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.

-Теперь Катя пусть поспит.

Игровая ситуация «Одеваемся на прогулку»

Воспитатель показывает детям картинку с той одеждой, которую надо надевать, называет её и сопровождает показ объяснением. Далее ставит её в кармашек. Так карточки выставляются в той последовательности, в какой надо одеться.

Приложение 2

Беседа на тему: «Почему к нам приходит зима?»

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом; развивать внимание и память; воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Ход беседы:

Чтение отрывка из стихотворения С. В. Коноваленко «Времена года»

Воспитатель: Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем идет речь:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея-

Такая сказочно красивая!

Воспитатель: О каком времени года идет речь? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Улыбка», детям группы «Пчелки». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе? Ответы детей. 

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!

Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу» 

Воспитатель: Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы? Ответы детей.

Воспитатель: Почему наступает зима? Почему зимой идет снег? Ответы детей.

Воспитатель: Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег. Вы знаете приметы зимы? Ответы детей.

Воспитатель: Приметы зимы:

- дни короткие, рано темнеет;

- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;

- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;

- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят. 

Воспитатель: А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, Лесовичок, прислал нам задание – отгадать загадки, слушайте внимательно.

- Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)  Ответы детей. 

- Все его зимой боятся

– Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (Мороз)  Ответы детей. 

- Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег)   Ответы детей. 

Зимой и летом одним цветом? (Ёлка)  Ответы детей. 

- Едва повеяло зимой,

Они всегда уже с тобой,

Лежат в твоих карманчиках,

Помогут согреть пальчики. (Варежки)  Ответы детей. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с загадками. Вам понравилось в зимнем лесу в гостях у Лесовичка?

Ответы детей.

Воспитатель: Но зимний день короткий и нам пора в наш детский сад. Поблагодарим Лесовичка за экскурсию по зимнему лесу и за задание. Надеюсь, ребята запомнили, какие изменения происходят с природой в зимний период, и чтобы не болеть, надо всегда надевать теплую одежду и не забывать варежки.

Беседа «Зимующие птицы»

Цель: расширить знание детей о птицах, помощи им в зимний период.

Задачи:

1. Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.

2. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

3. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.

Подготовительная работа: изготовление кормушек для птиц, заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.

Оборудование: запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии, воробей, снегирь; куропатка, кормушки, корм для птиц.

Непрерывная образовательная деятельность:

- Ребята, хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?

- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти и мы окажемся… (звучит запись голосов птиц).

Беседа по картине

 - Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу, где так чудесно поют птицы. Давайте рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Что вы видите на картине? (На рябине сидят снегири).

- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?

 - Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.

- А еще есть птицы, которые и летом и зимой живут с нами? (воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие)

Физминутка

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

Игра «Накорми птицу»

- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?

 - Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?

 - Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые на прогулке повесим на участке.

- Давайте покормим зимующих птиц.

- Что любит снегирь? (рябина)

- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба) Дети насыпают корм для птиц в кормушки.

 - Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.

 -Итог: Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете помогать птичкам, насыпать им корм.

Конспект НОД во второй младшей группе на тему:

Почему Зима холодная?

Цель: формировать у дошкольников представление о временах года: зиме.

Задачи:

- побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи;

-устанавливать простейшие связи между временами года и погодой;

-развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска с фигурками снежинок, деревьев, солнышко без лучей и с грустным выражением; детский микроскоп, ведерко с настоящим снегом.

Ход занятия:

Воспитатель задает детям загадку:

-Скатерть белая всю землю одела…Что это?  (снег)

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно рассказывать о снеге, какой он? (ответы детей обсуждаются)

-Снег белый, пушистый, искристый и т.д.

-На что он похож? (на соль, сахар, муку и т.д.)

-Снег можно насыпать в ведерко как песок или нет?

-Что можно вылепить из снега?

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит

Первый легкий мороз

Нас с тобой веселит

Далее воспитатель предлагает подойти к магнитной доске, где прикреплены разной формы снежинки.

Пролетят, кружась, снежинки,

Кружевной сплетут узор,

На поляны, на тропинки

Ляжет сказочный ковер!

-Ребята, как вы думаете что это? (снежинки)

-Какие они? (красивые, резные, фигурные, большие  и маленькие и т.д.)

Воспитатель показывает детям в ведерке настоящий снег.

-А это что? (снег)

-Как можно это назвать иначе? (много, много снежинок)

-Какие это снежинки по величине? (маленькие)

-А вы хотите их увидеть большими?

Воспитатель показывает детям снежинки через микроскоп.

-Какие теперь стали снежинки? (большие)

-Что сделал микроскоп со снежинками? (он их увеличил)

-На что похож микроскоп? (ответы детей – на очки, на увеличительное стекло и т.д.)

Далее воспитатель предлагает детям потрогать снег.

-Что вы чувствуете, какой снег? (холодный)

-Если выпало много, много снега, то на улице будет тепло или холодно?

- Если стало очень холодно, то, как надо одеваться, чтобы пойти на прогулку?

Проводится дидактическая игра «Оденем Соню на прогулку».

Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают куклам на штаны, сапожки, кофты, пальто и шарф.

Физкультминутка. «Быстро встаньте»  

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Воспитатель выставляет на магнитную доску солнышко без лучиков.

-Ребята, как вы думаете, что это? (солнышко)

-Какое солнышко? (грустное, невесёлое, печальное и т.д.)

-Что случилось с солнышком? (ответы детей обсуждаются)

- Почему у солнышка нет лучиков? (ответы детей подвести к тому, что холодно и солнышко спрятало свои лучики; оно светит, но не греет)

Воспитатель обращает внимание детей на деревья.

-Что случилось с деревьями? (ответы детей подводятся к тому, что зимой деревьям холодно, солнце светит, но не греет; листочки опадают; дерево засыпает.)

В конце занятия проводится дидактическая игра «Когда это бывает».

Дети поочередно берут из конверта карточку и определяют время года.

Дети купаются в реке. (Летом)

Дети собирают цветы. (Летом)

Дети лепят снежную бабу. (Зимой)

Дети катаются на коньках и санках. (Зимой) и т.д.

                        НОД в младшей группе «Зимняя прогулка»
Цель: расширить представление детей о безопасном поведение на прогулке в зимнее время года.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о правилах безопасного поведения зимой на улице (нужно одеваться тепло, нельзя есть снег, стоять под сосульками).
2. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
3. Закреплять представления детей о явлениях природы зимой (идет снег, дует ветер, стало холодно).
4. Продолжать пробуждать речевую активность детей на занятиях.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о зиме; наблюдения за приметами зимы; 
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приемы: вопросы воспитателя, игра «Одеваемся на прогулку», сюжетная игра «На прогулке», музыкальное сопровождение, игра «На дворе мороз и ветер», рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, аудиозапись скрип снега, шум ветра, детский плач, кукла в легком платьице, кукольная кроватка, одеяло, презентация.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, сейчас на улице зима, а какая она, опишите ее, пожалуйста.
Дети: Белоснежная, красивая, холодная.
Воспитатель: А вы любите гулять зимой?
Дети: Мы любим, гулять зимой.
Воспитатель: В какие игры вы любите играть?
Дети: Кататься с горок на ледянках, на санках, лепить снеговика, играть в снежки…
Воспитатель: А вы знаете, где нам можно играть, а где нельзя?
Дети: Можно играть только во дворе или на площадке, нельзя играть у дороги.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку. Но прежде чем выйти на улицу, мы должны тепло одеться, потому что зимой на улице очень холодно. Давайте все дружно встанем в круг и начнем «одеваться»
Игра «Одеваемся на прогулку».
Сейчас на улице зима, (Разводим руки в стороны)

Наступили холода (скрещиваем руки на груди)
Но нам морозы нипочем («грозим» пальчиками)
С вами мы гулять пойдем. (шаг на месте)
Мы наденем штанишки, (проводим ладонями по ногам снизу вверх)
Мы наденем шубки, (проводим ладонями по туловищу сверху вниз)
И наденем шапочки, (поглаживаем руками голову)
Мы завяжем шарфики, (поглаживаем шею)
А потом красивые, (поглаживаем по очереди руки)
Теплые, пушистые
Крошки-рукавички
На ручки натянем,
И хотя мы маленькие, (выставляем сначала одну ногу, потом другую)
У нас у всех есть валенки.
Сюжетная игра «На прогулке»
Воспитатель: Мы тепло оделись, теперь я предлагаю отправиться на прогулку. На улице зимой скользко, чтобы не упасть, надо идти осторожно, не торопясь. ( Аудиозапись-скрип снега под ногами). Ребята, вы догадались, что это скрипит у нас под ногами?
Дети: Снег.
Воспитатель: Правильно, это снег. Вот мы и пришли на нашу площадку. 
(Включается аудиозапись-гул ветра). Ой, а что это так подуло?
Дети: Это ветер.
Воспитатель: Да. Это ветер, он очень холодный. Холодно зимой на улице, снежный ветер так и норовит забраться в рукава и за воротник, стынут щеки, мерзнет нос. Чтобы не замерзнуть, нам надо поиграть.
Игра «На дворе мороз и ветер»
На дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети, (шагают на месте)
Носики все потирают,
Щечки, щечки согревают. (трем щечки)
Не замерзнут ручки-крошки, (трем ручки)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем. (хлопаем в ладоши)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем. (топаем ножками)
(Аудиозапись-плач ребенка).
Воспитатель: Слышите, кто-то плачет, давайте посмотрим вокруг, кто же это? (На скамеечке сидит кукла). Смотрите, ребята, это кукла.
-Как тебя зовут, кукла?
Кукла: Меня зовут Катя.
Воспитатель: А что же ты так горько плачешь?
Кукла: Вот, вышла погулять и очень замерзла.
Воспитатель: Посмотрите, дети, почему Катя замерзла?
Дети: Она забыла надеть теплую одежду, сидит на лавочке, не играет.
Воспитатель: Правильно. Кате надо было потеплей одеться и играть, бегать. Катя, так ты можешь простудиться и заболеть, тебе надо зайти в группу, согреться. Ребята, давайте зайдем в группу и объясним Кате, как надо вести себя зимой на улице. Катя, ты согласна?
Кукла Катя: Да.
Воспитатель: Ребята, идем осторожно, не торопясь. Вот и мы зашли в группу, теперь снимаем верхнюю одежду и аккуратно складываем их в шкафчики. А Катю укроем одеялом.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Кате правила, как надо вести себя на улице зимой.
Изучение правил.
1. Зимой на прогулке нельзя долго сидеть или стоять, не двигаясь, т.к. можно замерзнуть и простудиться. Надо играть, ходить или бегать.
2. Зимой на улице скользко, можно упасть. Надо идти осторожно, медленным шагом. 
3. Нельзя есть снег, т.к. может заболеть горло, живот.
4. Нельзя стоять под сосульками, которые свисают с крыш домов, т.к. они могут упасть и поранить очень сильно. И еще, сосульки нельзя облизывать, а то горло заболит.
5. Кататься с горки нужно по очереди. Подожди, пока съедет с горки твой друг и отойдет в сторону, а потом и ты съезжай. Иначе можно столкнуться друг с другом и шишек набить на лбу.
Воспитатель: Катя, ты запомнила правила, как надо вести себя зимой на улице? 
- Да. Спасибо вам, ребята. 
Воспитатель: Да, вы молодцы. Ребята, будьте осторожны зимой на улице. И ты, Катя, береги себя. Я предлагаю кукле Кате погостить у нас в группе.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось в нашей сегодняшней прогулке? 
Какие опасности нас поджидают на прогулке и как их избежать?

Исследовательская деятельность

Опыт: «Изготовление цветных льдинок»

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: вода, краска.

Оборудование: стаканчики, краска, формочки, верѐвочки, полочки для размещения.

Ход: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них верѐвочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

Опыт: «Взаимодействие воды и снега»

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твѐрдым)

Задачи: Выявить свойства воды: чем выше еѐ температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лѐд, снег или вынести на улицу, то она станет холоднее.

Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твѐрдость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Оборудование: мерные ѐмкости с водой разной температуры (тѐплая, холодная), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

Непрерывная образовательная деятельность:

Набрать снег в тарелочки и поставить в тѐплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговика, пирожки из формочек)

Образовательная ситуация «Можно ли есть снег?».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Детская деятельность: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: Развитие у детей познавательно – исследовательской деятельности, формирование основ культуры здоровья.

Задачи:

  1. Учить детей понимать цель эксперимента, подбирать материал и условия для его проведения;
  2. Знакомить со свойствами снега, учить описывать их изменения при смене температуры;
  3. Помочь выявить состав снега, подвести к выводу о том, что есть снег нельзя.

Оборудование и материалы: пластиковые стаканчики, ёмкость со снегом, простейшие фильтры (марля, вата).

Ситуация. Во время прогулки воспитатель заметила, что Василиса и Вика едят снег. Она объяснила детям, что снег брать в рот нельзя, потому что он холодный и грязный. Но девочки стали возражать воспитателю. Василиса сказала: «А мне не холодно!». Вика добавила: «Снег не может быть грязным – он такой белый!»

Постановка проблемы. Воспитатель привлекает к ситуации внимание других детей, предлагает высказать им  свои предположения по вопросу: можно ли есть снег?

Решение проблемы. Организуется обсуждение, как узнать какой снег на самом деле: чистый или грязный, почему, поев снега, можно простудиться. Принимается решение набрать немного снега и провести наблюдение по возвращении в группу.

Наблюдение. Воспитатель предлагает детям взять стаканчики и набрать немного снега, принести его в группу и понаблюдать за происходящими изменениями. (Снег нагревается, становится рыхлым, водянистым, тает и превращается в воду). Воспитатель предлагает детям подержать руку над стаканчиком со снегом. (Ощущается холод – во время таяния снег забирает тепло, поэтому вокруг становится холоднее.) Вот почему человек, который ест снег, может простудиться.

Таким образом, удалось найти ответ на вопрос.

(Пока снег тает, предлагаем детям поиграть)

Динамический этюд «Зима».

-На улице зима,  (руки в стороны)

-И стало холоднее,  (обнять себя)

-Теперь одежда нам нужна теплее.

-Чьи варежки?  (руки вперёд)

-Мои!  (показываем на себя)

-Чья шапочка?  (руки на голову)

-Моя!

-Чьи валенки?  (наклон вперёд, показываем на ноги)

-Мои!

-Чья шубка?  (гладим себя по бокам)

-Моя!

-Чей шарфик?  (согнуть руки в локтях и поднести их к шее)

-Мой!

-Пойдём гулять скорей с тобой!  (шагаем на месте)

-Чтобы ножки не замёрзли, мы потопаем!  (топают)

-Чтобы ручки не замёрзли, мы похлопаем!  (хлопают)

-А чтобы было веселее, мы снежки начнём лепить!(имитация лепки снежков)

-Будем весело играть, хорошо зимой гулять!

Игра на меткость «Попади снежком в корзину».

Дети по очереди кидают снежки в корзину (так как игра проводится в группе, снежки сделаны из ваты).

Проведение эксперимента. После того, как снег превратился в воду, на дне стаканчиков стали заметными песчинки, частицы почвы. Чтобы лучше рассмотреть их, полученную воду можно пропустить через фильтр. Пропускаем её через марлю. Воспитатель предлагает любителям «вкусного» снега рассмотреть, что же осталось на марле.

Итог: снег есть нельзя!!!

Выводы: Дети рассказывают о выявленных в ходе наблюдения и эксперимента свойствах снега.

Дидактическая игра «Что прячется за сугробом»

Цели:

∙ Развитие зрительного внимания.

∙ Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цели:

∙ Учить детей называть времена года по их признакам.

 ∙ Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Приложение 3

Загадки о зиме

Падают снежинки,  

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щёки, нос!

- Знаю, знаю я сама!

- Это к нам  пришла ... ! (Зима)

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома….

Начинается?  (зима )

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний ... (Мороз)

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это -...(Лёд.)

Греет он шею холодной зимой, Мягкий, пушистый и шерстяной (Шарф).

Ее на голову наденем мы зимой, Уши не продует нам ветер ледяной (Шапка).

Есть у них полозья, Есть у них веревка. Мы на них катались

С высокой горки ловко (Санки).

С неба падают зимой И кружатся над землею Мягкие пушинки Белые…..(Снежинки).

По тропинкам, по дорожкам Кто идет на снежных ножках? Кто способен на уловки, Носик у него морковка? По весне растает вмиг

Это белый… (Снеговик).

Едва повеяло зимой, Они всегда уже с тобой, Лежат в твоих карманчиках, Помогут согреть пальчики. (Варежки)

Стихи о зиме

Первый снег

автор: Любовь Шубная

Удивилась наша кошка:

Что случилось за окном?

Белые летают мошки,

Сад в наряде кружевном!

На порожек вышла кошка,

Постояла там немножко

И закрыла лапой нос:

Почему-то он замёрз!

Как же ей к лицу мороз!

Снег  

автор: Ольга Теплякова

Закружился первый снег -

Заметает снегом всех!

Падают снежинки 

Прямо на тропинку, 

На собачку, и на кошку,

И на Дашину ладошку!

Первый снег    

автор: Ольга Теплякова

За окошком нашим вдруг

Побелело всё вокруг!

В небе весело кружится

Белый хоровод!

Вы в окошко посмотрите –

Снег идёт!

Снежок

автор: Лидия Невская 

На земле лежит снежок,

Он блестит, как сахарок!

Он лежит такой же гладкий,

Только вот совсем не сладкий.

Сахар тает в кипятке,

А снежок - в моей руке!

Странная мука

автор: Тамара Маршалова

Из небесного мешка

Вдруг посыпалась мука!

Засыпает всё вокруг –

Лес, поля, дома и луг…

А как только ты возьмёшь

И муки той наберёшь…

Смотришь, а её уж нет!

Лишь остался мокрый след.

Что за странная мука?!

Не видать нам пирожка.

Захрустела льдинка

автор: Е.Благинина

Захрустела льдинка, а под ней вода.

Падает снежинка - легкая звезда,

А за ней вторая, третья – без конца.

Не видать сарая, не видать конца.

Первый снег

автор: Светлана Коробко

Раз, два, три.

Шапку, варежки бери.

Поскорее одевайся,

На прогулку собирайся.

А на улице мороз.

Щиплет щёки, щиплет нос!

Мы мороза не боимся,

Мы на санках с горки мчимся!

Разыгралась детвора.

Снегу первому - ура!

***

автор: Лариса Зубаненко

Я дорожку расчищаю,

Снег лопаткой разгребаю.

По моей дорожке кошка

Ходит, не испачкав ножки.

Я и сам по ней хожу

И сестру свою вожу.

Первый снег

автор: Тамара Маршалова

Первый снег слетел несмело

На деревья и тропинки.

Полежав подобно мелу,

Превратился вдруг в дождинки.

Сокрушаются все дети:

- Где же снег? Откуда лужи?

Виноват, наверно, ветер –

Позабыл совсем о стуже!

По снежку топталка

автор: Ольга Ухалина

Как воздушный творожок,

На земле лежит снежок.

Топ, топ, топ, топ.

С мамой за руку идем

И следы на снег кладем.

Топ, топ, топ, топ

Раз шажок и два шажок-

За стежком идет стежок,

Топ, топ, топ, топ.

Вот и садик впереди:

«Мама, ты не уходи!!!

                                                  Словесные игры

«Подбери слово»

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

 Замерзли… (реки)

 Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

«Доскажи словечко»

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег». (Читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Приложение 4

     Совместная деятельность воспитателя и детей по художественному творчеству:

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации

Тема: «Дерево зимой»
Задачи: Учить детей рисовать дерево, ствол высокий, прямой; ветки растут не с самого низа ствола, они тянутся вверх, к солнцу; ветки растут и справа и слева от ствола; от крупных ветвей отходят более тонкие веточки; учить, сочетая в рисунке прямые и наклонные линии, длинные и короткие. Познакомить детей с коричневым цветом; дополнить рисунок элементами аппликации, снег и снежинки из ваты.
Материал: Кисточки, коричневая краска, баночки для воды по количеству детей, салфетки, клей, вата.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели. (дерево)
Воспитатель: А какое время года наступило? (зима) По каким признакам вы определили, что наступила зима? (на улице холодно, люди оделись тепло).
Воспитатель: Ребята, на прогулке мы с вами рассматривали деревья. Давайте вспомним, что есть у дерева? У деревьев есть большая одна нога-это ствол. Он высокий и толстый, а на этой ноге растут веточки, как руки, они тоненькие и тянутся вверх к солнышку погреться.
Ребята, посмотрите (Вывесить картинку с изображением дерева) и скажите, каким цветом дерево? (коричневое). Спросить, как называются части дерева (ствол, ветки). Попросить показать на картинке эти части, определить: ствол высокий, прямой; ветки растут не с самого низа ствола, они тянутся вверх, к солнцу; ветки растут и справа и слева от ствола; от крупных ветвей отходят более тонкие веточки; все дерево в мелких веточках.
Воспитатель (показываем последовательность выполнения рисунка).

На мольберте воспитатель показывает детям, что в первую очередь мы рисуем линию земли, потому - что дерево растет из земли. После того как мы нарисовали землю, мы рисует ствол дерева, ствол дерева мы рисуем коричневой краской (снизу вверх, стараемся рисовать ствол одной длинной линией), ствол высокий, прямой; ветки растут не с самого низа ствола, они тянутся вверх, к солнцу; ветки растут и справа и слева от ствола; от крупных ветвей отходят более тонкие веточки. Ребята посмотрите, какое дерево у меня получилось.

Ребята, а давайте все вместе кисточкой в воздухе покажем, как вы будите рисовать ствол. (Обращаем внимание на то, что вести надо линию прямую снизу вверх, так как деревья растут из земли и тянутся вверх к солнышку), напоминаем детям, что перед тем, как нарисовать ствол, мы рисуем линию земли.
От ствола у дерева растут веточки, которые тянутся вверх к солнышку, поэтому мы их будем рисовать вот так (показываем рисование наклонных линий от ствола кверху). А теперь вы покажите в воздухе кисточкой, как будем рисовать веточки. (Обращаем внимание на то, что веточки рисуем от ствола вверх). (Дети показывают, как растут веточки - тянут руки вверх). А сколько веточек у дерева? (много)

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Чтобы начать рисовать, надо намочить кисточку в воде и набрать на неё коричневую краску. (краску набираем на кисточку, не погружаем кисточку целиком в гуашь), воспитатель напоминает, что сначала надо нарисовать ствол у дерева. Его мы будем вести снизу вверх. Какой будет ствол дерева? (коричневый, высокий, веточки с двух сторон у дерева)
Самостоятельная работа детей. Обращаем внимание на то, как держат дети кисть, как ведут прямые и наклонные линии. Помогает, если дети затрудняются в выполнении задания.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмем вату и приклеим ее на ветки деревьев, будет снег. Комочки ваты приклеить по всему листу, идет снег.
Воспитатель: Ребята, а что мы сегодня с вами делали? (рисовали) Что рисовали? (деревья, у деревьев длинные ветки, какие длинные - покажите? (дети тянут руки вверх имитируя ветки деревьев, покажите, как качаются ветки деревьев?) Скажите, а сколько веток у дерева? (много) А сколько стволов у дерева? (один). Ребята, а как мы с вами изобразили снег? Правильно использовали вату. Посмотрите, какие у нас получились красивые деревья. Оцениваем работу, отмечаем рисунки, в которых у дерева нарисовано много веток и расположены они в разные стороны, отмечаем стройность и красоту дерева.

Конспект занятия по лепке из соленого теста

(тестопластика) «Снеговик»

Программное содержание:

1. Развивать эстетический и художественный вкус детей.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать у детей интерес к лепке.

4. Совершенствовать умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу.

Материал: соленое тесто, вода, гречка, салфетки бумажные.

Возраст: младшая группа.

Ход занятия:

Игровая ситуация: приходит снеговик (игрушка)

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел?

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.

Дети: Снеговик.

Воспитатель:

- Что случилось, снеговик?

Снеговик: Я сегодня к вам пришел не просто так, мне нужна ваша помощь. Поможете мне?

Дети: Да!

Воспитатель:

Снеговик, а что случилось?

Снеговик:

- Мне так грустно, у меня нет со всем никого, не друзей, не семьи. Ребята слепили меня из снега и оставили одного на улице, а сами побежали домой.

Воспитатель:

- А чем мы можем тебе помочь?

Снеговик:

- Слепите мне, пожалуйста, друзей!

Воспитатель:

- Ребята, давайте поможем снеговику?

Дети: Да!

Воспитатель:

- Сейчас мы разрежем вот эту часть теста на два кусочка, из которых лепим два круга разной величины. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста, раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы их сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, два круга, для туловища снеговика. Теперь с помощью гречки сделаем снеговику глазки, из красного пластилина нос-морковка.

Какие красивые снеговики у нас получились. Снеговик, ты доволен?

Снеговик:

- Да, детки, спасибо вам большое!

Воспитатель:

- А теперь давайте поиграем со снеговиком.

Подвижная игра «Заморожу»

Воспитатель:

 - До свидания, Снеговик, приходи к нам в гости еще!

Приложение 5

Подвижная игра «Ветер и снежинки»

     Эта игра подразумевает участие нескольких детей. Малыши в ней будут снежинками, а взрослый – ветром. Ребята берутся за руки и встают в круг. Взрослый произносит:
- Ветер дует, дует, дует. Разлетайтесь, снежинки по сторонам! 
    Дети разбегаются, кружатся и выставляют руки по сторонам, изображая снежинок.
Потом взрослый говорит:
- Ветер затих. Возвращайтесь, снежинки, в круг!
    Малыши снова собираются в круг и берутся за руки.
Эта игра воспитывает умение общаться в коллективе и способствует физическому развитию ребенка.

Подвижная игра «Самый меткий»

     Данное развлечение развивает внимание, координацию движений и укрепляет опорно-двигательный аппарат.

     Играть может один воспитанник или сразу целая ватага.

     Смысл игры: попасть снежком в импровизированную мишень. На стене дома, на заборе или на дереве вылепите мишень из снежков. Дети должны кидать по ней комками снега. Со временем задачу можно усложнить, увеличивая расстояние. Побеждает тот, кому удастся сделать больше попаданий.

Игра на меткость «Попади снежком в корзину».

     Дети по очереди кидают снежки в корзину (так как игра проводится в группе, снежки сделаны из ваты).

Физминутки

Ветер

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Снегири

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

Снег

Как на горке снег, снег,(встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.(приседаем)

И на елке снег, снег,(встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Пальчиковая гимнастика

Зайка серенький

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так. Он ушами шевелит (массируем ушки).

 Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть. Вот так, вот так - надо лапочки согреть (растираем ладошки).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так - надо зайке поскакать (прыгаем).

Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!

Варежка

Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец)

Нету пальчика, пропал. В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла. Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)

Ищешь, ищешь, не найдешь. Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает), как живешь?

Приложение 6

Совместная творческая работа детей, родителей и воспитателя по созданию альбома «Зимняя природа Убинского района», принять участие в акции «Покормим птиц зимой» (выставка кормушек).

Домашнее задание: вместе с детьми сфотографировать зимнюю природу нашего района, сделать фотографию формата  А4. Принести в детский сад для сбора альбома. Сделать с ребенком кормушку для птиц, принять участие в акции.

Консультация для родителей «Учите детей наблюдать»

     Цель: познакомить родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.

     Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества.

     Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми, снегом и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

     Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

     Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”.

     Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.

     Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.

     Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.

     Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.

     Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

     Удачи Вам и вашим детям!

Папка – передвижка «Прогулка с детьми в зимний период»

Буклет: «Опыты и эксперименты с детьми зимой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе №1 «Зимушка-зима»

Публикуемый материал позволяет решать следующий ряд задач: -развивать воображение и творческую активность  «Познавательное развитие»-формировать у ребенка позитивное отношение к  творче...

Досуг во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Досуг во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Зимушка – зима»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности    «Речевое развитие» во второй младшей группе  Тема: «Зимушка – зима»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима!».

закрепить представления детей о характерных признаках зимы и о зимних природных  явлениях....