Методическая разработка : Конспект образовательной исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста "В поисках невидимки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 Александра Андреевна Широкова

Разработка материала будет полезна педагогам старших и подготовительных групп. В занятии используются технологии ИКТ, здоровьесберегающие и игровые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

     ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района г.Санкт-Петербурга

             Конспект образовательной  исследовательской деятельности

                            для старшего дошкольного возраста

Широковой Александры Андреевны, воспитателя

 высшей кв.категории

             

Тема: «В поисках невидимки»

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.
 
Цель: привлечь внимание детей к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  • Образовательные:

- способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира,

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха;

- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

-  расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

 - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

  • Развивающие:

- развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

  • Воспитывающие:

- дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес;

-   воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

      Оборудование и материалы для занятия: прозрачные полиэтиленовые пакеты по количеству детей, коктейльные соломинки и  стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. Два одинаковых сдутых воздушных шарика, весы с двумя чашами. Таз с водой, бумажные салфетки – 2 штуки,  маленький кусочек пластилина, стакан.  Киндеры  для игры «Угадай по запаху». Гуашь, листы бумаги и коктейльные трубочки по количеству детей, для рисования. Карточки «Правила поведения в лаборатории». Мультимедийное оборудование, видео фрагмент фильма, мешок с сюрпризным моментом.

Методические приёмы: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая.

  Составляющие части модели занятия: Мотивация. Введение в игровую ситуацию. Выявление проблемы. Уточнение проблемы и постановка задач. Решение проблемы (практическая деятельность по решению проблемы). Подведение итогов. Просмотр фильма о воздухе.  

                            Ход занятия:

      - Раздается голос. (Дети  подходят к экрану). На экране появляется крупным планом Нолик, звучит его голос:

-   Дорогие ребята! Я совсем запутался! Симка мне сказала, что вокруг нас есть воздух  и он везде. А я его не вижу! Где он? Где?
- Ребята, а вы его видите? А может,  его и нет?  Помогите мне найти этот воздух! Я надеюсь на вашу помощь!

-Как  же мы можем помочь фиксику найти воздух?(выслушать варианты ответов и подвести к тому, чтобы попробовать провести опыты)

-Мы должны Нолику показать, что воздух есть вокруг нас. А для этого надо провести опыты.

- Чтобы проводить опыты , я вас превращу  в настоящих ученых-исследователей. Все крепко закрыли глаза и шёпотом произносим 3 раза волшебное заклинание «Мурики, чурики, фурики!» (в это время появляются халаты/ нарукавники с шапочкой, одеваемся).  Вот мы с вами и превратились в фиксо учёных-исследователей.

-Ребята, учёные работают в помещении, где много  разных приборов для опытов и это  помещение называется? – лаборатория. Я вам предлагаю туда отправиться. Но, как же мы туда попадём? (выслушать варианты и предложить сказочный ковёр-самолёт) на ковре-самолёте. Садитесь на ковёр ( подушки) и возьмитесь крепко за руки, чтобы не свалиться в полёте.(звучит таинственная  музыка, изображение неба на экране). 

           Во время полёта веду разговор с детьми:

-В лаборатории надо соблюдать  строгие правила. Какие правила надо соблюдать в лаборатории? Предлагайте!(выслушать детей). Я вам немного подскажу (показ карточки «Правила поведения в лаборатории». Вместе с детьми разбираем: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).

(Музыка заканчивается, прилетели, встаем с ковра)

- Вот мы и прилетели.  Подойдите все ко мне.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.  Найдите себе удобное место для работы, присаживайтесь (дети садятся).

- Мы опыты начинаем,

Интересно здесь бывает,

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать.

 - А наши опыты мы будем записывать на видеокамеру,  потом отправим видео через интернет Нолику. Давайте решим, кто будет у нас оператором? (выбираем оператора, объясняю, что ему нужно делать, как «пользоваться» видеокамерой).

- Итак, начнем наши опыты, чтобы  показать и доказать Нолику, что  воздух есть везде:

Приходим в лабораторию, подходим к столам,  где лежат целлофановые пакеты.

- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух?  Если воздух вокруг, значит,  его можно поймать? Подумайте (ответы детей), (пробуем варианты детей)

-Давайте попробуем! Получилось? Почему?

                      Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

- Я вам немного помогу.  У вас на столе есть целлофановые пакеты. Можно ли с помощью пакета поймать воздух? Попробуйте.

- Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод:  значит, воздух можно почувствовать.

- Ребята, мы с вами поймали воздух,  а вы его увидили?

А  хотите, я вам покажу фокус, с помощью которого мы можем увидеть воздух?

Подойдите к столу.

Провожу опыт, дети стоят вокруг.

Эксперимент №2 «Способ обнаружения воздуха, воздух невидим» 

(На столе лежит: пустой стеклянный стакан, бумажные салфетки, кусочек пластилина, таз с водой).

- Давайте попробуем опустить в чашку с водой бумажную салфетку. Что с ней произошло? Ответы детей.

- Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в чашку с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.

- Ребята, почему же салфетка осталась сухой, как вы думаете? Ответы детей.

-Молодцы, это потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Теперь опять таким же образом опускаем банку на дно таза  и медленно наклоняем ее. Что у нас происходит, как вы думаете?

Ответы детей.

-Молодцы, воздух вылетает из банки пузырем.

Какой же мы сделаем вывод?

Вывод: банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

- Молодцы! А я знаю ещё один способ, с помощью которого можно увидеть воздух. Хотите попробовать сами? Подходите к столам, присаживайтесь.

Дети садятся за столы, быстро расставляю стаканы с водой и трубочки.

- Что стоит на столе? Как с помощью этих предметов мы можем увидеть воздух?(выслушиваю ответы детей) .

(Ребята, а хотите, я покажу вам один фокус с воздухом и мыльными пузырями? Надуваю пузырь, внутри которого цветок.

- откуда взялся воздух в пузыре?

Вывод:внутри человека тоже есть воздух. )

Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой  мы увидели воздух.

-А кто  знает, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей).

-Давайте поищем у нас в группе предметы, с помощью которых можно услышать воздух. (Перемещаемся с детьми по группе. Вместе все идём в одном направлении. Если дети разошлись, то предлагаю всем собраться на ковре и посмотреть, какие предметы нашли).

                         Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

- Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?( Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух,) Что мы слышим? Писк, воздух.

- С помощью каких предметов мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и т. д).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

- Молодцы! Вот мы с вами узнали, что воздух можно почувствовать, с помощью трубочки и ёмкости с водой  можно увидеть  воздух. Воздух можно услышать разными способами.

-Скажите ребята, а может ли воздух пахнуть? (или  а можно почувствовать запах воздуха?) Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

- Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху». (Предлагаю детям сесть поудобнее на ковре. Даю понюхать киндеры с различными «запахами»).

- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко и др.). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовила мама.

(Повторяю вместе с детьми выводы опытов).

Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес? »

- Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. (Предлагаю детям пройти в лабораторию. Подходим к весам с шариками. Дети стоят вокруг стола).

- Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении.

- Подумайте, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров.

- Что произошло? (Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче.) 

- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? У нас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: воздух имеет вес. (Повторяем с детьми все выводы о воздухе).

Ребята, а  хотите я вам раскрою ещё одну тайну о воздухе?

Обращаю внимание на рисунки, которые висят на стене.

-Посмотрите на мои рисунки. Как  вы думаете, чем я их нарисовала?

- Ребята, а вы знаете,  что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.  Скажите, какая у нас сегодня погода? Давайте, покажем, как колышутся ветки деревьев на ветру «Дует ветер нам в  лицо»…..

-  Хотите попробовать нарисовать воздухом картину?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу - Ой, что это у меня получилось?(клякса)Отсюда и пошло название нашей техники рисования «Кляксография»  и раздуть ее при помощи трубочки  для коктейля в разные стороны. (дети пробуют рисовать).

- Посмотрите, какие у нас получились чудесные рисунки! Пусть наши рисунки сохнут.

 -Ребята, скажите, какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Незнайка, скажи, ты убедился, что воздух  везде вокруг нас?

 Ой, а ведь нам пора с вами отправляться обратно в группу.

Я приглашаю вас на ковёр-самолёт (дети садятся и берутся за руки)

Звучит музыка, на экране картинки неба.

- Ну вот,  мы  снова в нашей группе (на экране появляется мультфильм про воздух, в конце Симка с подарком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"

Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методическая разработка Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В сказке очутись дружбе научись"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста составлено на основе русских народных игр. Направлено на сплочение детского коллектива....

Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по грамоте "В поисках Снегурочки"

Занятие по грамоте "В поисках Снегурочки" цель:развитие звуковой и интонационной культуры речи в совместной деятельности детей и взрослого,...