Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы по теме «Перелетные птицы»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Первакова Вера Григорьевна

1. Познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. .

2.Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином»«цепочкой»«стайкой»

3. закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_perelyotnye_ptitsy.docx791.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы

по теме «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. .

2.Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином»«цепочкой»«стайкой»

3. закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

4. закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

5 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

6. активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

7. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику

Материалы и оборудование:

фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч. Демонстрационные картинки «Перелётные птицы», сюрпризный момент – игрушка Буратино

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент

Появляется Буратино: (Унылым голосом) Ребята, мне, как и вам скоро в школу, а я ничего не знаю про перелетных птиц. Зачем они улетают, какие птицы улетают, а какие остаются. Вы мне поможете? 

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино, с этой не простой задачей.

Дети: Да.

Воспитатель: Буратино, присаживайся вместе с ребятами и внимательно слушай и запоминай

Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.

- Дети, что вы слышите?

Дети: Лес, шум леса

Воспитатель: А как вы догадались, что это лес?

Дети: Шелест листьев и голоса многих птиц,

Воспитатель: Молодцы ребята. Ребята, а теперь я вам предлагаю послушать стихотворение.

Холодно так стало,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Дети: Перелетные птицы – это которые улетают в теплые края, а зимующие – которые остаются зимовать.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?   img15.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/239/176781/7/img4.jpg

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете,что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

2.Физминутка: подвижная игра “Прилетел - улетели»

Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

3. Беседа

Ребята, я вам сейчас расскажу о некоторых перелетных птицах

Кукушка, в отличие, от некоторых птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у птиц есть части тела?

Дети: Да

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05c8/0005225f-803cf9eb/img19.jpg

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами поиграем

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом на вопрос «Какая?»

Игра «Образуй слово»

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

Воспитатель: (рассматривают плакат со схемой перелета птиц: некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию.) А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) летят в одиночку

А как же они находят дорогу на юг и обратно? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

4. Пальчиковой гимнастики

«Грачи»

«Лепить пирожок»«Помахать крыльями»Загибать пальчики по очереди наодной руке.

Мы лепили куличи.

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.

Выходи грачей считать.

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто прилетел»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 2 изображения перелётных птиц просит детей отвернуться (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц, которые прилетели. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Выигрывает тот, у кого смайликов больше.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/239/176781/7/img4.jpg

Воспитатель: (обращается к Буратино) Буратино, но теперь тебе все ясно и понятно о перелетных птицах

Буратино: Спасибо, вам ребята, теперь мне не стыдно идти в школу, я многое узнал о перелетных птицах.

6.Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Список литературы

1. Птицы. Энциклопедия природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г.

2.Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г.

3.Клепинина З.А. Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва, 1992 г.

4. Калашников В. И. "Белый город", М., с.180

5.Интернет-ресурсы

      Картинки птиц http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.html

       Как сделать скворечник https://yandex.ru/images/search?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, по теме «Снег-снежок»

Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми  средней группы,по теме «Снег-снежок»...

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы, по теме «Дни науки в детском саду» (эксперимент с воздухом)

Методическая разработкаОрганизация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми  старшей  группы,по теме «Дни науки в детском саду» (экс...

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы, по теме «ОБЖ»

Методическая разработка Организация непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы, по теме «ОБЖ» ...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме : Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму с

Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «Давайте вместе Природу сохраним…»

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...