Познавательное занятие в старшей группе «Волшебная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никульникова Елизавета Сергеевна

Познавательное занятие в старшей группе

«Волшебная вода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»

Познавательное занятие в старшей группе

«Волшебная вода»

г. Михайловск

Методическая разработка

Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы,

по теме «Волшебная вода»

 

выполнила: Никульникова Е.С.

МБДОУ «Детский сад №30» г. Михайловск

       

Цели:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы.

- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет запаха и вкуса, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;

- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

Развивающие задачи:

-развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

Воспитательные задачи:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Предварительная работа:

Проведение опытов по определению других свойств воды.

Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок по теме.

Проведение сюжетно - ролевой игры «Научная лаборатория»

Материалы: диск с шумом воды, герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, иллюстрации с изображением воды и оборудования для проведения опытов, стенд «Свойства воды»

Для проведения опытов: вода, сосуды разной формы (воздушный шарик, блюдце, бутылка) воронка; прозрачные стаканчики.

Организация и методика проведения образовательной деятельности

I. Вводная часть (организационно-мотивационный этап)

Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций и оборудования. Дети заходят в группу под спокойную музыку.

- Ребята, мы попали с вами в научную лабораторию. Чтобы здесь находиться нужно надеть халаты.

- Послушайте ребята внимательно стихотворение, оно поможет ответить на вопрос, чем мы будем сегодня заниматься в лаборатории.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варили кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды)

- Так о чем мы сегодня поговорим?

- Правильно, ребята! Сегодня мы поведем с вами речь о воде. А в помощницы возьмём нашу старую знакомую «Мудрую Сову»

- Обратите внимание на звучащую музыку, на иллюстрации.

- Что изображено? (ответы детей)

- Правильно, здесь изображен лед, вода и т. д. На иллюстрациях изображено разное состояние воды и ее свойства. Об этом мы и побеседуем.

- А начнем мы с одной истории. Послушайте. «Жила – была на свете Капелька. Она ничего о себе не знала, поэтому была очень грустной, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что – то о ней знаете?

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что – нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (из воды)

- А «Мудрая Сова» припасла для вас конверты с заданиями. Нужно разгадать загадки! Слушаем, внимательно!

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал горой (Снег)

Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло. (Лед)

- Что случилось с речкой зимой?

С дальних просек и полян

К нам во двор приплыл (Туман)

- Ребята, что же получается? Что вода бывает очень разной. Может быть, вода как волшебница, умеет превращаться во что? (Дождь, снег, лед, туман, роса, иней)

Вода не только волшебница, но и путешественница.

- Расскажите мне о том, как путешествуют капельки в природе?

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках и реках. Поят растения, а под лучами солнышка снова возвращаются домой – к маме тучке. Из которой когда – то пришли на землю в виде дождя.

- послушайте еще одну загадку:

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда,

Ну, конечно, я … вода!

- А сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Летают над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели, снова улетели.

- Ребята, а давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.

Опыт №1 «Вода прозрачная»

- Посмотрите, перед вами 2 стакана.

– дети, что налито в каждом стакане? На столе лежит картинка. Поставьте стакан с водой на картинку. Видно картинку? (Да). Поставьте теперь стакан с соком. (Не видно картинку).Как вы думаете, почему? (потому что вода прозрачная)

-значит, какой вывод можно сделатьвода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Сок в отличие от воды непрозрачный, мутный, поэтому картинку не видно.

- Отметим прозрачность воды таким символом! (к магнитной доске крепится условный символ)

- А если мы добавим в воду краску?

- Что произойдет с водой? (Вода приобретет цвет)

Опыт №2 «У воды нет запаха»

- перед вами 2 стакана, один – с водой, другой – с соком.

- возьмите стаканчики и понюхайте воду.

- скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет)

- А теперь понюхайте сок – пахнет?

Какой сделаем вывод?

ВЫВОД: у воды нет запаха.

Опыт №3 «Вода жидкая, может течь» (Дети делают сами)

- посмотрите, перед вами 2 стаканчика. Один с водой, другой – пустой. – Предлагаю, аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

- потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, вода может капать.

ВЫВОДвода жидкая, может течь.

- отметим это свойство таким символом.

Опыт № 4 «Вода не имеет форму»

- дети, сейчас я вам каждому что – то раздам. (даю в руки каждому по кусочку льда)

- Скажите, что это? (лед)

- какой он? (Холодный, твердый, тяжелый)

- Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду)

- что можно сказать про лед? (лед – это тоже вода, только замороженная)

- Давайте опустим его в стакан.

- Как вы думаете, что с ним произойдет? Опускаем кубик.

- Наблюдаем и делаем вывод: лед не изменяет свою форму. А если кубик льда положить на блюдце. Поменяет он свою форму или нет? Кладем, наблюдаем, делаем вывод: кубик льда твердый, он свою форму не меняет.

-Рассмотрите воду в стакане, и расскажите о ней, какая она? (жидкая)

- Есть ли у нее форма? (форма стакана)

- А если мы выльем воду в блюдце?

- произойдет ли что - нибудь с водой? (примет форму блюдца)

- А давайте нальем воду в воздушный шарик?

- что произойдет?

- Что мы, ребята, выяснили в результате нашего опыта (ответы детей)

ВЫВОДвода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в который налита.

(достаю термос)

- Кто знает, что это такое?

Кто - нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.)

- Смотрите внимательно, ребята, я открываю крышку.

- что вы видите? (Идет пар) Я подношу к термосу зеркало. – Что появилось на зеркале? (капельки воды) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале).

- Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле).

ВЫВОДу воды есть три состояния:

-лед - твердая замороженная вода;

-пар - сильно нагретая вода, парообразная;

-жидкая - обычная вода.

-Обозначим все это еще одним символом.

- Ребята, мы сегодня с вами убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного.

-Мы узнали, что она может путешествовать, может превращаться в разные осадки и еще у нее много разных свойств.

- Для чего нужна вода на Земле? Кому она нужна? (человеку, растениям, животным)

- Расскажите, как человек использует воду? (стирает, моет, купается, готовит еду)

- Как вы думаете, сколько воды употребляет человек в течение дня? (ответы)

- Вот, Капелька, мы тебе и рассказали как ты, нам нужна. Посмотрите, ребята, Капелька развеселилась, она улыбается!

-А теперь, мы поможем тебе вернуться к твоей семье – маме - тучке и твоим сестренкам (дети приклеивают капли)

Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось?

- А дождливая тучка станет украшением нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"

Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»

занятие познавательного цикла по формированию математических представлений старших дошкольников направлено на решение следующих задач:  1. Развивать познавательный интерес детей и упражнять в при...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: " Волшебные свойства воды" 2019г.

Обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить изучение влия...

Открытое занятие в старшей группе "Волшебный мир воды"

- вспомнить с детьми о природном богатстве - «вода»;- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе;- учить технике без...

Открытое занятие в старшей группе "Волшебный мир воды"

- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов взаимодействия воды с другими веществами..- развивать умение обобщать, дела...