Паспорт проекта "Дорожная азбука"
проект по обж (младшая группа)

Тихонова Алена Петровна

Паспорт проекта "Дорожная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_doroga_mladshaya.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  проекта «Дорожная азбука»

Наименование проекта

«Дорожная азбука»

Вид проекта

Практико-ориентированный

Срок реализации проекта

Долгосрочный, сентябрь- апрель

Актуальность

Согласно статистике Госавтоинспекции УМВД России по ХМАО-Югре в каждом третьем ДТП с участием пешеходов пострадали дети. За 8 месяцев 2019  года в ХМАО зарегистрировано 199 происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Свыше шестидесяти пострадавших – несовершеннолетние. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования  в соответствии с   ФГОС ДО  является  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

         Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей.

         Чтобы оградить детей от опасности, знакомить воспитанников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

          В   формировании навыков безопасного поведения на дороге   дошкольников должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Проблема

воспитанники нашей группы не знают элементарные правила дорожного движения, о назначении светофора в целом и всех его цветов, правилах поведения на улице и в транспорте.

Цель

формирование навыков безопасного поведения на дороге

Задачи

Формировать представления детей о транспорте (легковом, грузовом, пассажирском, специальном).

Знакомить детей с движением транспорта, его составными частями; профессией водителя; частями улицы.

Дать первоначальные представления о назначении светофора и его сигналах.  

Познакомить воспитанников с дорожным  знаком  «Пешеходный переход».

Дать элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.                       Воспитывать культуру поведения на дороге.  

Интеграция

Познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Ожидаемый результат

по отношению к детям: ребенок, знающий сигналы светофора, его назначение; имеющий первоначальные представления о транспорте, работе водителя, частях улицы; знакомый с дорожным  знаком  «Пешеходный переход»; знающий и соблюдающий элементарные правила поведения на дороге.

по отношению к родителям: родитель, активный и заинтересованный в организации работы по    профилактике ДДТТ.

Участники

воспитатели,   специалисты ДОУ, дети, родители

Этапы работы

  1. IПодготовительный этап- сентябрь

II Основной этап- октябрь- апрель

III.Обобщающий этап- апрель

Авторы проекта: Тихонова Алена Петровна, Степанова Ольга Александровна, воспитатели группы

Название проекта: «Дорожная азбука»

Срок реализации проекта: сентябрь  2019 - апрель 2020 года

Возраст детей: 3-4 года

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Подготовительный.

Второй этап – Основной (организационно-практический).

Третий этап – Заключительный.

Актуальность: Согласно статистике Госавтоинспекции УМВД России по ХМАО-Югре в каждом третьем ДТП с участием пешеходов пострадали дети. За 8 месяцев 2019 года в ХМАО зарегистрировано 199 происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Свыше шестидесяти пострадавших – несовершеннолетние [9].

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования  в соответствии с   ФГОС ДО [8] является  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей [7;3].

Чтобы оградить детей от опасности, знакомить воспитанников с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.[7;3].

В формировании навыков безопасного поведения на дороге дошкольников должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Проект «Дорожная азбука» соответствует специфике обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и способствует формированию навыков правильного поведения на дороге.

Проблема: воспитанники нашей группы не знают элементарные правила дорожного движения, о назначении светофора в целом и всех его цветов, правилах поведения на улице и в транспорте.

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

1.Формировать представления детей о транспорте (легковом, грузовом, пассажирском, специальном)  

2.Знакомить детей с движением транспорта, его составными частями; профессией водителя; частями улицы.

3.Дать первоначальные представления о назначении светофора и его сигналах.  

4.Познакомить воспитанников с дорожным  знаком  «Пешеходный переход»

5.Дать элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.

6.Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.                                                     7.Воспитывать культуру поведения на дороге.  

Проект основывается на педагогических принципах, определяющих всю направленность и организацию деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Это принципы: доступности, наглядности, систематичности, научности, связь теории с практикой, которые выражают методические закономерности образовательного процесса в ходе реализации проекта и являются обязательными при осуществлении воспитательных задач.

Формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;

Методы:

Наглядные методы

Непосредственное наблюдение (наблюдение за транспортом, пешеходами, светофором, экскурсии, целевые прогулки);

Опосредованное наблюдение (рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, картин, слайдов);

Словесные методы – чтение и беседа по художественным произведениям, заучивание наизусть, обобщающие беседы, рассказы по мнемотаблице;

Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, игра-имитация, пальчиковая гимнастика);

Игровые технологии (настольно-печатные игры, дидактические игры с предметами, словесные игры, сюжетно-ролевые игры;

Практические методы – упражнения, моделирование, строительные  игры, дидактические игры;

Метод ИКТ – презентации, мультфильмы;

Технология проблемного обучения – проблемные ситуации.

Технология ТРИЗ – системный оператор, морфологическая дорожка, синектика.

Основным условием формирования навыков безопасного поведения на дороге у воспитанников  является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), двигательную.

Ресурсы

Необходимыми условиями реализации проекта являются:

Кадровое обеспечение

Воспитатели группы, специалисты (педагоги дополнительного образования, инструктор  по физической культуре).

 Материально-технический ресурс:

Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду создана необходимая материально – техническая база:

- в дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, методический кабинет;                                                         - имеется необходимое оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны, интерактивная доска.                                                                                      - дидактический материал:

  • схемы, модели;
  • дидактические и настольно – печатные игры на закрепление пройденного материала;
  • демонстрационный и раздаточный материал;
  • лэпбук «Дорожная азбука»;
  • альбомы «Правила – наши помощники», «Безопасность на дороге»;
  • комплект дорожных знаков;
  • макет «Улица».

Информационные ресурсы:

использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс:

-Т.Д. Данилова. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.

-Л.Б. Поддубная. Правила дорожного движения.

-Т.Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Целевая аудитория: воспитанники младшего дошкольного возраста (3  – 4 года).

Риски, прогноз возможных негативных последствий:

- недостаточное усвоение материала детьми;

- инертность и негативное отношение некоторых родителей по отношению к проекту.

Пути преодоления:

- периодическое возвращение к пройденному материалу; дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам;

-проведение индивидуальных консультаций, бесед; конкурсов и выставок семейного творчества (мотивация на активность); совместные экскурсии.

Ожидаемый результат:

- ребенок, знающий сигналы светофора, его назначение; имеющий первоначальные представления о транспорте, работе водителя, частях улицы; знакомый с дорожным  знаком  «Пешеходный переход»; знающий и соблюдающий элементарные правила поведения на дороге.

 - родитель, активный и заинтересованный в организации работы по    профилактике ДДТТ.

Социальный эффект

Содержание проекта строится так, что в процессе его усвоения воспитанники приобретут начальные  навыки решения проблемных ситуаций, умение работать с коммуникациями. Опыт общения со сверстниками и взрослыми будет способствовать расширению словарного запаса детей.

Содержание проекта органично включается в структуру непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, что будет способствовать формированию представлений воспитанников о безопасности жизнедеятельности. Для развития положительного психо–эмоционального состояния используются психологические этюды, элементы психогимнастики.

Реализация  данного проекта доступна всем педагогам дошкольных учреждений.

Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный  этап: ( сентябрь)

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической и познавательной литературы для реализации проекта;

- разработка плана реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- организация развивающей среды;

- подбор художественной литературы

II.Основной этап: (октябрь-апрель)

Работа с родителями:

1. Информационное письмо о запуске проекта «Дорожная азбука»;                                        

2.Консультация «О правилах дорожного движения», «Улица знакомая и незнакомая»;                                                                          

3.Тематическая выставка «Правила дорожного движения для дошколят»;

4.Информационная ширма «Вместе научим ребёнка дорожной безопасности»;

5.Сбор иллюстративного материала (фотографии, картинки, открытки, иллюстрации, с изображением улиц, транспорта);

6.Включение родителей в поиск необходимой детям информации о правилах дорожного движения;    

7. Оформление выставки семейных фотографий детей группы «Я – пешеход»;                                                          

8. Памятки «Правила перевозки детей в автомобиле», «Это нужно знать каждому», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасное поведение на улице», «Что дошкольник должен знать о дороге», «Правила поведения на автобусной остановке», «Детское авто-кресло – безопасность и комфорт малыша»;

9. Совместная художественно-продуктивная деятельность детей и родителей (коллажи, рисунки, аппликации  и т. д.);                                                              

10. Разучивание и чтение стихотворений с детьми о ПДД;                              

11. Подбор художественной литературы по теме;            

12. Буклет «Воспитываем грамотного пешехода»;

13. Беседы, рекомендации по обучению детей ПДД;

14.Изготовление книжек-малышек о ПДД;

15.Совместные экскурсии к пешеходному переходу, светофору.

Работа с детьми:

1.Наблюдение за транспортом, пешеходами;                                                            

2.Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками;    

3.Экскурсии, целевые прогулки по улице, к пешеходному переходу, светофору;

4.Беседы, чтение познавательной и художественной литературы о транспорте, светофоре, знаках ПДД;                                                                                                    

5. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, просмотр презентаций, мультфильмов о ПДД;  

6.Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Город, в котором мы живём»,  по рисованию «Светофор», по легоконструированию «Путешествие в городе», по аппликации «Разноцветные огоньки в домиках»;

7. Составление описательных, повествовательных рассказов о светофоре, транспорте, знаках дорожного движения, работе водителя;                                                      

8 Домашнее задание «Что я знаю о дорожных знаках»  (беседы с родителями, семейные прогулки к светофору, пешеходному переходу);                                                                      

9. Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Водители», «Автобус»;                                                                      

10.Художественно-продуктивная деятельность: коллаж «Моя улица», рисование, лепка, аппликации по теме;  

11.Подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика по теме;                                                                                      12. Конструирование «Машина», «Улицы города», «Гараж»;    

13. Работа с системным оператором «Транспорт»;

14. Решение проблемных ситуаций;

15. Игры с лэпбуком «Дорожная азбука»;

16. Игры с палочками Кюизенера «Улица разноцветных палочек», «Город», «Мостик»;

17.Игры с блоками Дьенеша «Домики», «Дорожка к детскому саду», «Экскаватор», «Грузовик», «Светофор»;

18. Игры с математическим планшетом «Самокат», «Дом», «Автобус»;

19.Акция «Дорогу малышам».

Оснащение предметно-развивающей среды:

– выставка художественной и познавательной литературы по  теме «Правила дорожного движения»;                                                                            

– выставка совместных работ детей и родителей;          

– выставка детского изобразительного творчества по теме «Правила дорожного движения»;                                                                          

– фотовыставка  «Я – пешеход»;                                                    

–  настольно-печатные игры «На прогулке», «Час пик», «Транспорт», «Путешествие пешехода», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки»;

–комплект дорожных знаков;

–альбомы «Правила – наши помощники», «Дорожная безопасность»;

– набор машин для режиссёрских игр;

– машины для сюжетно-ролевых игр;

– деревянные вкладыши «Машинки», «Транспорт», «Самолёт», «Поезд»

– блоки Дьенеша, математический планшет, палочки Кюизенера;

– раскраски по правилам дорожного движения;

–плакат по ПДД;

–атрибуты к сюжетно-ролевым играм: накидки, рули, жезл регулировщика, фуражки;

–картотека подвижных игр по ПДД;

–картотека художественной литературы по ПДД;

– картотека пальчиковой гимнастики по ПДД;

– лэпбук «Дорожная азбука»;

– набор «Архитектор», конструкторы, схемы.

III Этап – заключительный (обобщающий) - апрель:                                                                                                      – систематизация материалов;

– анализ результатов проекта;

– оформление альбома «Какие бывают машины»;                                                                                          

–оформление альбома декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Страна Светофория»;

–развлечение «В гостях у Светофора».  

Продукт проекта:

– альбом «Какие бывают машины»;

– альбом декоративно-прикладного творчества детей и родителей «Страна Светофория»;

– макет «Улица»;

–лэпбук «Дорожная азбука».

Форма проведения итогового мероприятия: развлечение «В гостях у светофора»

Перспективы дальнейшего развития проекта:

- публикация материалов проекта на сайте «ДОУ», участие в конкурсах различного уровня, распространение педагогического опыта в социальных сетях;

- разработка проекта «Дорожная азбука» для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. Данилова Т.Д.. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  3. Ефанова З.А.  Правила дорожного движения. Волгоград: ИТД Корифей, 2010.
  4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
  5. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина,Е. В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2011
  6. Поддубная Л.Б.. Правила дорожного движения. –  Волгоград: ИТД Корифей, 2011.
  7. Саулина Т.Ф.. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  9. https://xn--90adear.xn--p1ai/r/86
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/26/kartoteka-didakticheskih-igr-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/20/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-pdd
  12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/12/palchikovaya-gimnastika-po-pdd
  13. https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-lego-konstruirovaniyu-3621165.html
  14. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-pd-v-pervoi-mladshei-grupe-detskogo-sada.html

Приложение

-№1. План работы по реализации проекта

-№2.Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомлению с окружающим «Город, в котором мы живём»

-№3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Светофор»

-№4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по легоконструированию «Путешествие в городе»

-№5. Конспект «Экскурсия к пешеходному переходу»

-№ 6. Картотека подвижных игр по ПДД

-№ 7. Картотека художественной литературы по ПДД

-№ 8. Картотека пальчиковой гимнастики по ПДД

-№ 9.Картотека игр по легоконструированию

-№ 10. Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности  

-№ 11. Консультация «Улица знакомая и незнакомая»

-№12.Тематическая выставка «Правила дорожного поведения для дошколят»;

-№13. Фотоотчет «Экскурсия к пешеходному переходу»

-№14. Фотоотчет по акции «Дорогу малышам!»

-№ 15.Фотоотчет «Развивающая предметно пространственная среда по ПДД»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Паспорт проекта ПДД " Дорожная Азбука"

проект " дорожная азбука" средняя группа. долгосрочный поект, направленный на ознакомление детей с правилами дорожного движения...

Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"

Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"...

Паспорт педагогического проекта «Азбука безопасности»

Главной задачей семьи и ДОУ является забота о сохранении жизни ребенка. Дети не умеют еще управлять своим поведением на улице, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому...

Паспорт дидактического пособия "Азбука денег"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"Детский сад № 7"152150 Ярославская область, г.Ростов, Микрорайон №1, д.10....

Паспорт Уголка БДД "Азбука Светофорика"

Паспорт уголка БДД Цель:  формирование и развитие у детей  умений и навыков  безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Паспорт педагогического проекта "Азбука безопасности"

Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкива...