Цикл бесед в старшей группе детского сада на тему "Этот загадочный космос"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Замышляева Надежда Владимировна

В этом материале размещены 20 бесед с детьми по теме "Космос". Для более доступного понимания материала, можно использовать наглядность (иллюстрации, презентации, видео).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_dlya_starshey_gruppy.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №401

Цикл бесед с детьми старшего возраста

«Этот загадочный космос»

Подготовила: воспитатель I категории

Замышляева Надежда Владимировна

Нижний Новгород

 2022-23г.

Беседа № 1.Солнечная система

Цель: расширять знания детей о солнечной системе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Основой Солнечной системы является Солнце самая близкая к нам звезда во Вселенной. Множество различных небесных тел наполняет Солнечную систему. Все они взаимосвязаны друг с другом и с одной звездой Солнцем.

Небесные тела делятся на звезды, планеты, астероиды и кометы. Солнечная система включает в себя Солнце, планеты спутники, карликовые планеты, множество комет, куски горной породы, космическую пыль и лед.

Вокруг нашей звезды вращаются восемь планет, входящих в Солнечную систему. Наша Земля - тоже планета. Вокруг планет вращаются их спутники. Солнце больше всех планет, астероидов и комет вместе взятых.

Чем звезды отличаются от планет? Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов. По размеру планеты меньше, чем звезды. Планеты двигаются вокруг звезд и вокруг своей оси, а звезды нет.

Вокруг Солнца есть несколько типов планет. Те, что расположены ближе к Солнцу - небольшие, каменные очень плотные. Более удаленные, состоят из газа, льда и жидкостей.

Современные представления о Солнечной системе сформировались постепенно. На протяжении многих веков люди взирали на ночное небо и наблюдали огни. Вскоре люди заметили, что некоторые огни передвигаются по определенным траекториям. Эти огни были названы планетами, что с греческого языка переводится как «скитальцы». 

Сначала люди думали, что планеты движутся вокруг Земли, потом, с развитием науки, стали считать, что наша планета, как и все другие планеты солнечной системы, движется вокруг Солнца.

   В древности людям было известно пять планет Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. После того как Галилео Галилей изобрел телескоп, были открыты более удаленные от Земли планеты (Уран, Нептун, а также Плутон - до 2006 г. он тоже считался планетой) и их спутники, потом астероиды - малые планеты, которые не являются спутниками, самостоятельно вращаются вокруг Солнца, но слишком малы, чтобы считаться настоящими планетами. Запуски космических аппаратов внесли значительный вклад в расширение знаний Солнечной системе. Были открыты новые небольшие спутники планет неразличимые с Земли в телескоп.

Планеты и объекты Солнечной системы остаются внутри неё благодаря гравитации (притяжению) стороны Солнца, которая не дает им разлететься. Считается, что его гравитационное воздействие достигает почти 2 световых лет - это почти половина дистанции до следующей звезды.

 Солнечная система огромна, но при этом она лишь малая часть нашей галактики Млечного Пути, а галактика - малая часть Вселенной. Наша Солнечная система находится у внешнего края Млечного Пути. Нельзя точно сказать, где заканчивается Солнечная система и где начинается межзвездное пространство так как большое влияние на эту границу оказывает солнечное тяготение.

Беседа № 2. Планеты земной группы

Цель: дать детям представление, какие планеты входят в «земную группу».

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Вокруг нашей звезды - Солнца - вращаются восемь планет, входящих в Солнечную систему. Большинство планет астрономы назвали в честь греческих или римских богов. Они делятся на планеты земной группы и планеты - гиганты.

Планеты земной группы - Меркурий, Венера Земля, Марс. Они невелики по размерам, состоят из плотных горных пород и медленно вращаются вокруг своей оси. У них мало спутников: у Земли один (Луна) У Марса два (Фобос и Деймос), у Меркурия и Венеры ни одного. Эти планеты не имеют колец.

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она названа в честь крылатого бога - Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, она покрыта кратерами. Эти кратеры образовались в результате столкновений с астероидами и кометами. На Меркурии нет ни воды, ни воздуха. Днем Солнце очень сильно нагревает эту маленькую планету, а ночью температура резко падает. Находясь ближе других планет к Солнцу, Меркурий обращается вокруг него за самое короткое время. Год на Меркурии, т.е. оборот планеты вокруг Солнца, равен 88 земным дням.

Венера - вторая от Солнца планета. Она названа в честь богини любви и красоты - Венеры. Толстые слои облаков скрывают поверхность планеты, но удерживают тепло. Здесь царит испепеляющая жара, На Венере настолько жарко, что можно было бы за несколько секунд испечь пирог без духовки. Атмосфера давит на поверхность Венеры с огромной силой, почти в 100 раз большей, чем атмосфера Земли. Венера - самая яркая планета на небе.

Земля - третья от Солнца планета. Она уникальная, единственная, на которой есть условия для жизни. Планета находится на таком расстоянии Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, на ней есть достаточное количество воды, кислорода для дыхания, защитный озоновый слой в атмосфере. Еще одна особенность Земли - огромное разнообразие природы и климата. На Земле нашлось место горам и морским глубинам, лесам и пустыням, и, конечно же их многочисленным обитателям - растениям, животным людям.

Марс - четвертая планета Солнечной системы. Она названа именем бога войны Марса. Марс также называют красной планетой - над ней часто проносятся бури, вздымающие столько ржавой пыли, что небо становится красным. У Марса тоже есть атмосфера, но не такая плотная, как у Земли или Венеры. Марсианский ландшафт напоминает бледно оранжевые дюны в пустыне, усеянные камнями.

Марс - единственная планета, которая похожа на Землю тем, что на ней чередуются четыре времени года, происходит смена дня и ночи. Марсианский год в два раза длиннее земного. До того как стало известно, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут марсиане.

От планет - гигантов планеты земной группы отделены поясом астероидов.

Беседа № 3. Планеты – гиганты

Цель: дать детям представление, о «планетах – гигантах».

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) названы так из – за своих больших размеров. Они расположены далеко от Солнца и почти полностью состоят из газа. Эти планеты имеют множество спутников и вращаются вокруг своей оси гораздо быстрее, чем планеты земной группы (Юпитер совершает полный оборот вокруг своей оси за 10 часов, Нептун за 16, Уран за 18). У всех планет – гигантов есть кольца, которые обращаются вокруг планет.

Юпитер – пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в ней. Скорость ветров на Юпитере может превышать 600 км/ч. Юпитер имеет 67 спутников, самые крупные из них были открыты Галилео Галилеем.

Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Названа она в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Планета известна своими великолепными кольцами, каждое из которых состоит из газов, частиц льда, камней и песка. Сейчас известны 62 спутника Сатурна, самый крупный из них – Титан.

Уран – седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна – Урана. У Урана есть кольца и 27 спутников. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Она обращена к Солнцу то северным полюсом, то южным, то экватором. Её называют «лежачая планета».

Нептун – восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря Нептуна, потому что она холодная и синяя. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в два раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон много лет считался девятой планетой Солнечной системы. По началу ученые думали, что по размеру он напоминает нашу Землю. Однако позже выяснилось, что Плутон очень мал – даже меньше Луны. Поэтому ученые договорились считать его карликовой планетой – планетоидом. Плутон состоит из смеси льда и камней. На его поверхности есть горы и ледяные равнины.

Беседа № 4.Солнце – источник жизни на Земле

Цель: дать детям представление о Солнце.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Звезды – огромные светящиеся огненные шары.

Солнце – тоже звезда, одна из многих миллиардов звезд. Она расположена близко к Земле, и поэтому мы видим ее свет и ощущаем ее тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Днем все остальные звезды невидимы из – за того, что Солнце светит очень ярко.

Солнце – центр и основа Солнечной системы. Сила его притяжения – гравитация – действует на все тела Солнечной системы, заставляя их вращаться вокруг него по своим орбитам.

С Земли Солнце кажется очень маленьким, потому что оно далеко от Земли, на самом деле наша планета ничтожно мала по сравнению с Солнцем: его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, его масса в 327 тысяч раз больше массы Земли. Световой луч доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

В космическом пространстве очень холодно и темно, а Солнце согревает и освещает Землю. Именно благодаря ему на Земле есть условия для жизни. Без Солнца не наступал бы день, не приходили бы к нам весна, лето, осень, зима, мы не смогли бы наблюдать радугу, без него было бы очень плохо всем растениям, животным и людям, никого из нас просто бы не было, поэтому можно сказать, что Солнце для нас – источник жизни.

Солнце очень горячее, к нему нельзя приблизиться, потому что сгоришь. На Солнце нельзя смотреть в обычный бинокль или телескоп – это опасно для зрения. Для наблюдений необходимы специальные приборы. Они называются гелиоскопами, солнечными телескопами.

Беседа № 5.Луна – спутник Земли

Цель: дать детям представление о Луне, как она выглядит. Является спутником нашей планеты.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Каждый вечер на небе появляется Луна, ее отлично видно невооруженным глазом. Это спутник Земли – Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Между Землей и Луной существует притяжение, благодаря чему в морях и океанах происходят приливы и отливы. Путь по которому Луна движется вокруг Земли, называют орбитой. Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27 суток и 7 часов.

Луна имеет форму шара, но выглядит на небе по разному и постоянно меняется. Вид Луны меняется оттого, что она по-разному освещена Солнцем.

На Луне нет воздуха и воды. Поверхность ее состоит из высоких гор и лунных морей – огромных воронок – кратеров с застывшей лавой, возникших от столкновения с астероидами. Она покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. Небо на Луне всегда черное, безоблачное. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле, - там можно было бы прыгнуть в 6 раз выше.

На поверхности Луны есть горы, равнины и кратеры. Некоторые лунные кратеры отлично видны в хороший бинокль. Они образовались в результате падения метеоритов и астероидов.

Луна очень подробно изучена. Ее исследовали космические станции, на ней работали луноходы, а на поверхность высаживались астронавты.

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат – советский зонд «Луна – 1». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны.

«Луна -17» и «Луна – 21» доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, которые управлялись с Земли по радиосвязи. Луноходы фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Беседа № 6.Астероиды и кометы

Цель: расширить представления детей о других небесных телах – астероидах и кометах.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Что еще есть в Солнечной системе, помимо планет и их спутников? Кометы и астероиды являются остатками небесных тел, образовавшимися при формировании Солнечной системы.

Комета – небольшое небесное тело, движущееся вокруг Солнца. Основа кометы, ее ядро состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда кометы приближаются к Солнцу, у них образуется светящийся хвост. Самая яркая часть кометы – ее голова, похожая на светящееся облако. Из головы кометы выходит ее хвост в виде слабо светящейся туманной полосы.

Кометы двигаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам: оказываясь вблизи Солнца, они начинают испаряться, образуя голову и хвост, которые уменьшаются по мере удаления кометы от Солнца. Хвост ее может быть разной длины и формы. Масса комет очень мала – она в миллиарды раз меньше массы Земли. Самая известная комета – комета Галлея. Впервые космические корабли отправились к комете Галлея в 1986 году. Приблизившись, они передали на Землю ее снимки. Большинство комет можно видеть только в бинокль или телескоп. Но иногда появляются настолько яркие кометы, что их видно невооруженным глазом.

Астероиды небольшие небесные тела, похожие на планеты, самостоятельно движущиеся по орбите вокруг Солнца, но слишком маленькие для того, чтобы считаться настоящими планетами. Астероиды состоят из железа, никеля и различных каменистых пород. Они очень холодные, единственным источником тепла для них является Солнце.

Беседа № 7.Звездное небо

Цель: расширять представления детей о звездах, познакомить с Полярной звездой, и звездой Сириус.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Днем на небе звезд не видно – их затмевает Солнце, а в темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Они как светлые точки на темном фоне. Не так – то просто уследить за тысячами звезд в небе. Наблюдая за звездами, открывая новые, астрономы наносили их изображение на карту, и в итоге получилась карта звездного неба, которую мы можем видеть сейчас.

Самая известная звезда – ориентир – Полярная. По ней можно определить стороны света: если встать лицом к Полярной звезде, спереди будет направление на север, сзади – на юг, справа – на восток, слева – на запад. Самая яркая звезда, наблюдаемая с Земли – Сириус.

Впечатление бесчисленности звезд усиливается их мерцанием. Кажется, что яркость и цвет звезд все время меняются, они как будто дрожат. На самом деле это не так. Большая часть звезд светит одинаково в течение очень долгого времени, а кажущееся мерцание вызвано движением воздуха в атмосфере Земли.

Звезды – огненные шары, одни более горячие, другие – менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Если присмотреться к звездам, можно заметить, что они бывают голубоватыми, белыми, оранжевыми, красными. Ученые установили, что цвет звезд зависит от температуры их поверхности. Самые горячие звезды – голубые, затем белые, менее горячие – желтые, самые холодные звезды – красные.

Все звезды очень разные по размеру, есть звезды – карлики и звезды – гиганты.

Звезды образуются из газопылевых облаков. Звезды по разному удалены от Земли. Причем расстояния эти настолько велики, что для них изобрели специальную единицу измерения – световой год – расстояние, которое свет от звезды проходит за земной год.

На звездном небе также можно наблюдать Млечный Путь. Млечный Путь – это миллионы звезд, которые составляют нашу галактику.  

Беседа № 8.Созвездия

Цель: дать детям представление о том, что такое «созвездие». Какие созвездия бывают.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Люди с древних времен группировали звезды друг с другом. Группы звезд называются созвездиями. Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен.

Всего на небе определено 88 созвездий. Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, мы имеем возможность наблюдать смену созвездий.

На небе легко найти семь ярких звезд, расположенных в виде ковшика. Рядом есть и другие, менее яркие звезды. Все вместе они напоминают голову и ноги зверя, а ручка ковша – его длинный хвост. Это созвездие называется Большой Медведицей, хотя у настоящего медведя хвост не длинный, а совсем коротенький.

Рядом с созвездием Большой Медведицы находится созвездие Малой Медведицы, его можно найти по самой яркой звезде на небе – Полярной, входящей в созвездие Малой Медведицы.

Между созвездиями Большой и Малой Медведиц изгибается вереница звезд - созвездие Дракона. О нем иногда говорят, что «Дракон парит меж Медведиц».

Некоторые созвездия можно увидеть на небе только в определенное время года. Зимой невысоко над горизонтом в южной части неба видно созвездие Ориона, названное так в честь легендарного охотника. Его охраняют две верные собаки – Большой Пёс и Малый Пёс. Справа и сверху на него мчится Телец. Два других ярких зимних созвездия – Близнецы и Возничий. Летом в северном полушарии можно увидеть Большой летний треугольник. Вершины его – три яркие звезды, Вега, Денеб и Альтаир, принадлежат к трем разным созвездиям Лиры, Лебедя и Орла. Осень -  лучшее время для наблюдений за созвездием Кассиопея. Оно представляет собой гигантскую букву W, образованную пятью яркими звездами.

Одним из самых больших созвездий можно назвать Гидру. Это созвездие по внешнему виду напоминает тонкую и длинную полосу, которая занимает четвертую част звездного пространства. Оно хорошо видно в южном полушарии, но и в северном полушарии его можно наблюдать с января по май.

Самым маленьким созвездием на небосклоне является Южный Крест, расположенный в южном полушарии. В нем видно около 30 звезд.

Беседа № 9.Галактики

Цель: дать детям представление, что такое «галактика». Как называется наша галактика.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

В лунную ночь можно увидеть белую полосу, проходящую через все небо. Свет всех далеких неярких звезд сливается для землян в гигантскую светящуюся ленту Млечного Пути. Наша галактика называется Млечный Путь. Она имеет форму спирали, похожую на пропеллер. Млечный Путь – довольно крупная галактика, в него входят более 200 миллиардов звезд. Солнце вращается вокруг центра галактики. С давних времен в южном полушарии неба наблюдали два больших звездных облака. Их назвали Большим и Малым Магеллановыми облаками. Это карликовые галактики – спутники Млечного Пути.

Галактики бывают разной формы и размеров. Млечный Путь – спиралевидная, в таких галактиках много ярких молодых звезд.

Галактики бывают также эллиптическими, они могут иметь формы от сферической до эллипсовидной. Звезды в таких галактиках в основном довольно старые.

Ученые выделили еще один класс галактик – их назвали линзовидными.

Галактики – основные «кирпичики» Вселенной, громадные скопления звездных систем.

Наше Солнце вращается вокруг центра Млечного Пути со скоростью 800 тысяч километров в час. Ближайшая к Млечному Пути галактика, тоже спиралевидная, называется Туманностью Андромеды и находится на расстоянии примерно 2 миллионов световых лет. Туманность Андромеды, как и наш Млечный Путь, окружают несколько карликовых галактик – небольших звездных систем, состоящих из нескольких миллиардов звезд.

Во Вселенной миллиарды галактик. В некоторых галактиках - триллионы звезд.

Беседа № 10.Вселенная

Цель: познакомить детей с понятием «вселенная», что в нее входит, каких она размеров.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Что мы можем увидеть на небе? Солнце днем, звезды и луну ночью. Все это, как и планета Земля, находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», значит Вселенная - это все что существует Земля - часть Вселенной, или космоса, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли - тоже Вселенная, Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края.

Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Согласно самой распространенной в наши дни теории Вселенная образовалась 12-14 миллиардов лет назад в результате огромной вспышки, названной Большим взрывом. До сих пор неизвестно, что послужило его причиной. После взрыва из элементарных частиц начали образовываться атомы водорода и гелия, из которых в дальнейшем под действием сил тяготения возникли туманности, галактики, звезды, планеты в том числе и наша Солнечная система.

 С тех пор Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками постепенно отдаляются друг от друга. Среди некоторых ученых существует точка зрения, что Вселенная никогда не возникала, а существовала вечно и будет существовать вечно, изменяясь лишь в своих формах

Какие бы приборы ученые ни использовали, наблюдать всю Вселенную в один момент времени невозможно. Свет от далеких галактик доходит до нас через несколько миллиардов световых лет. Например, галактику, находящуюся от нас на расстояние 10 миллиардов световых лет, мы увидим такой, какой она была 10 миллиардов лет назад.

Вселенную изучают науки астрономия и космология. Размер Вселенной невозможно вычислить. Ученые используют специальные формулы и определяют расстояния во Вселенной, но она расширяется, и расстояния до других галактик увеличиваются.

До сегодняшнего дня не известно, есть ли границы у Вселенной, существует ли предел, до которого она может разлететься, «замкнутая» она или «открытая»?

Беседа №11 «Самые известные кометы»

Цель: познакомить детей с самыми известными кометами.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Названия кометы получают по фамилии первооткрывателя (комета Черных, комета Копфа), а если таковых двое или даже трое, то перечисляют всех (комета Хейла – Боппа, комета Чурюмова – Герасименко). Когда же один человек обнаружил несколько комет, то после фамилии добавляется номер (комета Вильда-1, комета Вильда-2).

Самая известная из всех  комет, Комета Галлея . Она наблюдалась 30 раз с 239 г. до н.э. Самое близкое к нам (и наиболее яркое) появление кометы Галлея было отмечено в 837 г. Мимо нашей планеты она пролетает каждые 75,5 лет. Последний раз она появилась в 1986 г. и в следующий раз будет наблюдаться в 2061 г. Было сделано более 1 500 снимков кометы. Результаты наблюдений окончательно подтвердили существование у кометы твердого ядра, вероятно, состоящего из льда и пыли. Оно имеет неправильную удлиненную форму, напоминающую картофелину.

Комета Лекселя  – ближайшая к Земле комета, проходит от нее в 2,2 млн км. Она была открыта Шарлем Мессье 14 июня 1770 г., но названная по имени Aндрея Ивановича  Лекселя, который исследовал ее орбиту.

Комета Энке впервые была замечена французским астрономом Пьером Мешеном в 1786 г. С тех пор до 2001 г. было зарегистрировано 54 прохождения кометы. С кометой Энке связан метеорный дождь Таурид, наблюдающийся ежегодно в октябре и ноябре.

Комета Хейла-Боппа  – одна из наиболее ярких комет XX века, выделяющаяся очень большим размером. Открыта Аланом Хейлом и Томасом Боппом (22 июля 1995 г.). По оценкам, ее ядро имеет в поперечнике 90 км. Максимальнная длина ее хвоста составила 148 млн км, а период ее обращения составляет 2380 лет.

Комета Биелы  Комета XIX в., известная тем, что перед полным исчезновением разделилась на две части. Комета была открыта в 1772 г. Монтенем из Лиможа (Франция). При появлении кометы в 1846 г. она уже была разделена на две части. К 1852 г. две половины находились на расстоянии более 2 млн км, но двигались по одной и той же орбите. После этого их никогда не видели.

Комета Веста  – яркая, видимая невооруженным глазом комета, которая появилась в 1975 г. Ее хвост покрывал большую треугольную область неба, а ядро проявляло признаки необычной активности, распавшись на четыре части.

Комета Икея-Секи  – исключительно яркая комета, открытая 18 сентября 1965 г. двумя японскими астрономами-любителями. Она была особенно заметна в южном полушарии. Принадлежит к группе комет, известных как "задевающие Солнце". Они проходят сквозь внешние слои Солнца.

Комета Морхауза  – комета, открытая в США в 1908 г., которая первой из комет начала активно изучаться с применением фотографии. В структуре хвоста были замечены удивительные изменения. В течение дня 30 сентября 1908 г. эти изменения происходили непрерывно. 1 октября хвост оторвался, и его уже нельзя было наблюдать визуально, хотя фотография, сделанная 2 октября, показывала наличие трех хвостов. Разрыв и последующий рост хвостов происходили неоднократно.

Комета Теббутта  – яркая комета, видимая невооруженным глазом, была открыта австралийским астрономом-любителем в 1861 г. Земля прошла сквозь хвост кометы 30 июня 1861 г.

Комета Макнота, также известная как Большая комета 2007 г.  комета, открытая 7 августа 2006 г. британско-австралийским астрономом Робертом Макнотом стала самой яркой кометой за последние 40 лет. Жители северного полушария могли легко ее наблюдать невооружённым глазом в январе и феврале 2007 года.

Беседа № 12:  «Где летают самолёты? »
Цель: обогатить знания детей о воздухе и его значении, познакомить с понятием «атмосфера»; воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.
Где летают самолёты? (в небе, в облаках, в воздухе). А где летают ракеты? (в воздухе, в космосе). Что же такое воздух? 
Опыт: закрыть нос и рот и не дышать несколько секунд. 
Что вы почувствовали?  Почему нам стало плохо? 
Вывод: всему живому для жизни и развития необходим воздух. 
А какие свойства у воздуха? (Прозрачный, не имеет запаха и веса, окружает всё вокруг). 
Так что же такое воздух? Воздух – это смесь более чем 10 газов, но больше всего в воздухе содержится кислорода (около 80 %) и азота (около 19%).  Воздух, который окружает нашу планету, имеет ещё другое название – атмосфера. Её значение очень велико для жизни на Земле. А интересна атмосфера тем, что состоит из нескольких слоёв. Это словно ступеньки, которые ведут от Земли к космосу. 
1. Итак, это наша планета – Земля. 
2. А это первый слой атмосферы (
тропосфера). Это самый тёплый, прогретый солнечными лучами слой воздуха. Его температура падает по мере удаления от земли. Самолеты летают в пределах этого слоя атмосферы, здесь же образуются почти все облака. 
3. Становимся на вторую ступеньку – и вот он второй слой атмосферы 
(стратосфера). Он связан с солнцем. 
Почему солнце необходимо для нас? 
А кто знает, в чём вред солнечных лучей? (ультрафиолетовое облучение) 
Что происходит с вами, когда вы долго находитесь на солнце? 
Так вот второй слой атмосферы сдерживает вредное ультрафиолетовое излучение. 
Как вы думаете, что бы произошло, если бы не было этого слоя? 
Современные сверхзвуковые самолёты летают в пределах второго слоя 
атмосферы. 
4. Следующий слой (
мезосфера) – это самая холодная часть атмосферы, температура здесь менее -200°С. Существование мезосферы спасает планету от метеоров, которые сгорают в этом слое. 
5. Четвёртая ступенька самая высокая 
(термосфера). На этом слое атмосферы самые высокие температуры. Но этот слой также очень интересный и полезный. Благодаря ему люди имеют возможность наблюдать полярное сияние, а также пользоваться радиосвязью. 
6. Последний пятый слой 
(экзосфера) наиболее удалённый от нашей планеты, он постепенно переходит в космос, межпланетное пространство. 
Игра:
 «Верно-неверно».
• Воздух состоит из одного газа. 
• Атмосфера состоит из воздуха. Она окружает нашу планету и защищает её.
• Атмосфера – это космос. 
• Атмосфера состоит из 2-х слоёв. 
• На каком слое летают самолёты? 
• Какой слой самый холодный? 
• Какой слой защищает Землю от ультрафиолетовых лучей? 
• На каком слое самые высокие температуры? 

Беседа №13 «Где начинается космос»

Цель: углубить и систематизировать знания детей о космосе, планетах солнечной системы.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.
Давайте вспомним, что нам известно о воздухе. А что такое атмосфера? (слои воздуха, которые окружают землю). Так где же летают самолёты? 
Ребята, а что такое космос? Какой он, космос? (таинственный, загадочный, опасный, далёкий).  Из чего он состоит? (звёзды, планеты). А кто-нибудь знает, где начинается космос? 
Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы. Звездное небо во все времена занимало воображение людей. И, несмотря на то, что в настоящее время уже многое известно, остается еще достаточно загадочного и неведомого. 
Космосом еще в древней Греции называли Вселенную, и это слово первоначально означало «порядок» и «красоту». Посмотрите на изображение солнечной системы. Все планеты расположены в ней в определённом порядке и движутся по своим орбитам вокруг Солнца. 
Представьте, что планеты превратились в озорных непослушных малышей и начали двигаться так, как им захочется. Что тогда произойдёт? 
Говоря о космосе, мы имеем в виду различные космические тела:
Планеты – это космические тела шарообразной формы, которые вращаются вокруг звезды и имеют свою атмосферу.

Звёзды – огромные газовые шары, которые излучают много света и тепла. 
Почему же мы видим их такими маленькими? (потому, что они очень далеко от Земли) 
А какая звезда находится ближе всего к нашей планете? (Солнце) 
Астероиды, которые состоят из камня и метала. Они также как и планеты движутся вокруг Солнца, но намного меньше планет, не имеют чёткой округлой формы и не имеют своей атмосферы. 
Туманности – это необычайной красоты космический объект, такое космическое облако из пыли и газа. 
Кометы – небольшие космические тела, состоящие из газа и льда, с ярким, светящимся хвостом. Хоть они и меньше планет, но на средней по величине комете мог бы поместится наш город. 
Где же летают ракеты и другие космические корабли?
 
Дело в том, что нет чёткой границы между космосом и атмосферой. Существуют понятия «ближнего» и «дальнего» космоса. Так вот к «ближнему космосу» принято относить верхние слои атмосферы. Поэтому, орбитальные станции, спутники Земли, пилотируемые орбитальные корабли исследуют «ближний космос», то есть верхние слои атмосферы. А спутники, которые не должны возвращаться на Землю, исследуют космос за пределами атмосферы.
 

Беседа №14 «Метеоры и метеориты»

Цель: Познакомить детей с понятиями метеор, метеорит, метеороид.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Вам доводилось заметить в ночном небе мгновенные проблески света и принять их за падение звезд? Но на самом деле это метеороид – осколки камней, которые врываются в атмосферу Земли а там перегреваются и сгорают. Светящийся след от сгоревшего метеороида называется метеором. Не путайте с метеоритом – камнем, прорвавшимся сквозь атмосферу и упавшим на поверхность нашей планеты.

Насколько велики метеороиды? В среднем они обычно размером с горошину. Если же в атмосферу Земли попадают большие кусочки, они светятся очень ярко и выглядят как огненные шары, заметные даже в дневное время.

Часто ли метеориты падают на нашу планету? Время от времени. И некоторые из таких падений очень сильно влияют на ход земной истории. Например, ученые уверены, что причиной гибели динозавров был именно гигантский метеорит, рухнувший на Землю около шести миллионов лет назад. Его падение вызвало настоящую катастрофу: начались повсеместные пожары и облака дыма закрыли планету от Солнца. В результате началось резкое похолодание, исчезли многие виды растений и вымерли динозавры.

Где можно увидеть метеорит своими глазами? Многие когда-то упавшие на нашу планету космические камни выставлены на всеобщее обозрение в научных музеях. А если кто-нибудь захочет обнаружить метеорит самостоятельно, придется ехать в Антарктику. Не то чтобы они там падали чаще, но на снежно-белой поверхности заметить камушек гораздо проще.

Беседа №15 «Такие разные Солнца»

Цель: Познакомить детей с различными типами звезд. Сравнить их размеры.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Типология звезд

При классификации звезд долго не было единого решения: по каким параметрам их сортировать. В итоге научное сообщество взяло за основу размеры звезд и их жизненный цикл.

1. Нейтронные звезды

Этот объект считается промежуточным звеном между звездами и черными дырами. Плотность нейтронных звезд крайне высокая. При радиусе около 10 километров, эти объекты обладают массой около 2-х масс Солнца. На данный момент нейтронные звезды считаются самыми плотными объектами во Вселенной, уступая только черным дырам.

2. Красные карлики

Красные карлики имеют самое широкое представительство во Вселенной. Их большое количество объясняется тем, что красные карлики — достаточно холодные звезды. Они очень размеренно тратят свое топливо, и живут дольше, чем другие типы светил. Масса красного карлика примерно в 2 раза меньше, чем масса Солнца. Температура на поверхности близка к значению 3800 градусов по Цельсию. Представители красных карликов могут существовать 200 000 миллионов лет.

3. Оранжевые карлики

Оранжевые карлики занимают промежуточное положение между красными карликами и желтыми карликами — звездами, подобными нашему Солнцу. Они имеют массу и диаметры близкие к показателям Солнца. С точки зрения поиска жизни во Вселенной, оранжевые карлики представляют большой интерес. Звезды этого типа живут дольше, чем желтые карлики, и имеют достаточно большую «зону обитаемости», в которой могут находиться планеты, населенные живыми организмами.

4. Желтые карлики

Диаметр желтых карликов близок к диаметру Солнца. Температура поверхности звезды такого типа колеблется в районе 5500 градусов по Цельсию. Живут желтые карлики около десяти миллиардов лет. Желтые карлики также представляют интерес для поисков жизни во Вселенной, ведь наша планета вращается именно вокруг желтого карлика — Солнца.

5. Белые карлики

Эти звезды по своей сути являются ядрами более массивных звезд. После сброса внешних оболочек, звезда оставляет после себя ядро, которое и называется белым карликом. В будущем наше Солнце тоже превратится в такую звезду. Плотность белых карликов довольно большая. Чтобы ее представить, можно мысленно сжать Солнце со всей его массой до размеров планеты Земля. Получившийся объект будет плотнее в 66 000 раз, чем Солнце в обычном состоянии.

6. Коричневые карлики

Коричневые карлики – промежуточное звено между планетой и звездой. Эти объекты представляют собой шарообразный сгусток газов, но не обладают достаточной массой, чтобы запустить термоядерный синтез. Такой объект может вращать гравитацией планеты вокруг себя, но его тепла недостаточно, чтобы обогревать их.

7. Черные карлики

Черный карлик — это остывший белый карлик. Когда у белого карлика кончается топливо, он начинает остывать. Поскольку у звезды падает температура, она перестает светить. Такие остывшие объекты называют черными карликами.

8. Гиганты

Гиганты — это одна из финальных фаз жизни некоторых звезд, когда они расширяются и сильно увеличиваются в размерах. Гигантами становятся все средние карликовые звезды. В конце своего существования многие типы карликовых звезд, чья масса начинается от половины солнечной, сжигают топливо в ядре, что позволяет оболочкам отойти от центральной части светила, превращая звезду из карлика в гиганта. Звезды-гиганты могут отличаться друг от друга по цвету. Это обусловлено температурой и химическим составом звезды. Гиганты делятся на красные и синие (голубые). Красные гиганты более холодные, а синие имеют температуру намного выше.

9. Светящиеся гиганты

Звезды превышающие по массе светила-гиганты, но уступают по этому параметру сверхгигантам. Представители этого типа звезд намного ярче, чем звезды рассматриваемые выше.

10. Сверхгиганты

Сверхгиганты по диаметру превосходят наше Солнце в 500-1000 раз. Они тоже могут отличаться по цвету, имея разные температуры. Как и во всех предыдущих случаях красные сверхгиганты холоднее, чем их синие собратья. Температура на поверхности синих гигантов может быть близкой к 50000 градусов по шкале Цельсия. Температура красных сверхгигантов может быть ниже, чем на Солнце (от 3000 до 4000). Состояние звезды, называемое сверхгигантом свидетельствует о том, что у светила заканчивается топливо, и скоро оно станет сверхновой.

11. Светящиеся сверхгиганты

Промежуточный тип между звездами сверхгигантом и гипергигантом называется светящимся сверхгигантом. Звезды этого типа обладают невероятной яркостью, однако по массе не дотягивают до гипергиганта.

12. Гипергиганты

Гипергиганты — самые большие звезды во Вселенной. Звезд больше не существует, поскольку сама физика запрещает их существование. Эти звезды превосходят Солнце по массе и яркости в тысячи, а иногда и в миллионы раз. Температура на поверхности гипергигантов может достигать 35 тыс. градусов по Цельсию. Из-за большой массы такие звезды живут очень непродолжительное время по меркам Космоса. Им отпущено всего около 3 млн. лет.

Как мы видим на данный момент классификация звезд включает в себя 12 типов светил. Все они отличаются друг от друга по массе, размерам, температуре и светимости. Для каждого класса характерен свой жизненный цикл и его финал.

Беседа №16 «Двойные звезды и скопления»

Цель: познакомить детей с удивительными космическими объектами – скоплением звезд.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Наше Солнце сияет в гордом одиночестве, рядом с ним парят только планеты и их спутники. Но бывает и по-другому: сотни тысяч светил могут зародиться в одно время и в одном месте. Тогда они образовывают группу, называемую учеными звездным скоплением.

Как же появляются двойные звезды? Если две звезды рождаются очень близко друг к другу, они навсегда «сцепляются», ведь каждое светило обладает мощной силой притяжения. Они не столкнуться, но будут вечно вращаться вокруг единого центра. Вот какие космические парочки.

Какими бывают звездные скопления? Рассеянными и шаровыми. В первых существуют не так уж много светил, от десятка до нескольких тысяч, и притяжение между ними довольно слабо. А вот вторые состоят из миллионов звезд, тесно связанных между собой силой гравитации.

Вращаются ли планеты вокруг двойных звезд? По мнению ученых, крупной планете непросто поместится между двумя светилами. Но бывают исключения! За пределами Солнечной системы обнаружено порядка восьмисот планет, и не меньше шестидесяти из них относятся к системам с двумя и более звездам. Каково было бы жить внутри шарового скопления? Если бы наша планета находилась в центре такого скопления, у нас бы никогда не наступала ночь. Ведь тогда вокруг сияли бы миллионы ярких звезд: едва сядет одно солнце, на его месте тут же взойдет десяток других!  

Беседа №17 «Суточные и ежегодные циклы»

Цель: познакомить детей со сменой дня и ночи, долготой дня, почему это происходит.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Земля вращается одновременно и во круг Солнца и во круг своей оси _ воображаемой линии, соединяющий её Северный и Южный полюса. Полный оборот вокруг оси занимает 24 часа, т.е. сутки. Когда полушарие, где мы живем, поворачивается к солнышку,  в нашей стране наступает день, а когда оно отворачивается от светила – приходит ночь. Ну а Солнце Земля огибает за год – 365 дней и 6 часов. Куда же девается «лишняя» четверть дня? Вместо того чтобы ежегодно добавлять в календарь по одной четверти дня, мы приписываем лишние сутки в каждый четвертый год и называем его високосным. В феврале такого года не двадцать восемь, а целых 29 суток! Таким образом, Земля не выбивается из «расписания» вращения вокруг Солнца.

Все планеты оборачиваются вокруг Солнца за разное количество времени, которое называется планетарным годом. На Меркурии он длится 88 земных суток. А вот карликовой планете Эриде, чтобы обойти вокруг нашей звезды, требуется больше 560 земных лет.

Почему летние дни длиннее зимних? Вне зависимости от времени года в земных сутках всегда ровно 24 часа, просто летом угол наклона земной оси уменьшается, и солнечный свет видно на несколько часов дольше, а зимой – наоборот. Двадцать первое июня, когда Солнце, с точки зрения земного наблюдателя, поднимается на самый верх небосклона, называется днем летнего солнцестояния. Это самый длинный в году световой день. А самый короткий – 21 декабря. Угол наклона земной оси в сторону Солнца становится максимальным, и оно лишь слегка поднимается над линей горизонта. Это момент зимнего солнцестояния.

А на других планетах дни тоже чередуются с ночами? Конечно, ведь все они вращаются вокруг собственной оси, но у каждой планеты полный такой оборот занимает свое количество времени. Оно называется планетарным днем. Самый короткий планетарный день  на Юпитере. Он длится всего десять земных часов. А вот у Венеры один оборот вокруг оси занимает более двухсот сорока земных суток.

Беседа №18 «Фазы Луны»

Цель: познакомить детей с фазами Луны, объяснить, почему так происходит.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Если в течении нескольких недель каждый вечер поглядывать на Луну, можно заметить удивительные перемены! Иногда она совсем круглая. А порой виден только узенький серп. Астрономы называют это сменой фаз Луны, то есть ее состояния её освещения Солнцем. Полный такой цикл повторяется каждые двадцать девять с половиной дней.

Значит, форма Луны все время меняется? Конечно, нет! Это все фокусы со светом. Сама Луна его не излучает, зато отражает солнечный. Смена фаз происходит потому, что спутник нашей планеты, вращаясь вокруг неё, оказывается освещенный Солнцем, то полностью, то лишь частично.

Как лунные фазы сменяют друг друга? Когда Луна находится между Землей и Солнцем, она не видна: ведь лучи падают на нее как бы сзади, а обращенная к нам сторона оказывается неосвещенной. Эта фаза называется новолунием. А потом Луна огибает Землю, и мы наблюдаем появление узкого серпа, которая постепенно увеличивается и превращается в круг. Это полнолуние! Затем видимый диск спутника понемногу убывает, и вскоре опять наступает новолуние.

Почему Луна у горизонта выглядит больше? Когда полная Луна находится ближе к горизонту то, кажется, что она увеличивается в размерах. Однако это всего лишь иллюзия! Просто в такие моменты мы видим спутник Земли на фоне домов или деревьев, и по сравнению ними луна кажется невероятно огромной. А в пустом небе любой космический объект выглядит небольшим – ведь сравнивать-то не с чем!

Беседа №19 « Солнечные и лунные затмения»

Цель: рассказать детям о таком явлении как затмение.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Представьте себе странную картину: стоит ясный денек, и вдруг небо резко темнеет, солнышко становится абсолютно черным… но спустя несколько минут все приходит в порядок.  Такое действительно иногда случается, и древних людей подобные явления всегда приводили в ужас. Они считали, что начинается конец света. Но сегодня мы знаем: беспокоиться не о чем, это всего лишь солнечное затмение.

Солнечным затмением называется астрономическое явление, заключающееся в том, что Луна частично или полностью закрывает солнышко от земного наблюдателя. Если спутник перекрывает звезду не полностью, такое затмение называют частичным. Полным же считается затмение, при котором Солнца с Земли не видно совсем. Затмения происходят примерно один или два раза в год. Но каждое из них видно только в какой-то определенной точке земного шара. Например, на территории России следующее полное затмение можно будет наблюдать 12 августа 2026 года.

Опасны ли солнечные затмения? Только для глаз: ведь на такую яркую звезду как Солнце, нельзя смотреть слишком долго. Поэтому для наблюдения за затмениями всегда используют специальные защитные очки и фотокамеры.

Солнечные затмения происходят лишь в новолуние, когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена и поэтому сам спутник не виден. Ну а наблюдать полное затмение Солнца можно из той точки земного шара, на которую в этот момент падает лунная тень.

Что вызывает лунные затмения? Мы знаем, что когда непрозрачные предметы перекрывают свет, получаются тени. Наша планета – не исключение. Просто большую часть времени черная тень Земли незаметна на фоне темного космического пространства.  Но когда она падает на Луну, загораживая ту от Солнца, происходит лунное затмение. Такое случается один-два раза в год, однако затмения Луны длятся дольше солнечных и видны из любой точки земного шара.

Беседа №20«Полярные сияния»

Цель: познакомить детей с явлением – северное сияние. Как оно образуется.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

Запущенный кем-нибудь в небо фейерверк – это невероятное зрелище. Но и природа порой устраивает кое-что не менее удивительное! Вблизи полюсов многих планет нередко наблюдаются широкие полосы яркого цвета. Ученые называют это красивейшее явление полярным сиянием, а по отношению е Земле принято говорить «северное сияние». Оба определения правильны и означают одно и тоже.

Как возникает полярное сияние? Его вызывает солнечный ветер. Каждый день множество заряженных частиц «сдувается» с поверхности нашей звезды и устремляется в открытый космос. Когда эти частички соприкасаются с верхними слоями атмосфер планет Солнечной системы, те начинают светиться. Когда на нашей звезде поднимаются бури, солнечный ветер становится особенно сильным. Во время таких бурь происходят самые яркие и красивые северные сияния.

Почему полярные сияния бывают только вблизи Северного и Южного полюсов? Все очень просто! Полюса нашей планеты обладают магнитными свойствами. То есть они притягивают к себе заряженные частицы, благодаря чему Земля и оказывается защищенной от солнечного ветра. А северное сияние – это как бы красивый «побочный эффект». Астрономы уверенны: эти явления могут происходить на любых небесных телах, обладающие магнитными полями, в первую очередь на планетах-гигантах. И действительно: полярные сияния над полюсами Юпитера и Сатурна уже удалось зафиксировать с помощью космических аппаратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед в старшей группе детского сада

В картотеке представлены беседы по разным образовательным областям. Их можно использовать как утром, так и в свободное время в течении дня....

Беседа в старшей группе детского сада на тему «Русские народные праздники»

Беседа в старшей группе детского сада на тему «Русские народные праздники»Тема: Традиции россиян (русские народные праздники)Цель: познакомить с традиционными русскими народными ...

Беседа в старшей группе детского сада "Мордовский национальный костюм"

Задачи:-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов ...

Беседа в старшей группе детского сада «22 июня — День памяти и скорби»

Мудрый афоризм гласит: "Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего"....

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....

Познавательная беседа в старшей группе детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны!»

Познавательная беседа в старшей группе детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны!»...

Беседа- как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....