ПРОЕКТ: «Он, Она и Ты, и Я – Мы природе лучшие друзья!»
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Александрова Светлана Владимировна

Движение: «Эко – волонтеры России» (для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eko_-_volontyorstvu.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное

учреждение детский сад

№1 г. Починка

            ПРОЕКТ:

«Он, Она и Ты, и Я – Мы природе лучшие друзья!»

     Движение: «Эко – волонтеры России»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составила:

воспитатель

высшей квалификационной

категории: Александрова С.В.

                                      2023-2024

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                                                                    В.Сухомлинский

Актуальность: 

Модернизация    образования  требует работать не только в режиме функционирования, но и в  режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.

Экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и  возможность осознать как  нужно и можно беречь этот мир.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В  дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов  экологического воспитания в современных условиях.   
В связи с тем, что 2018 год объявлен  годом  «Добровольца и волонтерства»,
 была создана система эко-волонтерского движения  дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.  

Нами,  эко-волонтерское движение  было выбрано  неслучайно, потому что  проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.

Эко-волонтёрское движение  в России  набирает новые обороты.

Поэтому, перед  нами  встала  задача, сделать эко-волонтёрское движение  интересным, привлекательным, полезным  для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей,  а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Для осуществления  эко-волонтерской деятельности  был разработан проект «Он, Она и Ты, и Я -  Мы природе лучшие друзья», который  осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой  Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

Проект  предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.

Проект: «Он, Она и Ты, и Я – Мы природе лучшие друзья»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально - групповая

Срок реализации: сентябрь 2023- май2024года

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

Руководители проекта воспитатель: Александрова Светлана Владимировна

Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке  эколого-образовательного пространства  детского сада.  

Цель: способствовать созданию условий для формирования основ экологического  волонтерского  мировоззрения детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

для воспитателя:

  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
  • совершенствование условий для эффективного экологического  образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями,   закреплять знания детей  об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам экологического  волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  пространства детского сада.

Проблемные вопросы -  модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Мы знаем, что природу надо беречь.

Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.

Что мы хотим узнать?

Кто такие эко- волонтеры?

Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?

Кто может стать волонтером?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Можно спросить у родителей.

Собрать материал из различных источников.

Поискать в интернете.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Центр  экологии и экспериментирования в группе «Экспериментайка».

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,    бесед, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Подборка опытов и экспериментов.

6. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал) и Лего- клуб в детском саду.

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
  • Сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
  • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

 Ожидаемые результаты для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
  • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   , 2005г.

А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.

С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.

В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.

Л.Б.Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет» 2010г.

Комплексно-тематическое  планирование по блокам (временам года)

1 блок - «Краски осени»

  1. Беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
  2. «Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);
  3. «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
  4. «Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);
  5. 27 сентября -  Всемирный день моря (отчищаем овраг) + памятка;
  6.  1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);
  7. 4 октября – Всемирный день защиты животных  «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);
  8. Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;
  9. Досуг «Посвящение в юные эко-волонтеры  и юных друзей природы»;
  10. Акции:
  • «Волонтёры спешат на помощь» ( благоустройство территории детского сада – деревьями);
  • «Осенний десант» (уборка территории детского сада и его окрестностей);
  • 12 ноября Зиновий – Синичник «Мы в ответе за птиц на планете!» (кормушки для птиц);

    2 блок - «Волшебница Зимушка – зима»

  1. Беседа «Что такое хорошо,  а что такое плохо?»;
  2. Турнир наших эко-волонтёров (квест-игра);
  3. «Секреты Старого Крота» (уход за зимним садом в  детском саду);
  4. «Новогодняя ярмарка добра» (игрушки);
  5. «Доброе братство дороже богатства» (нагребания снега  под деревья, кормление  птиц);
  6. «Ледяные фигурки»  (постройка  зимнего городка).
  7. 12 февраля – В. Бианки – досуг « Совершаем добрые поступки» + детская библиотека;
  8. Конкурс рисунков  « Глаза облюбовали, а руки сделали»;
  9.  «Малая Академия Экоши» ( посадка овощных культур ,цветов для газона);
  10.  Оформление   зоны-уголка  или макета «Русский лес»;
  11. Акция «Сдаём мусор на переработку» (контейнеры по ул. Тюменской).
  12. Акция «Из мусорной корзинки…» (вторая  жизнь  старым  вещам – поделки из бросового  материала).

3 блок - «Весеннее превращение»

  1. Беседа: «Человек  - защитник окружающей природы»;
  2. «Во саду ли в огороде…» ( уход за огород на окне и зимним садом);
  3. 12 марта – Всемирный день воды (памятка);
  4. 22 марта – Всемирный день Земли - досуг «Всё красивое – от природы, доброе – от человека»;
  5. Муниципальный конкурс  «Эко-колобок 2019»;
  6. 1 апреля – Международный день птиц « Скворечники пернатым друзьям!»;
  7. «Весенняя неделя добра» - Субботник «Зелёная весна 2019года»;
  8. 18-22 апреля  - Марш Парков «Посади  дерево»;
  9. Акция «Международный день Леса» +памятка «Чистый лес – территория без огня»;
  10.  9 мая- День Победы! Эколого – патриотичная акция «Ветеран  живёт рядом!» (подарок + уборка территории);
  11. Акция «Цветущая  планета» (благоустройство  территории детского

сада );

  1. Акция «Чистые берега» ( очищение оврага)
  2. Фотоконкурс «Яркие краски весны»;
  3. «Праздник вежливости и доброты» ( итоговое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""

1.      Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

Познавательный проект "Книги - лучшие друзья!"

Краткосрочный проект для второй младшей группы, направленный на формирование интереса у детей к книге, бережному отношению к книге. А также дана необходимая информация для родителей о важности чтения ...

Творческий проект посвященный дню Матери "Моя мамочка и я - это лучшие друзья"

Сколько звезд на ясном небе!    Сколько колосков в полях!    Сколько песенок y птицы!    Сколько листьев на ветвях!...

Проект летней оздоровительной работы «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» старшая группа

Проект летне-оздоровительной работы с дошкольниками в дошкольном учреждении....

Педагогический проект Тема проекта: ко Дню пожилых «Бабушка и дедушка - лучшие друзья»

Тип проекта: краткосрочный Средняя группа «Веселые ребята» Сроки реализации проекта 03-07.10.2022 г.Тип проекта: творческий, информационно-социальный.Основная часть проектаПостановка пробл...

Проект с детьми в средней группе "Мы с книгой-лучшие друзья"

Краткосрочный проект с детьми в средней группе  "Мы с книгой-лучшие друзья"Срок реализации 1 неделя...