Программа по экспериментировани"Чудеса своими руками"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шерстобитова Татьяна Михайловна
Цель программы :способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытной Эксперементальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Чудеса своими руками" 83.2 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                        Утверждаю                    

на педагогическом совете                                                           заведующий МКДОУ

Протокол № ___ от «___» ______2021г.                                   Венгеровский детский сад № 2

                                                                                                       Верниковская Т.В.

                                                                                                       Приказ №___ от «___»__2021г. 

Программа кружка «Чудеса своими руками», части формируемой участниками образовательных отношений

(срок реализации 4 года)

Составила воспитатель: Шерстобитова

Татьяна Михайловна

Оглавление:

Паспорт программы

3

I

Целевой раздел

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.2

Целевые ориентиры образовательного процесса

5

1.3

Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

6

1.4

Планируемые результаты освоения программы детей 

7

1.5

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

8

II.

Содержательный раздел

9

2.1

Задачи рабочей программы

9

2.2

Модель образовательного процесса

9

2.3

План реализации

9

2.4

Поддержка детской инициативы

12

2.5

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

12

2.6

Работа с родителями

13

2.7

Традиционные события и праздники в рамках программы «Чудеса своими руками»

16

2.8

Сетевое взаимодействие с МКДОУ Венгеровским  детским садом  №2

16

2.9

Мониторинг освоения

18

III

Организационный раздел

22

3.1

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

22

3.2

Структура занятия

22

3.3

Организация предметно – пространственной среды

23

3.4

Материально – техническое обеспечение

23

3.5

Примерный список произведений, мультфильмов

24

3.6

Методическая литература

26

Паспорт Программы

1

Наименование программы

«Чудеса своими руками»образовательная программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательной программы.

2

Основание для разработки программы

ООП ДО МКДОУ Венгеровского детского сада № 2 протокол № 1приказ №40  от «31» августа 2023год

3

Заказчик программы

родители (законные представители) воспитанников

4

Организация исполнитель программы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад № 2

5

Целевая группа

Дети от 3 до7лет

6

Цель программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной     деятельности.

7

Задачи программы

1.Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2.Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6.Развивать коммуникативные навыки.

8

Ожидаемый результат

-расширены представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

-сравнивают и группируют объекты живой природы на основе признаков, познакомлены с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

-умеют использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

-расширены и уточненные представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

-углублены представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой.

9

Срок реализации программы

4 года

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Федеральная образовательная программа от 25ноября 2022 г. №1028 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями, что отраженно ООП ДО.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Представленная программа по развитию деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность сосновной образовательной программой начального образования.

Данная рабочая программа являетсячастью, формируемой участниками образовательной отношенийООП МКДОУ Венгеровский детский сад № 2, в рамках познавательного развития, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и ФОП ДО

Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы «Чудеса своими руками»

  • ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
  • ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
  • ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
  • ребенок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;
  • ребенок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
  • ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
  • ребенок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
  • ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
  • ребенок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их
  • ребенок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребенок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
  • ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
  • ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой,  на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4 Планируемые результаты освоения программы «Чудеса своими руками»

3-4года

1.Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

2.Имеетпредставлениеоразличных физических свойствах и явлениях.

3.Соблюдаетправилатехникибезопасностиприпроведенииопытовиэкспериментов.

4.Проявляетпознавательныйинтерескопытно-экспериментальной деятельности.

4-5 лет

1.Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

2.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

3.Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

4.Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

5.Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

6.Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

7.Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

 

8.Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

5-6лет

1.Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

2.Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

3.Задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

4.Любит экспериментировать;

5.Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

6.Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

6-7лет

1.Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

2.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

3.Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

4.Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

5.Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

6.Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

7.Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

8.Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

1.5 Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

В полном объеме представлена в ООП МКДОУ Венгеровского детского сада № 2, п.п. 1.2.1.4. стр.30 https://dsad2ven.edusite.ru/sveden/files/abfa8d1fa49140c9db732ca2d2bbe99a.pdf

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Задачи рабочей программы

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей) ;

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5.Создать условия для экспериментальной деятельности.

6.Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

7.Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

8.Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

2.2 Модель образовательного процесса

Примерный календарь тематических недель(от3до7лет)

месяц

неделя

тема

Сентябрь

1-4

«Экспериментирование с песком и глиной»

Октябрь

1-4

«Экспериментирование с песком и глиной»

ноябрь

1-4

«Экспериментирование с воздухом»

декабрь

1-4

«Экспериментирование с воздухом»

январь

1-3

«Экспериментирование с водой»

февраль

1-4

«Человек».

март

1-4

«Экспериментирование с деревом»

апрель

1-4

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

май

1-4

«Экспериментирование с почвой»

2.3 План реализации

Перспективное планирование опытов и экспериментов (3-4 года)

Месяц

Темы опытно-экспериментальной деятельности

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Узнаем,

какая вода»

«Игра с веерами и султанчиками»

«Поиграем с солнышком»

«Свойства песка»

Ноябрь

«Чудесный мешочек»

«Поиграем с ветерком»

«Что в коробке»

«Почему осенью бывает грязно»

Декабрь

«Волшебные дощечки»

Легкий – тяжелый

Горячо – холодно

«Окрашивание воды»

Январь

«Игры с соломинкой»

«Снег.  Какой он?»

«Как из снега получить воду»

«Как воду превратить в лёд»

Февраль

«Изготовление цветных льдинок»

«Мороз и снег»

«Свойства льда»

«Ветер по морю гуляет»

Март

«Плавает - тонет»

«Бумага, её качества и свойства»

«Посадка лука»

«Поплывёт не поплывёт»

Апрель

«Здравствуй, солнечный зайчик »

«Веточка берёзы»

«Древесина, её качество и свойства»

«Что в пакете»

Май

«Спрячь пуговку»

«Пирожки для зайчика»

«Сравнение песка, почвы и глины»

«Ткань, её качества и свойства»

Перспективное планирование опытов и экспериментов (4-5лет)

Месяц

Темы опытно-экспериментальной деятельности

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

«Почему все звучит?»

«Прозрачная вода»

«Вода принимает форму»

Ноябрь

«Какие предметы могут плавать»

«Делаем мыльные пузыри»

«Подушка из пены»

«Окрашивание воды»

Декабрь

«Замерзшая вода»

«Взаимодействие воды и снега»

«Поиск воздуха»

«Что в пакете?»

Январь


«Загадочные пузырьки»

«Волшебная рукавичка»

«Волшебный театр»

Февраль

«Как согреть руки»

«Каждому камешку свой домик»

«Свет повсюду»

«Свет и тень»

Март

«Где прячутся детки?»

«У кого какие детки»

«Как развивается растение?»

«Что любят растения?»

Апрель

«Таинственные картинки»

«Угадай-ка»

«Песочная страна»

«Цветной песок»

Май

Посадим дерево

«Где вода?»

«Солнечные зайчики»

«Волшебные лучи»

Перспективное планирование опытов и экспериментов (5-6лет)

Месяц

Темы опытно-экспериментальной деятельности

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Может ли растение дышать?»

«Что выделяет растение?»

«Во всех ли листьях есть питание?»

«С водой и без воды»

Ноябрь

«Бережливые растения»

«Вверх к листочкам»

«Для чего  корешки?

«В тепле и в холоде»

Декабрь

«Что есть в почве?»

«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

«Где дольше?»

«На свету и в темноте»

Январь


«Где легче плавать?»

«Как устроены перья птиц?»

«Зачем им крылышки?»

Февраль

«Свойства воды»

«Твердые – жидкие»

«Реактивный шарик»

Как измерить тепло?»

Март

«Как распространяется звук»

«Почему песок хорошо сыплется»

«Построим город из песка»

«Уличные тени»

Апрель

«Сколько ушей?»

«Наши помощники – глаза»

«Для чего нужен язык?»

«Родственники стекла»

Май

«Мир бумаги»

«Мир ткани»

«Вращающаяся Земля»

«Защитим себя от солнца»

Перспективное планирование опытов и экспериментов (6-7 лет)

        Месяц

Темы опытно-экспериментальной деятельности

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Какая бывает вода»

«Вода – растворитель»

«Фильтрование воды»

«Где же пятый океан?»

Ноябрь

«Путешествие капельки?»

«Бережем воду»

«Сухая и влажная почва»

«Удивительный песок»

Декабрь

«Мир металлов»

«Испытание магнита»

«Мир пластмасса»

«Мир ткани»

Январь


«Передача солнечного «зайчика»»

«Радуга на свете»

«Поющая струна»

Февраль

«Воздух»

«Соломенный буравчик»

«Парашют»

«Вертушка»

Март

«Запасливые стебли»

«Куда тянутся корни»

«Много-мало»

«Упрямое растение»

Апрель

«Как увидеть и услышать электричество»

«Как происходит извержение вулкана»

«Почему все падает на землю»

«Полярное сияние»

Май

«Острота слуха и ее измерение»

«Вкус и запах»

«Определение частоты дыхания»

«Почему зрачок глаза меняет размер?»

2.4.Поддержка детской инициативы

Возраст

Способы

Приемы

3-4 года

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
  • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

-интрига и сюрпризные моменты

4-5 лет

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе.

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве.

5-6лет

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат;
  • поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

- работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

6-7 лет

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности.

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

2.5.Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Технологии:

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Методы:

  • Метод наблюдения (наблюдение распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; наблюдение за изменением и преобразованием объектов);
  • Игровой метод (Опыт, дидактические игры, совместные действия, наблюдение)
  • Словесных метод (Рассказы воспитателя, рассказы детей, художественное слово,

загадки, напоминание о последовательности работы, совет, беседы.)

Формы работы с детьми:

  • -фронтальные (целевые экскурсии, чтение художественной литературы, использование опытов или экспериментов, открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.)
  • -групповые (использование опытов или экспериментов, сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями
  • -индивидуальные (конкурсы и викторины, сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями)

2.6Работа с родителями

 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, беседы,

консультации, открытые просмотры, встречи по заявкам, совместные занятия, мастер-классы, опросы, анкетирование, информационные листы.  

(Группа 3-5 лет)

№ п/п

Задачи:

Мероприятия:

1.

Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

Родительские собрания:

1.«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»

2.«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»

3.«Проведение экспериментов летом»

4. «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

2.

Ознакомление родителей с

методами и формами работы

 по разделу «Детское

экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка  к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

3.

Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

.

Оформление информационного

Стенда:

1.«Экспериментальная

деятельность дошкольника»,

 2.«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

 Создание мини-лаборатории.

4.

Организация сотрудничества

с родителями:

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.                                                                2. Создание семейного журнала«Экспериментируем дома»                                  

 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»,«Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».

(Группа 5-7 лет)

№ п/п

Задачи:

Мероприятия:

1.

Ознакомление родителей с

содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

Родительские собрания:

1. «Экспериментальная

деятельность дошкольников в

семье»,

2. «Значение детского

экспериментирования в развитии

ребёнка»

3. «Проведение экспериментов

летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности детей

2.

Ознакомление родителей с

методами и формами работы по

разделу «Детское экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса

ребѐнка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать

для поддержания интереса детей к

познавательному

экспериментированию?»;

3. «Игра или экспериментирование»;

4. «Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка

3.

Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

.

1.Оформление информационного

стенда « Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем».                                                 3. Открытые занятия:                        

 «Невидимка-воздух»                              

     «Чудо-магнит»                                          

   «Какими бывают камни?»и т.д.                            Создание мини-лаборатория.

4.

Организация сотрудничества с

Родителями.

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.                                                                2. Создание семейного журнала«Экспериментируем дома»                                  

 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»,«Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».

2.7Традиционные события и праздники в рамках программы «Чудеса своими руками»

Месяц

События

Сентябрь

1.День открытых дверей

2.Всемирная акция: «Мы чистим мир»

Октябрь

1.Всемирный день хлеба

2 Праздник осени

Ноябрь

1. Синичкин день

2.Акция «Сделай кормушку из вторсырья»

Декабрь

1 Международный день прав животных

2Акция «Покормите птиц зимой» (сушка хлеба совместно с детьми)

Январь

1.День зимующих птиц России

Февраль

1.День зимних видов спорта в России

2.Конкурс на  улице: «Семейные постройки из снега»

Март

1 День Земли

2 Посадка огорода на окне

Апрель

1 Международный день Матери-Земли

2Акция: «Изготовление скворечника»

Май

1 Всемирный день Солнца

2 Праздник весны

2.8 Сетевое взаимодействие с МКДОУ Венгеровским  детским садом  №2

ЦЕЛЬ:

Создание системы взаимосотрудничества ДОУ ссоциальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

ЗАДАЧИ:

  1. разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
  2. создать условия позитивного изменениядошкольного образовательного учреждения  в соответствии с требованиями ФОП ДО   и  общественными ожиданиями;
  3. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
  4. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
  5. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
  6. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

Модель сетевого взаимодействия

Рабочий план

Социальный партнер

Мероприятия

Ожидаемый продукт деятельности

Социальный эффект

МКОУ Венгеровская СОШ № 1

МКОУ Венгеровская СОШ № 2

Посещение уроков и занятий, семинары, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок.

Конспекты совместных мероприятий

Формирование у дошкольников мотивационной  готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, обмен опытом

Банк педагогического опыта

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Венгеровская детская модельная библиотека

Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

Выставки рисунков, книг. детские рукописные зарисовки экспериментов.

Обогащение познавательной сферы детей

МКОУ ДОД Дом детского творчества

Экскурсии, участие в выставкахи конкурсах

Проведение совместных акций, праздников и мероприятий.

Формирование познавательной деятельности у детей,

формирование навыков продуктивной деятельности.

2.9. Мониторинг освоения

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий.

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Средний

Проявляет желание что то сделать.

Желание что то сделать выражает словами.

Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Работает с помощьювоспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.

Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Низкий

Проявляет первые признаки желания что – то сделать.

Некоторые действия становятся целенаправленными.

Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны.

Называют предметы и действия, совершаемые с ними.

Наблюдение «Изучение познавательных интересов»

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

 б) иногда

 в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

 в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

 б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать.

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

«Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой

«К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?"

4б.-экспериментирование

3б.-чтение книг

2б.-изодеятельность

1б.-игровой уголок

Мини - тест для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе(Климова Н.Р., КривоваЛ.И., ПрохороваЛ.Н)

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

 4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

 7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

 9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Индивидуальная карта

формирования навыков экспериментирования

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)

Вывод:

III. Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

Учебный план

Количество учебных недель в году

32

Количество учебных занятий

32

Содержание рабочей программы

Объем учебной нагрузки по рабочей программе

(количество игр-занятий)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Всего занятий в неделю

-

1

1

1

Всего занятий в месяц

1

4

4

4

Всего занятий в год

8

33

32

32

Продолжительность  занятий:

Младшая группа

15-20 мин

Средняя группа

20-25 мин

Старшая группа

25-30 мин

Подготовительная группа

30-35 мин

В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

3.2 Структура занятия:

-Ставить проблему.

-Принимать и ставить цель.

-Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

-Выдвигать гипотезы.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически.

3.3 Организация предметно – пространственной среды

Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

«Детская мини - лаборатория»

1 Рабочая поверхность из пластика.

2.Резиновый коврик.

3. Халаты, нарукавники.

4. Природный материал: песок, глина, вода, камушки, ракушки, различные плоды, пух, перья.

5. Пищевые красители.

 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

 7. Игрушки для игры с водой.

8. Несколько комнатных растений.

9. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.

10. Игра « Времена года».

11. Пуговицы, шнурки, нитки, скорлупа орехов, вата, бумага разных сортов.

12.Карточки/схемы

13.Таблицы для проведения экспериментов.

Центр "Песок и вода"

1.Стол с ёмкостями для воды и песка:

2.Лопатки;

3.Ведерки;

4.Формочки;

5.Лейки:

6. Мелльницы.

Центр "Наука и природа"

1.Макетзоныприроды

2.Панно"Зоныроднойэкосистемы"

3.Природныематериалы

4.Коллекции бумагиикамней

5.Пособия

6. Техническиематериалы

7. Вторсырье.

8.Игротекадидактическихигр

9.Коллекции семян, пуговиц, фантиков, пробок.

10.Папки с сухоцветом и гербарием.

Центр "Искусство"

1.Альбом.

2.Краски.

3.Карандаши

4.Клей

5.Цветная бумага и картон

6.Кисти.

3.4 Материально – техническое обеспечение

 -Компьютер

-мультимедийный проектор

-принтер

-видеомагнитофон

-фотоаппарат.

-магнитофон

-телевизор

-столы

-стулья

-доска

3.5 Примерный список произведений, мультфильмов

3-4 года

Произведения:

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», 

Сказка «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской);

Бальмонт К.Д. «Осень»; Благинина Е.А. «Радуга»; Кольцов А.В. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);

Плещеев А.Н. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); Пушкин А.С. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Муха-цокотуха

  1. Космос для детей - Планеты солнечной системы.

https://yandex.ru/video/preview/10127134969661493572

  1. Космос для детей - Планета Земля.

https://yandex.ru/video/preview/14421263983211902816

  1. Про Луну.

https://yandex.ru/video/preview/4752644782802123002

4Фиксики: https://www.youtube.com/watch?v=PTVH26oMhbs

https://www.youtube.com/watch?v=xJIRAjw2qa0   https://www.youtube.com/watch?v=yHNlbr0Nozc

5Смешарики: «Как сделать воду пресной».

 https://www.youtube.com/watch?v=-x88vQSn-fc 

        «Вода» 

https://www.youtube.com/watch?v=I1kBDbBw3qY 

6Лунтик: «Вода» https://www.youtube.com/watch?v=KmhzOw2UGW0

7.Фиксики «Магнит» https://youtu.be/P1Tbebrf39Q

8.«Что такое Эхо?»https://www.yandex.ru/video/preview/8599899951034716744

4-5лет

Произведения:

Аким Я.Л. «Первый снег»; «Теплый дождик» (по выбору); Бальмонт К.Д. «Росинка»;

Бунин И.А.

«Листопад» (отрывок);

Есенин С.А. «Поет зима – аукает…»;

Ушинский К.Д. «Ласточка»; Цыферов Г.М.  

«В медвежачий час»;

К. Чуковский «Мойдодыр» ,«Колобок» ,«Снегурочка» ,«Вершки и корешки» 

1.        Мультик для детей о Космосе. Что такое Космос?

https://yandex.ru/video/preview/10150616148729585656

2.        Почему происходит смена дня и ночи?

https://yandex.ru/video/preview/12773511463724306694

3.        Детям о космосе и космонавтах.

https://yandex.ru/video/preview/14725883442307108794

4Что такое Вода? Развивающий Мультик. Энциклопедия для детей.

https://yandex.ru/video/preview/17333291981707456424

5Круговорот воды в природе. Познавательный мультик.

https://yandex.ru/video/preview/12053163798584407935

6.Смешарики «Как работает магнит» https://youtu.be/dfNzmABc28E

7.Познавательный мультфильм о стекле https://www.yandex.ru/video/preview/16440041730661241652

8.Деревяшки: Эхо.https://youtu.be/-BWqrq12Mw4

5-6 лет

Произведения:

Сказки: «Золотой ключик или Приключения Буратино» ,«Дюймовочка»,

 «Гуси-лебеди», Бунин И.А. «Первый снег»; Волкова Н. «Воздушные замки»;

Пивоварова И.М. «Сосчитать не могу»; Токмакова И.П. «Осенние листья»; Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится….»;

 «Лесные домишки», «Красная горка», «Кукушонок», Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» (по выбору); Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алёнушкины сказки» (1-2 сказки по выбору); Михайлов М.Л. «Два Мороза»; Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (по мотивам романа Х. Лофтинга).

1.        Мультик для детей о Космосе. Что такое Космос?

https://yandex.ru/video/preview/10150616148729585656

2.        Почему происходит смена дня и ночи?

https://yandex.ru/video/preview/12773511463724306694

3.        Детям о космосе и космонавтах.

https://yandex.ru/video/preview/14725883442307108794

4«Путешествие капельки».

https://yandex.ru/video/preview/5341971060015456211

5Мультфильм Секреты воды.

https://yandex.ru/video/preview/5508130024592860834

6.Почему магнит не притягивает животных https://youtu.be/vky8Asjjh3Y

7.Малышарики «Стёклышко»https://youtu.be/5Y8G0sgJcOw

8.«Сказка о старом Эхо» https://youtu.be/-wEr2f5CVHQ

6-7 лет

Произведения:

«Сказка о том, почему помидор стал красным» Е.Фартутдинова

Рассказы:«На горке», «Мишкина каша», «Огурцы» Н. Носов, «Хитрый огурчик»  Я. Пинясов.

Бианки В.В. «Сова», «Как муравьишка домой спешил», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Хвосты», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Красная горка», «Кукушонок», «Где раки зимуют» (2-3 сказки по выбору);

Сапгир Г.Л. «Как лягушку продавали»;

1.        Астрономия для самых маленьких.

https://yandex.ru/video/preview/13172290089498564631

2.        12 апреля. День Космонавтики. О Космосе детям.

https://yandex.ru/video/preview/16492635633910443781

3.        Что посмотреть в День космонавтики: О Гагарине, о космосе и Луне. https://yandex.ru/video/preview/5045504741071526830

4.        Кого берут в космонавты?

https://yandex.ru/video/preview/3749352736541990147

5Мультфильм - Откуда в нашем доме вода.

https://yandex.ru/video/preview/11335036171798286120

6.Синий трактор «Магнит» https://youtu.be/i9txCUCGdYk

7.Новаторы «Изобретение стекла» https://youtu.be/FKGJ82gUqtY

8.Малыши и Летающие звери: Эхо https://youtu.be/BY9tjYEzolY

3.6 Методическая литература

1. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
2. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982.№5.
3.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.:ЭлизеТрэйдинг,ЦГЛ,2003.
4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие длявоспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

8. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

9.  Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

10. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009

11. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по программе дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Цель исследования: изучить использование оригами как средства коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....

Рецензия на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Рецензия на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...

Экспертное заключение на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Экспертное заключение на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...

Рецензия ГМО г. Коряжмы на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Рецензия ГМО г. Коряжмы на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...

Программа дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Программа дополнительного образования по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда в условиях  стационарного отделения соци...

Парциальная программа кружковой работы «Чудеса своими руками»

Формирование развития  творческих  способностей  детей дошкольного возраста  при  работе  с  нетрадиционным материалом – макаронными изделиями....