Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа по обж (средняя группа)

Менченкова Юлия Александровна

Пояснительная записка

 

 

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада.

Программа разработана в соответствии с ФГОС, основана на программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39 «Юбилейный»

Программа

по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель: Менченкова Ю. А.

                                                                 г. Смоленск, 2021г

Пояснительная записка

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада.

Программа разработана в соответствии с ФГОС, основана на программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старших дошкольников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года

Цель:

Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности, устойчивых знаний, навыков

безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи:

Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки        зрения «опасно - не опасно»;

Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.

Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
  • Наглядность;
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в средней группе

Педагогическая работа с воспитанниками  средней группы строится с учетом        возрастных        особенностей        развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного        образовательного учреждения.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и

сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

У детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина).

4-5 лет важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем?, стремятся получить новую

информацию познавательного характера. Любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и

вещей, мир человеческих отношений.

Ребенок чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.

Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола.

Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности.

Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная

деятельность.        Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер.

Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы»,

«Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Планируемые результаты

Дети соблюдают элементарные правила поведения в детском саду, в общественных местах. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Знают правила безопасного пользования бытовыми предметами.

У детей сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.

Знают свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Перспективное планирование в средней группе по ОБЖ

Месяц

Тема

Цель

Форма работы

Сентябрь

«Путешествие по улице»

«Осторожно, ядовито»

Формировать представления у детей об улице (дома имеют разное значение: в одних живут люди, в других находятся учреждения –

магазина, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.)

Учить детей внимательно относиться к

растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые.

Прогулка «Знакомство с улицей»

Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Рассматривание альбома

«Улицы нашей станицы»

Беседа «Ядовито и опасно» Рассматривание альбома

«Ядовитые грибы»

Октябрь

Ноябрь

«Огонь»

«Слушай во все уши»

«Правила для пешеходов»

«Не собирай

незнакомые грибы»

«Пожар в квартире»

«Светофор»

«Причины пожара»

Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню. Развивать внимание, быстроту реакции.

Дать знания об органах слуха. Закрепить правила ухода за ушами.

Познакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход».

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться

опасными для человека.

Познакомить детей с профессией пожарного. Знакомить с правилами пожарной безопасности.

Закреплять знания детей о работе светофора. Закрепить знания правил перехода улицы.

Воспитывать желание прийти на помощь

Рассматривание плаката

«Причины пожаров» Игровая ситуация «Загорелся кошкин дом»

П/и «Огонь»

Игра-эксперимент «Слушай во все уши»

Беседа «Как беречь уши»

Прогулка «Правила для пешеходов»

Беседа о подземном, надземном переходе. Чтение А. Северный

«Светофор»

Беседа «Такие разные грибы»

Рассматривание альбома

«Грибы»

Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Прогулка «Наблюдение за светофором»

Рисование Трехглазый дружок»

Д/и Почини светофор»

Рассматривание

Декабрь

Январь

«Контакты с животными»

«Перейти дорогу надо»

«Правила

безопасности на льду»

«Безопасный праздник»

«Дорожные знаки»

попавшему в беду. Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны.

Закрепить знание сигналов светофора. Познакомить с дорожными знаками.

Дать детям знания о правилах поведения на льду.

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожога, испуга и других проблем, связанных с огнем. Объяснить детям, почему дома нельзя зажигать бенгальские огни, устраивать

фейерверки.

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Обратить внимание на пешеходную разметку «зебра».

иллюстраций с изображением формы пожарного.

Игра-беседа «Веселые котята»

Наблюдение за движущимся транспортом.

Д/и «Кто быстрее»

С/р игра «Мы шоферы» Чтение Н.Носов

«Автомобиль»

Беседа «Опасный лед» Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»

С/р игра «Пожарные» П/и «Огонь друг и враг» Беседа «Пусть елка новогодняя нам праздник принесет!»

Чтение О.Бедарев «Если бы» Рисование и раскрашивание дорожных знаков

С/р игра «Ты сегодня пешеход»

Февраль

Март

«Не открывай дверь чужим людям»

«Огонь. Чем опасен дым?»

Правила поведения на улице

«Осторожно-

электроприборы»

«Если хочешь быть здоров»

«Подружись с зубной щеткой»

«Если на улице нет

Знакомить с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения.

Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.

Учить детей правильно вести себя на улице, обращать внимание на дорожные знаки.

Уточнить знания детей о электроприборах, учить правильно ими пользоваться.

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты.

Продолжать знакомить детей с правилами

личной гигиены. Познакомить детей с методами ухода за зубами.

Знакомить детей с правилами перехода через

Беседа «Если дома ты один» Игра-ситуация «Нежданный гость»

Эстафета «Тушим пожар» П/и «Костер»

С/р игра «Ты сегодня пешеход»

Чтение С.Михалков «Шагая осторожно»

Д/и «Найди правильное решение»

Загадывание загадок по теме:

«Электроприборы»

Лепка «Витамины для друзей»

Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Игра-беседа «Подружись с зубной щеткой»

Рассматривание

иллюстраций «Когда это бывает»

Д/и «Правильно ли поступил

Апрель

Май

светофора»

«Причины пожара»

«Виды транспорта»

Катание на

велосипеде, самокате.

«Опасные предметы дома»

«Хочу все знать»

дорогу, где нет светофора. Закреплять правила поведения пешехода на улице.

Закреплять знания о пожарной безопасности.

Закреплять знание видов транспорта, правила поведения в нем. Дать представление о особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая.

Рассмотреть различные опасные ситуации,

которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде.

Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.

Закрепить знания о правилах поведения на улице. Закрепить знания дорожных знаков, видов транспорта.

Незнайка»

Заучивание А. Северный

«Светофор»

С/р игра «Юные пожарные» Рассматривание картины

«Тушение пожара»

Рассматривание

иллюстраций городского транспорта.

Беседа «Автобус и троллейбус»

Чтение Л.Гальперштейн

«Трамвай и его семья»

Беседа «Осторожно, игры на дороге-это опасно»

Рассматривание серии

сюжетных картинок «Дети и дорога»

Д/и «Найди и расскажи» Игра-ситуация

«Непослушный зайчонок»

Викторина «Что, где, когда» С/р игра «ГИБДД»

Д/и «Узнай и расскажи» Чтение «Светофор» В. Кожевников

«Чем опасно солнце»

«Знаете ли вы правила пожарной

безопасности»

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.

Закрепление знаний о профессии пожарного, о правилах пожарной безопасности, вреде и пользе огня.

Беседа «Опасное солнце» Рисование «Летний день»

П/и «Огонь-друг или враг» Беседа «На пожаре не зевай»

Викторина «Юные пожарные»

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Останови огонь»

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.

(сотрудничество педагогов, детей и

родителей)

Октябрь

Буклет «Ребенок и взрослый на

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности

улице»

на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Памятка «Как обучать ребёнка

безопасному поведению?»

Ноябрь

Информация в уголке для родителей

Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного

«Осторожно, хрупкий лед!»

поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки для родителей «Причины

Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному

детского

дорожно-транспортного

травматизму детей.

травматизма»

Январь

Оформление

уголка безопасности в

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному

группе

творчеству.

Февраль

Буклет

«Формирование

основ

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по

безопасности

у детей посредством

формированию основ безопасности.

чтения художественной литературы»

Март

Консультация

«Формирование

Пропаганда здорового образа жизни.

культуры здоровья у дошкольников»

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на

Обеспечение доступности информации по формированию основ

солнце» (О правилах поведения)

безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность

Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей,

детей на улице летом»

установление дружеских отношений среди родителей группы.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015г.
  • Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
  • Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
  • Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  • Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
  • Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего  дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада....

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,...