Занятие по познавательному развитию ФЦКМ "Что такое космос?" для старшей группы. Лексическая тема недели "Космос".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Валентина Николаевна

Занятие  проведено на основе презентации "История космонавтики", адаптированной для детей 5-6 лет. Использовались словесные, дидактические, пальчиковые игры; конструирование из геометрических фигур "Собери ракету"; экспериментирование "Банка с водой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aa_konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию.

Тема «Что такое космос?»

Автор-разработчик: Петрова Валентина Николаевна

воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга 

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада

Длительность занятия:25 мин.

Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А. Гагарина.

Задачи:

1. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;

 создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

 воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей

2. ОО «Познавательное развитие»: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы, о первом космонавте, вызвать у детей интерес к науке астрономии;

расширять представления детей о профессии летчика – космонавта;

3. ОО «Речевое развитие»: активизировать словарный запас по теме "Космос";

развивать связную речь;

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: коллективная работа аппликация «Космос».

5. ОО «Физическое развитие»: пальчиковая гимнастика «Планеты будем мы считать».

Применяемые технологии: презентация об истории космонавтики, дидактические игры, экспериментирование, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: Рассматривание картин о космосе.

Знакомство с картой солнечной системы.

Беседы о спутниках и кораблях.

Заучивание стихов о космосе.

Знакомство с сюжетно – ролевыми играми «Космодром», «Путешествие по солнечной системе».

Материалы: 

Демонстрационный материал: презентация об истории космонавтики

Раздаточный материал: изображения космических объектов._




Ход занятия:

Организационный момент:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Валентиина Николаевна!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Основная часть: дети сидят на ковриках перед проектором. Включить музыку.

Слайд № 1: космос.

Воспитатель человек, глядя в звездное небо, видя яркие звезды, серп или полную луну, падающие звезды, очень хотел знать, а что же там, в этой мерцающей темноте. Прошли столетия и появились люди, которые посвятили свою жизнь изучению космоса. Это АСТРОНОМЫ.

Глаз человека не способен заглянуть в глубины космического пространства. Поэтому был создан специальный аппарат: ТЕЛЕСКОП, который приоткрыл некоторые тайны космоса.

Слайд № 2: телескоп.

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (Телескоп)

Приглашаю вас подойти к этому столу. (Дидактическая игра «Найди лишнее»).                                           Эксперимент.

Воспитатель: теперь давайте вернемся на коврик. (Включить музыку). Что же люди увидели в телескоп? ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ, АСТЕРОИДЫ И КОМЕТЫ.

Слайд № 3: комета.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его полоска света,

А зовут его (комета)

 Они отличались друг от друга. Самая близкая к нам звезда – СОЛНЦЕ. Она настолько велика, что удерживает своим тяготением все космические тела СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. Вокруг Солнца вращаются 8 планет – одна из них наша Земля.

Слайд № 4: солнечная система.

Воспитатель: скажите, ребята, какая по счету Земля? (третья планета от Солнца). А ближе всех? (Меркурий), потом Венера, 3-я Земля, потом Марс. Дальше расположились планеты – гиганты: сначала Юпитер, затем Сатурн. На самом краю Солнечной системы находятся Уран и Нептун.

Пальчиковая гимнастика про космос

Раз, два,три, четыре,пять,

(хлопаем в ладошки)

Планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

(загибаем пальчики на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля – наш дом родной

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун -он самый дальний,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

(хлопаем в ладошки)

Полетали от души!

Люди хотели узнать еще больше о космосе. Поэтому начали создавать летательные аппараты, которые могли покинуть Землю и вылететь в открытый космос.

Сначала это был СПУТНИК – беспилотный космический аппарат – разведчик.

Слайд № 5: спутник.

Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Это вечный путник

Под названием... (Спутник)

Но человеку хотелось самому взглянуть на родную планету из космоса.

Вот и создали ученые космический корабль: ракету, в которой мог полететь человек.

Слайд№ 6: старт ракеты.

С земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела.

Летит к другим планетам

Стремительно… (Ракета)

Игра «(Собери ракету» (Конструирование).

Из военных летчиков стали набирать те, кто достоен быть космонавтом. Какими качествами должен обладать космонавт? (быть  смелым, сообразительным, решительным, подготовленным к трудностям и неожиданным ситуациям, с отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой). Да, именно таких людей подбирали в отряд космонавтов.

Слайд № 7: космонавт.

Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (Космонавт)

Их стали готовить к полету в космос

Воспитатель: сейчас мы с вами сыграем в игру «Слушай внимательно»: чтобы помочь космонавту, надо сконцентрировать внимание. Давайте потренируемся, чтобы не совершать ошибок и выполнять правильно задания. Я называю слова. Если они имеют отношение к космосу, хлопаем, если нет - руки на пояс. РАКЕТА, ЛУНА, ЗВЕЗДА, МЯЧИК, КРУЖКА, СКАФАНДР, ТЕЛЕСКОП, ПЫЛЕСОС, ЛУНОХОД, ТЕПЛОХОД, ПАРОХОД, СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, МАРС, КАМЕТА, АСТЕРОИД, МЕТЕОРИТ, ЗАПЕКАНКА, САТУРН, ЮПИТЕР, ЛУНА, КОСМОНАВТ, АСТРОНАВТ, БУБЛИК, БЕЛКА И СТРЕЛКА, ПЛУТОН.                                                                                                                                

Слайд № 8: Белка и Стрелка.

Но прежде человека на космическом корабле полетели две собаки Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на Землю. Тогда стало понятно, что и человеку можно покинуть Землю и благополучно вернуться назад.

Важно было решить, кто же будет тем человеком, который первым отправится в космос, осуществит давнюю мечту человека.

Слайд № 9: фотография Ю.А.Гагарина.

Им стал Юрий Гагарин. Приветливый и улыбчивый человек. Ему было 27 лет, когда на корабле «Восток» он, первый из людей, оказался на космической орбите и увидел нашу голубую планету из космоса. Случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы празднуем День космонавтики именно в этот день.

Слайд № 10: фотография с дочерями Еленой и Галиной.

  Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт.

(Гагарин)

Слайд № 11: Гагарин в скафандре.

Мы должны помнить этого человека, потому что он совершил то, чем наша страна может гордиться.

Заключительная часть (Рефлексия): давайте вспомним с вами о чем мы говорили на этом занятии. Для этого подойдем к этому столу и заполним космическими объектами вот эту часть космического пространства. Выбирайте, что вы хотите видеть, обязательно называйте, что вы выбрали и размещайте где вам хочется.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей об истории космоса, их желание узнать как можно больше о космическом пространстве.

Дальнейшая работа: проведение занятий по художественно-эстетическому развитию по теме. Продолжать знакомить детей с темой космоса в играх, рассматривании иллюстраций, отгадывание загадок:

Когда ты в космосе мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты — вот так новость,

Ведь это… (Невесомость)

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает… (Солнце)

Спутница Земли, планета.

Кругло лика и бледна.

Ярко светит нежным светом

С неба тёмного... (Луна)

. Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (космонавт или астронавт)

. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А зовут ее (земля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа) Воспитатель: Чобан Ю.Ю. Цели: Формировать умение детей заботиться о своём здоровье. Раскрыть строение и ф...

Конспект занятия по познавательному развитию "Домашние животные" для старшей группы с использованием ИКТ технологий

Цель: закреплять представления детей о домашних.Задачи:Способствовать осознанию детьми особого отношения (заботы, внимание) людей к домашним животным.Закрепить знания о внешних признаках животных, чем...

Конспект интегрированной совместной деятельности по познавательному развитию и аппликации в старшей группе на тему: «Признаки весны. Письмо ласточки»

Главной задачей занятия: закрепление, обобщение знания и умения детей о признаках весны, перелетных птицах в виде аппликации. Учить выполнять коллективную работу....

конспект занятия по познавательному развитию " Русская изба" в старшей группе

Конспект занятия по позавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию: «Путешествие паучка» в старшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие паучка". Данное занятие будет полезно воспитателям, родителям....