Конспект открытого занятия «Вода - водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Меньшикова Екатерина Николаевна

         Конспект открытого занятия

«Вода - водица»

по экологии с элементами экспериментирования

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_voda.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Вода — водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе

Цель: углубление природоведческих знаний детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут).

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).

3.Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Методические приемы:

1. Наглядные: просмотр презентации.

2. Практические: опытно-экспериментальная деятельность с водой.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде.

Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, пипетка, емкости с водой, пена, цветы из бумаги, салфетки, мандарины, ноутбук, проектор.

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. 

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг Земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают: 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.) Старт.

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса. Что такое Земля? (планета, шар) А какого цвета на глобусе больше всего.

Дети: Синего, голубого

Воспитатель: верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?

Дети(предположительные ответы) Синий и голубой цвет - это цвет, которым обозначена вода на глобусе.

Воспитатель: посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку. 

Воспитатель: правильно, без воды нет жизни на Земле. А что люди делают при помощи воды?

Дети: готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде. Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды).

Воспитатель: Молодцы. Совершенно, верно.

Воспитатель: Ребята, сегодня перед тем, как идти мне в детский сад, я смотрела новости по телевизору и вот там сказали, что ученые выявили, что во всем мире все острее ощущается нехватка пресной воды. А что будет если воды на нашей планете не станет? Как мы можем помочь планете (ответы детей).

Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. Сейчас мы с вами будем учеными и отправимся в лабораторию, чтобы узнать основные свойства воды. Повертелись, покружились и в учёных превратились.

(Надеваем детям шапочки на голову)

- Кто такие учёные? (Ответы детей). Настоящие ученые задают себе вопросы и пытаются на них ответить. Они всё доказывают, проводя опыты в лаборатории. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, необходимо соблюдать правила поведения. Вспомните, какие? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, соблюдать тишину)

Воспитатель: всё верно.

• Внимательно слушать воспитателя

• Не разговаривать слишком громко

• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.

Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных-исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.

Опыт 1. Вода прозрачна. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить коктейльные трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2. У воды нет вкуса и запаха. Предлагаем детям понюхать воду в стаканчике, определяем, что вода не имеет запаха. Потом попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Даем им для сравнения попробовать мандариновый сок. Сравниваем вкус, делаем вывод, что вода вкуса не имеет.

Вывод: у воды нет вкуса и запаха.

Опыт 3. Тонет-не тонет.

У меня есть два мандарина – один целый, второй очищенный. Как вы думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? А одинаковые ли они по весу? Какой легче, какой тяжелее? Почему?

Что вы заметили? Какой из мандаринов утонул, а какой остался плавать? Правильно ребята, даже несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нём что? (кожура, а в кожуре что есть? много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.

Физкультминутка.

Мы плывём по тихой речке,

Тихо плещется вода (плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания-руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем.

Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте).

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок.

Опыт 4. Дождевые облака.

- Ребятки, вы любите дождик?

- Вы хотите узнать, как идёт дождь? (ответы детей)

- Давайте попробуем!

Наливаю воду в большую ёмкость на 2/3. Выдавливаю пену прямо поверх воды.

- Сначала вода накапливается в облаках, а затем облака собираются все в кучку и превращаются в большую тучку. Тучка дождик несет.

Пипеткой на пену капаем окрашенную воду.

А как станет тяжело нести, на землю прольет.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

-Теперь наблюдаем, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.

- Получился у нас дождик?

- Итак, уважаемые учёные, делаем вывод.

Выводвода накапливается в облаках, а потом выпадает осадками на землю.

Опыт 5. Цветочная полянка.

Дождик прошел. Появилась вода в лужицах. Я приготовила бумажные цветы. Что сейчас они делают? (спят)

- Как вы думаете, могут бумажные цветы распуститься в воде? Или только живым цветам нужна вода? (ответы детей)

- Но мы же с вами знаем, что настоящие учёные всё проверяют!

(ставлю большую плоскую тарелку с небольшим количеством воды)

-А теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).

- Уважаемые учёные, что вы скажете, почему это происходит?

Вывод: вода намочила бумагу, и она стала тяжелее).

Опыт 6. Вода поднимается вверх. Все мы знаем, что вода течёт вниз. Уважаемые учёные, приведите, пожалуйста, примеры (вода из крана, дождь, из бутылки, лейки).

- Как вы думаете, вода может подниматься вверх? (ответы детей)

- Так давайте мы это проверим! У вас есть салфетки, в тарелочках – вода. Сейчас вы возьмёте салфетку и один край вертикально опустите в воду.

- Что происходит с салфеткой? Почему?

- Да, вода может подниматься снизу вверх, да при этом творит чудеса! Этот цветной опыт с водой демонстрируют способность воды подниматься вверх по тоненьким волокнам салфетки.

Вывод: вода может не только течь вниз, но и подниматься вверх.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами. Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен. 

Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. 

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? Как мы можем помочь нашей планете?

Воспитатель: И в завершении нашего занятия, я хочу вам прочитать стихотворение Марины Энтелис «Берегите, Люди,воду!».

Берегите-люди воду!

Ведь вода,так всем нужна

Вдруг погибнет вся природа?

Жизнь несет с собой вода!

Мусор в речку не бросайте!

Рыбки в речке там живут!

Нефть-заводы,не сливайте!

Чайки песен не споют.

Зря не лейте с крана воду!

Думайте,о всем живом

Без питья воды немного

Мы на свете проживем

А,как выйду рано утром

На траве роса лежит

Это-детка океана

А за ней ручей бежит!

-Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».

laquo;Волшебница вода». Конспект НОД  по экологии в старшей группе с элементами экспериментированияЦель: расширять представления детей о воде и её свойствах посредством эксперименталь...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

quot;Мы порядок наведем и Фому убережем"Подготовила: Зинченко Надежда Ивановна. воспитатель I категории...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект занятия по развитию интеллектуальной одаренности, с элементами экспериментирования в старшей группе «Металл, его качества и свойства».

Задачи: Учить детей узнавать предметы из металла,  опытным путём определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск, магнитное притяжение).Развивать инте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» , направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» Конспект познавательного развития, на...