проект "Весенние традиции русского народа"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Цветкова Людмила Анатольевна

Детство – период, когда можно искренне погрузиться в истоки национальной культуры – русским корням. При чтении сказок, потешек, прибауток дети начинают проявлять интерес к русскому народному творчеству. Чтобы познакомить детей со всеми жанрами русской культуры (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) решили использовать  русские народные праздники в определенный период. В народных праздниках фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ведь невозможно представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesenni_traditsiirusskogo_naroda.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Весенние традиции русского народа».

Авторы проекта:  воспитатели  группы дошкольного возраста с 4-х до 5 лет № 2 Цветкова Л.А., Лисова А.И.,  музыкальный руководитель Николаева Е.А.

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта (по продолжительности): долгосрочный  с 12 февраля по 31марта.

Участники проекта:  воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

Актуальность:

Детство – период, когда можно искренне погрузиться в истоки национальной культуры – русским корням. При чтении сказок, потешек, прибауток дети начинают проявлять интерес к русскому народному творчеству. Чтобы познакомить детей со всеми жанрами русской культуры (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) решили использовать  русские народные праздники в определенный период. В народных праздниках фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ведь невозможно представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.

Цель:  Развивать интерес к русской народной культуре.

Задачи:

1. Формировать представление о:

- русских народных праздниках в феврале – марте месяцах;

- устном народном творчестве – заклички, сказки, загадки;

-  русских народных традициях.

2. Развивать  художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

3. Воспитывать чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Прогнозируемые результаты:

Развитие интереса к культуре русского народа.

Знание устного народного творчества, декоративно – прикладного искусства.

Создание календаря праздников.

Оценка результатов проекта:

 В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

1. Обновили  развивающая предметно – развивающая среда: альбомы - «Русичи» и «Заклички весной», авторские сказки «У кормушки», «О Масленице», мнемотаблицы о Масленице, календарь русских народных праздников, дидактические игры на тему «Масленица», аудиозаписи : П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из детского альбома «Зимнее утро»; заклички «Ой, кулики, жаворонушки», Жаворонок, жаворонок, вот твой брат», иллюстрации картин: П.Н. Грузинский «Масленица», Б.М. Кустодиев «Зима. Масляничное гуляние», изготовленные родителями:  книжки – самоделки «Весенние праздники других народов»,  чучела для Масленицы, выпечка жаворонков из теста, выставка чучел Масленицы и жаворонков.

2. Познакомили детей с русскими народными играми «Горелки», «Платочек».

3. Сформировали знания и интерес  к  истории календарных праздников русского народа.

4. Развитли интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.

5. Установили партнёрские взаимоотношения между воспитателями, детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения праздников и мероприятий

Этапы реализации проекта (краткое описание):

I этап – подготовительный

- Информирование родителей о начале проекта.

- Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские народные праздники, обычаи?»

- Формирование представлений о Руси, «русичах», русском быте.

- Изготовление альбома «Русичи».

- Постановка проблемной ситуации: чтение сказки «У кормушки» (1 часть).

II этап – основной

- Ознакомление с народными праздниками «русичей».

- Ознакомление с народными приметами.

- Наблюдение за исполнением народных примет.

- Заучивание: заклички «Весна – красна приходи», «Жаворонки прилетите».

- Заклички весны на прогулке.

- Поиски признаков «борьбы» весны и зимы: изменение погоды в течение дня.

- Чтение: русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», сказки о Масленице.

- Слушание: П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из детского альбома «Зимнее утро»; заклички «Ой, кулики, жаворонушки», Жаворонок, жаворонок, вот твой брат».

- Пение: Ярилин день – русская народная песенка «Выйди, выйди солнышко», Василий Капельник – «Кап – кап – кап, звенят капели» Л. Ершовой, русская народная песенка «С крыши капели»; Авдотья Плющиха (плюшки – островки оттаявшей земли), П.И. Чайковский «Подснежник»; Герасим Грачевник – заклички птиц.

- Пальчиковые игры: «Избушка», «Грачи».

- Рассматривание иллюстраций картин: П.Н. Грузинский «Масленица», Б.М. Кустодиев «Зима. Масляничное гуляние».

- Игра на народных инструментах: русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени», «Во саду ли, в огороде».

- Хороводные игры: «Вот уж зимушка проходит», «Ой, бежит ручьем вода», «Мы давно блинов не ели».

- Вывешивание на дереве, вылепленных из теста, жаворонков.

- Загадывание загадок о: птицах, весне.

- Мнемотаблицы о Масленице.

- Подвижные игры: «Горелки», «Ручеек».

- Изготовление альбома «Народный календарь русских праздников».

-  Дидактические игры  на тему Масленица.

Взаимодействие с родителями:

- изготовление книжек - самоделок родителями детей других национальностей;

- изготовление чучела для Масленицы, выставка чучел;

- выпечка жаворонков из теста, выставка жаворонков.

III этап  - заключительный:

- изготовление с детьми народной игрушки «Зайчик на пальчик»;

- рассматривание альбомов весенних народных праздников детей других национальностей, посещающих данную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...