Птицы, какие они!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Птицы, какие они!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx131.67 КБ

Предварительный просмотр:

Птицы, какие они!
Конспект  занятия в подготовительной группе.

Цели:

- закрепить знания и дать новые представление о птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой), наука орнитология.

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки « птицы», аудиозапись «Голоса птиц», кроссворд ,перья, емкости с водой, свеча, картон, загадки, изображение вида перелета птиц, мяч.

 

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята послушайте, что я хочу вам рассказать. Наше занятие будет состоять из двух частей. В первой части, я вам расскажу про птиц и что с ними связано, а во второй части занятия, я проведу с вами опыты, которые называются «ВОЛШЕБНЫЕ ПЕРЬЯ»

 Есть такая наука, которая называется ОРНИТОЛОГИЯ - раздел зоологии изучающий птиц и все, что с ними связано.

В природе существует большое разнообразии птиц, но их меньше, чем насекомых, но все-таки их довольно много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, ( ПОКАЗ), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов(ПОКАЗ), это птица- Колибри - самая маленькая птичка в мире - это колибри-пчелки, обитающие на Кубе. Её вес - 1,6 г, а длина равна 5,7 см.
        Есть птицы, которые живут в лесу, другие только в степи, третьи – и там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах или на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть и «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. (ПОКАЗ)

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц и услышишь их голоса. ( ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛЮЧИТЬ АУДИОЗАПИСЬ)

Птицы – это животные с перьями и крыльями.  Почему птиц еще называют – животными с перьями? Теория происхождения птиц от рептилий основана на находках ископаемых животных, являющихся переходными формами между этими двумя классами. Наиболее известным представителем первоптиц был археоптерикс, останки которого обнаружены  были учеными. Это существо обладало признаками как рептилии (длинный хвост, состоящий из многих позвонков, зубастые челюсти), и  как у птицы (перьевой покров и крылья). Предками археоптерикса считают мелких динозавров, обитающих на деревьях.

Однако  положение  с самого начала вызвало в ученом мире горячие споры. Одни специалисты считали его настоящей птицей, другие — всего лишь рептилией с перьями. Однако многие исследователи пришли к выводу, что археоптерикс является отличным доказательством происхождения птиц от динозавров и служит как бы переходным мостиком от одной группы к другой.

Воспитатель:  Вот какие выводы сделали ученые.

 Скажите ребята, а где живут птицы?

Дети…………………………..

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле, в ветках деревьев и кустов, но некоторые птицы живут в кучках камней. (ПОКАЗ)

 Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. У одних  птиц, птенцы появляются на свет совсем голенькие и беспомощные, а у других едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу могут находить себе пищу и прятаться в случае опасности.

Воспитатель: А давайте назовем по очереди  птиц, которых вы знаете и видели.

Дети:…………………………………….

Воспитатель: Вы много назвали птиц, есть птицы, которые живут в лесу, в степи, третьи – и там и тут, в пустыне, в горах, на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, а есть и «вегетарианцы», перелетные, зимующие.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать?

Загадки про птиц:

1.На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…..(скворец)

2. Озорной мальчишка

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это -…(снегири)

4. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два могучих крыла

У хозяина ….(орла)

5. Черный, проворный,

Кричит «КРАК»

Червякам он враг! (грач)

6. Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как птицы получают свои имена?

Дети………………………. 

Воспитатель: Правильно. За голос, за свой цвет, за свое поведение.

А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель: Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.(ПОКАЗ)

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

- показ картинок с названием птицы.

Воспитатель: А почему они перелетные?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Назовите зимующих (ОСЕДЛЫХ) птиц.?

- показ картинок с названием птицы.

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

См. приложение №  1

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Летает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия не летающей птицы,  или домашнюю – дети приседают на корточки. 

 Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(воркует),

Воробей…(чирикает).

Итог

Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали нового? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Воспитатель: Если вам понравилось, то я вас жду на вторую часть нашего занятия, где вас ждут опыты «ВОЛШЕБНОЕ ПЕРО». И в конце нашего занятия, я хочу вам дать в группу в экологический уголок: кроссворд-загадка, приметы про птиц.

II часть

Воспитатель: Скажите ребята, а чем покрыто тело птиц?

Дети…………

Воспитатель: Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Анатомия птичьего пера. Типы перьев

Перья отличают птиц от всех других существ, живущих на нашей планете. Происходят перья от чешуек, которыми покрыты рептилии. Оперение  необходимо  птицам для полета, для сохранения тепла, для привлечения противоположного пола. По цвету и форме перьев различные виды птиц отличаются друг от друга, а в некоторых случаях благодаря оперению можно отличить самца от самки.

Перо состоит из кератина — белка, который образует наши ногти и волосы.

 Перья покрывают тело птицы не полностью
Пух:

  • собственно пух — перо с мягким стержнем и слабым развитием опахала, находится на теле, предназначен для теплоизоляции;
  • пуховые перья — перья промежуточного типа между контурными и пухом

*Контурные перья:

  • кроющие — на теле, делают форму тела обтекаемой.

*Маховые перья:

  • первого порядка — на крыльях. Прикрепляются к кисти.
  • второго порядка — на крыльях. Сидят на предплечье
  • рулевые — на хвосте

* нитевидные:

 - мелкие, у них нет настоящего опахала. 

 

устройство пера птицы

Чистка перьев


http://worldbirds.ru/images/stories/chistka.jpgКогда мы говорим о человеке: «чистит перышки», подразумевается, что он прихорашивается. Однако птицам, чтобы содержать перья в хорошем состоянии, это просто необходимо. Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья.

Цвет перьев у птиц

В зоопарках бывает, что фламинго выглядят здоровыми, но не имеют чудесного розового цвета, оставаясь просто белыми. Причина этого заключается в питании. Если содержащихся в неволе птиц кормить креветками, они восстанавливают свою яркую окраску. Дело в том, что красноватый цвет перьев фламинго, желтый у канареек, а также почти у всех птиц с красным, желтым или оранжевым оперением обусловлен природными пигментами - каротиноидами, которые включаются в состав пера по мере его роста. Черные и коричневые оттенки дает пигмент меланин (он есть у человека - в коже и волосах). Приятные голубые оттенки обусловлены рассеянием света, а не пигментами. Зеленый получается в том случае, если поверх участка, имеющего синий цвет, лежит слой желтого пигмента.

 Линька птиц
Какими бы прочными и эластичными ни были перья, со временем они изнашиваются и периодически выпадают, заменяясь новыми. Как правило, одновременно выпадает лишь небольшое количество перьев. Примечательное исключение - утки и другие водоплавающие птицы, которые настолько массивны, что не смогли бы нормально летать, не имея на крыльях всех маховых перьев. Эти птицы за один раз сбрасывают и заменяют все маховые и рулевые перья, пережидая период летней линьки в укромном месте. Для роста новых перьев требуется энергия, поэтому линька не должна совпадать с большими затратами сил, например в период размножения или миграций. Обычно линька проходит один раз в год. Птицы, совершающие длительные миграции, линяют дважды в год. То же происходит с птицами, обитающими в колючем кустарнике или каких-либо других местах, где перья быстро изнашиваются.

Только что вылупившаяся из яйца серебристая чайка покрыта пухом покровительственной окраски - серым с черными пятнами. Когда вырастают маховые и рулевые перья, птица становится темно-коричневой. С последующими линьками она светлеет, пока не приобретет блестящее светло-серое с белым оперение. свойственное взрослым особям.

У многих видов птенцы внешне отличаются от родителей. Но и взрослые птицы не всегда выглядят одинаково. Тундряная куропатка зимой белая, что соответствует заснеженной среде обитания, к лету она становится пестро-коричневой, сливаясь по цвету с камнями и растительностью. Самцы, щеголявшие ярким брачным оперением, сбрасывают привлекающие внимание перья к концу брачного сезона. Самец красно-черной пиранги, например, меняет свой весенний красный наряд на тускло-зеленый. Окраска может изменяться и без линьки - перья выгорают на солнце, кончики их стираются. У
пеликана перья на шее желтеют, впитывая жир сальных желез. По этой же причине оперение чайки розовеет.

Почти все птицы  умеют летать.  Но, есть, которые не умеют летать, воспринимаются так же странно, как животные, не умеющие ходить, или рыбы, не умеющие плавать. (ПОКАЗ) 

Зачем в таком случае нужны крылья этим существам, если они не могут поднять их в воздух? Тем не менее, на нашей планете существуют целые отряды таких созданий. Одни живут в знойной африканской саванне, другие - на ледяных антарктических берегах, а третьи - на островах Новой Зеландии.

  1. Пингвинообразные. Эти существа большую часть своей жизни проводят в воде. В результате эволюции их крылья видоизменились и напоминают ласты, благодаря которым они стали отличными пловцами.
  2. Страусообразные. Страус - это самая крупная нелетающая птица. Он слишком тяжел для полета. Чтобы поднять в воздух такую массу, требуются огромные крылья, соответственно, и мускулатура крыла должна стать еще массивнее и сильнее.
  3. Нандуобразные
  4. Казуарообразные. Часто данный отряд объединяют со страусообразными. Он включает в себя два семейства: Эму и Казуаровые.
  5. Кивиобразные. Киви. Их масса составляет 3-3,5 кг, а длина - 50-80 см. Тело этого создания покрывают волосовидные перья.
  6. Тристанский пастушок. Относится к отряду Журавлеобразных. Это самый маленький представитель нелетающих птиц. Его размеры составляют 13-15 см, а масса - всего 37-40 г.
  7. Попугай Какапо. Другое название – совиный попугай. Этот довольно крупный и редкий представитель вида водится во влажных лесах на Южном острове Новой Зеландии.

Опыт «Смачивание»

Опустите перо в воду - оно не намокает. Почему так происходит? Для большей наглядности возьмите картон и свечку, потрите свечкой картон. Капните на то  место, где натерли воском водой и на чистый картон. На первом месте капля стечет, не намочив картон, тогда как на чистом картоне появится мокрое пятно, т. е картон промок.

Вывод педагога совместно с детьми: перо гуся  покрыто тонким слоем жира, который отталкивает воду и не дает птице намокнуть.

Опыт "Ты, как мокрая курица"

Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные.

Проводит опыты: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.

Версии: гусиные перья не намокают, они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: "Ты, как мокрая курица" Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.

Опыт « Легкость пера»

Возьмите разные виды перьев и поочередно бросайте вниз перья. Обратите внимание детей на то, как они опускаются. Задайте детям вопросы, чтобы у них была возможность попытаться самостоятельно найти разгадку свойств пера.

Опыт

- На каждом столе стоит моющее средство, с помощью которого ваши мамы убирают квартиру.

- Добавим в воду моющее средство (дети добавляют в воду средство, перемешивают деревянной палочкой) и опустим туда перья утки (опускают).

- Что с ними стало? (перо утонуло) Почему? (загрязненная мылом вода проникает между крючочками, лапками пера и растворяет жировую смазку, перо становится мокрым, тяжелым и тонет).

- А что стало бы с уткой, если бы она плавала в таком водоеме? (утка могла бы утонуть). А на самом деле тело утки становится тяжелее, ей сложнее передвигаться и она становится легкой добычей для хищника. Другими словами грязные водоемы опасны для водоплавающих птиц.

Подвижная игра «Летает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия не летающей птицы,  или домашнюю – дети приседают на корточки. 

Итог II части занятия:

Воспитатель : Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Народные приметы о птицах

C:\Users\Маргарита\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\87GXEVM5\Carduelis_flammea_3[1].jpgC:\Users\Маргарита\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\87GXEVM5\265px-Sylvia_curruca[1].jpg

Русский крестьянин всегда существовал бок о бок с природой, с животными и птицами. Образ последних всегда был связан в человеческом сознании с тайными, мистическими силами. Свидетельство этому – некоторые народные приметы о птицах. Во многих из них пернатые выступают в качестве символа человеческой души, а также вещих посланниц неведомых сил.

 Кроме того, народные приметы о птицах в свое время были незаменимы для земледельца. Поведение ласточек, воробьев и многих других мелких пташек свидетельствовало об изменениях погоды. А это значит, что волей-неволей птицы помогали человеку в битве за урожай, а, следовательно, способствовали благополучию и в других жизненных сферах (достаток, счастье в семье и т.д.).

 Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приметами про птиц. Если вы верите в приметы, надеемся, что на вашем пути будут встречаться только хорошие и проверенные знаки.

Приметы про птиц

 

1. Куры громко и яростно квохчут – к ссоре между домочадцами.

 

2. Птичка бьется в стекло – к веселой пирушке с друзьями. Однако если птица разобьет окно и влетит – быть беде.

 

3. Птица на улице или в клетке умерла накануне важного события (свадьба, строительство дома, заключение договора) – дела не будет.

 

4. При первой кукушке спросите у птицы: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?». Сколько раз она прокукует, столько лет вам жить осталось.

 

5. Ласточка издавна считалась Божьей птицей. Убивать ласточек и разорять их гнезда – огромный грех.

 

6. Ласточки летают низко – к дождю.

 

7. Вороны протяжно и заунывно каркают – будет дождь.

 

8. Птицы (не перелетные) неожиданно и массово покидают насиженные места – урожая в этом году не жди!

 

9. Убить синичку – к болезни.

 

10. Аист на крыше дома свил гнездо – к счастью в семье.

 

11. Ворона каркает на крыше – к болезни одного из домочадцев.

 

12. Мелкие пташки сидят на подоконнике – к мелким покупкам. Крупные – к большим.

 

13. Хищная птица кружит над головой – вас обманут.

 

14. Ласточка неожиданно бросила новое гнездо, свитое под крышей дома – к несчастью.

 

15. Петух поет у порога – к гостям.

 

16. Возле дома ухает сова – к рождению ребенка.

 

17. На вас летит стая птиц – к счастью.

 

18. Сорока прыгает на крыше дома, в котором лежит больной – к выздоровлению.

 

19. Аиста увидеть – к встрече со старым другом.

 

20. Птица обкакала – к деньгам.

 

21. Мертвую птицу увидеть – к беде.

 

22. Стая ворон сидит на крыше – к свадьбе в доме.

 

23. Красивое пение птиц – добрый знак. Оно всегда предвещает удачу.

 

24. Домашняя птица черного цвета (петух, индюк, попугайчик) в доме – надежный оберег от воровства и неурожая.

 

25. Увидеть лебедя, сидящего на яйцах – будет гроза.

 

26. Увидел сороку – сними шапку, чтобы избежать несчастья.

 

27. В церковь влетела птица во время литургии – к огромному счастью для всех молящихся.

 

28. Голуби в доме защищают от пожара.

 

29. Курица петухом закричала – к беде.

 

30. Стая ворон каркает поблизости – к морозу зимой, к дождю летом.

 

31. Зяблик пронзительно кричит – к похолоданию.

 

32. Сова на крыше – к бедности.

 

33. Обычно вороны тащат к себе в гнездо блестящие предметы. Найти монетку в вороньем гнезде и всегда носить ее с собой – к богатству.

 

34. Сорока у воды во время рыбалки – к хорошему клеву.

 

35. Сорока свила гнездо высоко на дереве – к ясной погоде.

 

36. 29 января (в день Петра Вериги) много каркающих ворон – к метели.

 

37. Закричали дрозды – к дождю.

 

38. Кукушка села на сухое дерево – к холоду.

 

39. Куры не бегут от дождя под крышу – значит, он скоро закончится.

 

40. Много чаек бродит по берегу – к шторму.

 

Вопросы:

1. Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

2. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

3. Прилетели стайкой гулкой

Птицы с ярко-красной грудкой.

За окошко посмотри —

Там на ветках... (снегири)

4. Любит побеги,

С берёзы серёжки,

Прыгает в снег,

С сука на опушке,

На ночь зарывается,

Как птица называется? ( Тетерев)


5. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина ... (орла)

6.  Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка.Называют птицу ...(Чайка)..

7. Что за птица на суку

В рощице поет: «Ку-ку»?

Неприметная пеструшка,

А зовут ее... (кукушка)

8. Звонко песенки поет

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка. ( Иволга)

Вертикаль: Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы. Какие они?

Развитие у детей интереса к познанию окружающего мира. Развитие творческих способностей....

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой »Какие бывают птицы».

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой "Какиеие бывают птицы»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологий экспериментирования Тема: «Птицы, какие они»

Цель материала: дать реалистичное представление о перелётных птицах. Через экспериментирование уточнить разнообразие и устройство  птичьих перьев. Познакомить с историей народной игрушки  &q...

КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТИЦ ЗИМОЙ?

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПТИЦАХ В КАРТИНКАХ...

Птицы, какие они?!

Конспект занятия по познанию в подготовительной группе...

Презентация "Птицы, какие они?"

Наглядный материал для тематической недели "Пернатые соседи"...