Конспект занятия по экологии "Птицы весной" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Маренникова Олеся Салимовна

НОД по экологии в старшей группе на тему: «Птицы весной»
Цели:
Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.
Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_vesnoy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экологии в старшей группе на тему: «Птицы весной»

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.
Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные.
 
Предварительная работа:
Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.
Демонстрационный материал:
Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
1. Двигательная Физкультминутка
2. Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
3. Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог
ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения
4. Познавательно-
исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда
Логика образовательной деятельности
Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро, дети!
Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)
-Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)
Основная часть.
1. Беседа
- Давайте вспомним приметы весны. Передаём солнышко и называем.
(Примерные ответы детей.)
-Весной солнце не только светит, но и греет.
-Весной появляются проталинки.
-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.
-Весной с крыш домов свисают сосульки.
-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.
-Весной появляются первые цветы (подснежники).
-Весной просыпается медведь после зимней спячки.
-Весной с тёплых стран прилетают птицы.
Вот такие чудеса происходят весной.
-Что вы слышите? (Голоса птиц.)
2. Сообщение темы
-Давайте сегодня поговорим о птицах весной.
Давайте сядем. (Дети сидят)
-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.)
-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)
- А как называется, когда птиц много? (Стая)
4. Дидактическая игра «Раздели на группы»
-Ребята, посмотрите на дерево. (На дереве висят фотографии и картинки птиц)
Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить. Нужно подойти к дереву взять картинку. Перелетных птиц нужно поместить на полянку с проталиной, а зимующих — на полянку со снежинкой.
(На одном мольберте — эмблема – снежинка, а на другом – весенняя проталинка.)
(Ласточка, сова, дятел, кукушка, воробей, синичка, сорока, ворона, скворец, грач, снегирь, жаворонок.)
- Проверим.
- Как здорово, что мы справились с этим заданием.
5. Дидактическая игра «Собери картину» (Работа в паре)
-А у меня ещё есть картинки с птичками. Они лежат в конверте. Ребята, проходите за столы. Нам нужно собрать картинку из частей в паре.
(Дети получают конверты с разрезанными картинками)
Дети в паре собирают картину. (4 части)
(Утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля)
- А эти птицы перелётные они или зимующие? (Ответы)
6. Викторина
1. Почему у журавля длинный клюв? (Чтобы лягушек и рыб доставать из воды)
2. Почему у цапли длинная нога? (Чтобы не утонуть.)
3. Значить эти птицы в воде живут? (Водоплавающие и болотные)
4. Как же ласково называем лебедя? (лебёдушка) А утку? (уточка)
Молодцы! Можно и поиграть.
7. Физкультминутка
1. «По дубочку постучишь»
(Дети встают в кружок и выполняют движения)
По дубочку постучишь – вылетает сизый чиж.
У чижа, у чижика хохолочек рыженький.
Чижик по лесу летал, правой ноженькой стучал.
Скив-скив, не зевай, себе пару выбирай.
2. «Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение:
(дети встают парами)
Я-дрозд, — (показывают каждый на себя)
И ты-дрозд — (показывают друг на друга)
У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы -два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (обнимаются)
8. Беседа о птичьих гнёздах
– Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной? (Весной у птиц много забот они строят гнезда, высиживают птенцов.)
- Правильно. Я видела настоящее гнездо. Хотите посмотреть?
(Дети подходят к дереву с гнездом, рассматривают его)
- А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (Из сухой травы)
- Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?
-Руками гнездо трогать не будем. Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)
- А ещё из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев)
-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)
-А где птицы стоят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)
А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)
-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)
-Ребята, а как называется такой птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома? Кто там живёт? (Папа-скворец, мама — скворчиха и птенец — скворчонок)
-Как мы с вами можем помочь птицам весною?
(Сделать скворечники и развесить их)
-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?
(Отложить яйца и вывести птенцов) -А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.
(Мама – птица, самка)
-А теперь ещё поиграем. (Дети встают в кружок.)
8. Дидактическая игра «У кого кто?» /с мячом на паласе)
-У кого, кто появляется?
1. У совы — совята
2. У кукушки-кукушата
3. У скворца — скворчата
4. У галки-галчата
5. У вороны — воронята
6. У сороки – сорочата (сорочёнок)
7. У журавля — журавлята
8. У аиста – аистята
9. У грача — грачата
10. У утки-утята
11. У лебедя — лебедята
12. У гуся гусят
-Молодцы!
-Птенчики появились. А кто же их кормит?
(Оба родителя и мама-самка и папа-самец.)
- А когда птенцы подрастут, они сами себе ищут корм.
9. Дидактическая игра «Найди корм»
Сейчас мы превратимся в птенцов. (Дети кружатся)
Покружись, покружись,
В птенчика превратись.
-Вы теперь птенчики и вам нужно выбрать себе корм.
(Дети выбирают себе корма)
-Что выбрали? (Ответы детей)
-А какие корма остались? Молодцы! А теперь снова превратимся в девочек и мальчиков.
Покружись, покружись.
В ребятишек превратись.
- Итак, чем же питаются птицы?
(Птицы питаются насекомыми, гусеницами, личинками, червяками.)
-Молодцы!
- Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.
10. Демонстрация плакатов
-А что мы должны делать для охраны птиц?
1. Нельзя шуметь в лесу.
2. Нельзя забирать птиц домой.
3. Нельзя ловить и убивать птиц.
4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
5. Нельзя брать птенцов из гнезда.
-Молодцы ребята!
Заключительная часть.
-Давайте покажем нашим гостям плакат «Берегите птиц!», который мы сделали сами.
(Дети берут плакат и читают стихотворение)
Чтоб от вредных насекомыхСады цветущие не гибли зря.Всегда, в любое время годаБерегите птиц, друзья!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...