Проект "Сибирь, в которой я живу" Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Омулевая бочка" Презентация к занятию
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Головина Марина Юрьевна

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становление личности. Значимым в работе с детьми методом является метод проектов. Поэтому решили разработать проект «Сибирь, в которой мы живем». Проект «Сибирь, в которой мы живем» долгосрочный образовательный проект, подразумевающий непосредственную работу по приобщению старших дошкольников к культуре и традициям малой родины. Инновационная работа в рамках проекта подразумевала разработку дидактических материалов, направленных на ознакомление дошкольников с малой родиной. Работав в рамках проекта, у нас сформировалась копилка   дидактических материалов, связанных с ознакомлением дошкольников с историей, культурой, природой родного города, края.  Имеется подборка произведений детских поэтов и писателей, серия конспектов образовательной деятельности, развлечений и викторин, связанных с сибирским краем.  Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений города. Практическая значимость проекта для педагогов заключается в том, что все материалы и мероприятия проекта можно легко перенести в условия любого детского сада, не только в группы обще развивающей направленности, но и в условия групп комбинированной и компенсирующей направленности. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, крае, народностях, населяющих Сибирь доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Мероприятия проекта оказали положительное влияние на формирование у дошкольников представлений об особенностях родного края и способствовали решению разнообразных образовательных задач через различные виды деятельности.


                                                                                                                                                                                           

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края.                                                Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.        Краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становление личности.                                                                                                                                                                                       Значимым в работе с детьми методом является метод проектов.                                                               поэтому решили разработать проект «Сибирь, в которой мы живем». Проект «Сибирь, в которой мы живем» долгосрочный образовательный проект, подразумевающий непосредственную работу по приобщению старших дошкольников к культуре и традициям малой родины. Инновационная работа в рамках проекта подразумевала разработку дидактических материалов, направленных на ознакомление дошкольников с малой родиной. Работав в рамках проекта, у нас сформировалась копилка   дидактических материалов, связанных с ознакомлением дошкольников с историей, культурой, природой родного города, края.  Имеется подборка произведений детских поэтов и писателей, серия конспектов образовательной деятельности, развлечений и викторин, связанных с сибирским краем.  Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений города. Практическая значимость проекта для педагогов заключается в том, что все материалы и мероприятия проекта можно легко перенести в условия любого детского сада, не только в группы обще развивающей направленности, но и в условия групп комбинированной и компенсирующей направленности. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, крае, народностях, населяющих Сибирь доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Мероприятия проекта оказали положительное влияние на формирование у дошкольников представлений об особенностях родного края и способствовали решению разнообразных образовательных задач через различные виды деятельности.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Иркутска детский сад № 187

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Омулёвая бочка».

                    Выполнила:

                                                  Головина Марина Юрьевна - воспитатель

Цель: создание условий для закрепления у детей представлений о народах Сибири, традициях, быте и народного творчества.

 Задачи:

Обучающие: Сформировать в понимании детей образ многонациональной Родины. Расширить представление детей о малой Родине. Учить детей ориентироваться в русской и бурятской культурах. Закрепить знания детей о жилище, священных животных: лошади и медведе; о фольклоре через бурятские игры, сказки и загадки. Закрепить у детей правильно наклеивать готовые детали(чешуя) в форме «глаз» к «телу» рыб в определенной последовательности.

Развивающие: Развивать устную речь, познавательную активность детей; развивать двигательную активность, умение играть в команде; развивать логическое мышление, память, усидчивость; активизировать словарь детей по теме.    

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за нашу малую Родину; интерес и уважение к культурному наследию бурятского народа; Воспитывать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картинок с изображением коренных народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, чтение бурятских народных сказок: «Богатырь Байкал», «Жаворонок и обезьяна» и др.; разучивание подвижных игр: «Важенка и оленята», «Иголка, нитка и узелок», «Хейро» и др.

  Материал: Аудиозапись бурятской музыки, музыка " Шум озера      Байкала", презентация по занятию, палочки - лошадки для подвижной игры, материал для аппликативной работы: силуэты рыб, форма "капелька" (квиллинг), клей, салфетки, тарелочки для материала.

Ход занятия: Дети заходят под национальную бурятскую мелодию и садятся на стульчики.

Воспитатель: "Друзья"

Мы, сыновья больших народов -

Бурят и русский - с давних дней

Верны под мирным небосводом

Взаимовыручке своей.

Уходим в глубь веков корнями

Любви, где мы - как с братом брат.

И так же родственно над нами

Деревья кронами шумят. (В. Петонев).

Дети:1. Байкал многоводный, могучий, свободный

            Стоишь ты в граните обрывистых скал.

            Гремит твоя слава старик седоглавый

            Славное море - священный Байкал!

          2. Моё Забайкалье - родная земля!

               Как доброго друга люблю я тебя!

               Как нежную маму тебя берегу

               Как верную клятву забыть не смогу.

             3.Тут всё и раздолье, и горная высь,

                Тут русская песня с бурятской слились

                Ах, чёрные косы да русая прядь

                Моё Забайкалье, родная земля!

                Всей русской душою люблю я тебя! (слайд 1)

Воспитатель: Существует древняя легенда, в которой Байкал спрятал омулевую бочку на дне озера Байкал. С тех пор омуля стало мало. Надо вернуть омуль в Байкал. Нам надо вспомнит, как живёт бурятский народ. Для разминки я предлагаю вам отгадать загадки. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадывать, если ответ будет правильным, то на доске появится картинка к сказке:

1."... Обрадовался заяц:"Ага, есть звери пугливее меня! И от радости так расхохотался, что верхняя губа у него лопнула. Вот и стал заяц с раздвоенный губой." ("Заяц"). (слайд 2)

2."... Любая ворона, любая сова меня удивил. Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня". ("Снег и заяц"). (слайд 3)

3. "Стоит верблюд, глядит и ждёт.

      Когда солнышко взойдет?

       Но тот, кто хвалится лишь ростом,

        Впросак, бесспорно, попадёт!" (" Мышь и верблюд"). (слайд 4)

4."...Но были у Ангары и свои любимые, заветные сокровища, которые она берегов с малых лет и хранила в голубой хрустальной шкатулке. Часто подолгу любовались ими, когда оставалась в своей светлице..."("Ангарские бусы"). (слайд 5)

5."...- Голова болит от   твоего стука, - жалуется кедровка.

        - Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под королем выискивать. Всех спасают, не благодарные, - с утра до ночи тружусь!" ("Дятел - труженик"). (слайд 6)

6."... Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море - богатырь..." (" Богатырь Байкал"). (слайд 7)

Воспитатель: Сейчас, ребята, будем отгадаем загадки - отгадки надо найти на доске: выбрать правильный ответ.

1.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (комар).

2.Лошадкой бегают по небу, кружусь, вот, вот растаю. (облака).

3. Стучу   головой - болит,

    не стучу - голодный. (дятел).

4. Имею крылья - не летаю,

не имею ног - не догнать меня. (рыба). (слайд 8)

5.Дом без крыши и окон,

  и живут буряты в нем. (юрта).   (слайд 9)                                                                Кто первый отгадает загадку, расскажет о юрте, как её строили, чем покрывали? (Из войлока, жердей). Какой формы юрта? (Она имеет полукруглую форму) Как трудились? (Ловили рыбу, охотились на зверей и разводили скот). А как называется жилище русских? (Изба). (слайд 10)                                                                                                           Воспитатель обобщает ответы детей, делает вывод: занимались скотоводством, рыболовством и охотой, юрты делали из жердей, покрытых шкурами.

 Воспитатель: Отгадайте, про какое животное так говорят?

 - Трусливый как... (заяц).

- Проворный как…(белка).

- Хитрый как ... (лиса).

- Сильный как …(медведь). Каким животным является медведь для бурятов?

Медведь считается священным зверем, на бурятском языке медведя называют - бабагай, или " могучий дядя". (слайд 11)

Воспитатель: " Не наделив человека крыльями - небо подарило ему лошадь" - так гласит бурятская мудрость. Ребята, что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов. Конь для бурята -  это друг, богатство, радость и гордость. О лошадях буряты знают ну, все. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, и в жару, и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. У каждого народа есть свои народные игры. Предлагаю поиграть в игру " Ловкие наездники".  (Дети делятся на две команды. Бег на лошадке - палочке вокруг кеглей, кто быстрей). (слайд 12)

Воспитатель: Молодцы, как удачно вы отвечает и все знаете, продолжим нашу викторины:

1. Как называется верхняя национальная одежда бурят? (Дэгэл). (слайд 13)

2.Как по – бурятски   называется шапка? (Малгай).

3.У бурят есть свои национальные игры, мы в них играли, давайте вспомним? ("Невод", "Лиса и сокол", " Иголка, нитка и узелок").

4.Какую национальную еду вы знаете? (Позы - "бууза", Зеленый чай с молоком и солью). У русских любимое национальное блюдо - пельмени, горячий чёрный чай с сахаром.

5.Какие народные праздники вы можете назвать? Белый месяц -Сагаалган, праздник лета - Сурхарбан.А кто знает какие у русских праздники: Новый год, Троица.

Воспитатель: Давним - давно буряты заселили берег озера Байкала. Занимались они рыболовством. Скажите, ребята, какие рыбы водятся в озере Байкал?

Дети: Омуль, хариус, сорога, щука, голомянка, карась.             Воспитатель: Покажите теперь на доске: омуль и других рыб. Если будет правильный ответ, то рыбка по плывёт, а если - то останется на месте. (слайд 14)

Воспитатель: Мы с вами делали заготовки рыб, сейчас их надо украсить.

Показываю образец рыбки. Дети украшают узорами (квиллинг) рыб. (Звучит бурятская музыка).

- Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые рыбы. Давайте удивим озеро Байкал нашими подарками, пусть и у рыбаков всегда будет удачный промысел. (Звучит мелодия " Шум воды озёра Байкала".)

Воспитатель: Ребята, а теперь мы ноги спросим,

                           До каких же пор стоять

                          Может ножками хоть немного

                          Дружный   Ёхор плясать.

Дети танцуют бурятский народный хоровод " Ёхор". (слайд 15)

Воспитатель: Мы с вами вспомнили бурятские сказки, загадки, а самое   главное, вернули омуль в озеро Байкал. Спасибо вам большое.  ( слайд 16)     

Список использованной литературы:

1.Программа поликультурного образования в негосударственных учреждениях ОАО «РЖД», 2013г.

2.Методическое обеспечение программы поликультурного образования детей 3 – 7 лет «Диалог культур»,2ч. старший дошкольный возраст, 2014г.

3. М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс, 2003г.

3. Бурятские народные пословицы, поговорки, загадки. Улан-Удэ, 2014г.

     

                 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в магазин"

Цели и задачи: ·        расширять и обобщать представления о магазинах, их классификации и назначении;·        развивать фонематич...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наш дом -Земля»

кОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ"НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Профессия повар»

Конспект занятияпо познавательному развитиюв подготовительной логопедической группеТема занятия: «Профессия повар»...