Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе».
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Бояркина

Методическая  разработка

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,

в социуме, в природе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,

в социуме, в природе».

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель нашей работы - в доступной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Введение

Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Безопасность детей зависит от нас взрослых

Работа по формированию основ безопасности у дошкольников в нашем ДОУ ведется постоянно, в системе. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы получить «теоретические» знания через практическую деятельность и затем реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

ФГОС ДО предполагает, что работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая систематичность и последовательность, и решать следующие задачи, обозначенные в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов в них.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, об опасных ситуациях в быту.
  • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми

Для решения этих задач мы проводим постоянную кропотливую работу. Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместная деятельность детей и взрослых.

Ожидаемый результат:

У детей будут сформированы навыки: экологической культуры; разумного поведения.

У детей будут сформированы умения: адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице; в общественном транспорте;

при общении с незнакомыми людьми; при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; с животными и ядовитыми растениями.

Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основное содержание дельности воспитателя дополняется системой планирования: составлен перспективный план ООД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей. В него входят основные направления нашей работы:

;Ребенок и другие люди»

Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций .

«Внешность человека может быть обманчива»,

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»,

;Ребенок и природа»

В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.

« Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

«Будем беречь и охранять природу»

3. «Ребенок дома»

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».

Методика работы

В своей работе мы используем такие эффективные формы взаимодействия с детьми, как:

#1047;анятия: «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Загрязнение окружающей среды», «Если «чужой» приходит в дом».

2. Эпизодические беседы: «Как вызвать полицию», «Если ты один дома», «Растения лекарственные и ядовитые» и т.д.

#1048;гровые тренинги: «Предметы бывают разные – опасные и безопасные», «Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми», «Ягоды, грибы» и т.д.

4. Изготовление лэпбуков: «Безопасность в социуме», « Безопасность в природе» и т.д.

#1042; часы утреннего приёма мы проводим «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильма «Аркадий Паровозов»,«Фиксики» и т.д. По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации. Например:

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т.д), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).

В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года

6. Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

-сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка»,

-рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка» др.

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например, Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.

- Что могло произойти с Красной Шапочкой?

- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?

- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?

Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия стимулирующие развитие ситуации.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины» «Лунтик» и др.

Также мы предлагаем, детям презентации на темы: «Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды».

Для работы с семьями детей разработаны родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители – это объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.

Работа детского учреждения по усвоению правил безопасного поведения в быту, социуме, природе может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества необходимо, стремится к тому, чтобы оно не была сведена к призывам соблюдать правила безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а так же ограничена чтением докладов, консультаций на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.

Путь к сердцам родителей надо искать через детей. Когда они с гордостью будут демонстрировать мамам свои творческие работы, полученные знания, рассказывать им о том, что можно и чего нельзя, делится своими достижениями на викторинах, бурно обсуждать спортивные развлечения, опытническую деятельность, и просто мероприятия по безопасности в быту, социуме и в природе. И родители, замечая, какой интерес и любознательность проявляют дети, включатся в обсуждение, станут поддерживать их интерес и нашу работу в этом направлении, постепенно превращаясь, из пассивно принимающих информацию, в активнодействующих. Тем самым вы убедитесь и в том, что пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей), а неумело избранной формы обучения.

Основное внимание в работе с родителями надо уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботясь о том, чтобы каждое мероприятие имело свою оригинальность в методике проведения.

Материалы и оборудование

В работе по ознакомлению детей с основами безопасности в быту, в социуме, в природе используем:

  • Рабочие тетради Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность в быту» - они значительно обогащают опыт ребенка и позволяют ещё раз осмыслить информацию, полученную в беседах, экспериментах, и других видах познавательной деятельности.
  • Создали картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.
  • Собрали дидактический материал, который включает коллажи, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Заключение

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации. Процесс обучения детей основам безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;

- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).

- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме

Автором разработан методический материал по безопасности в помощь педагогам....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту , в социуме , в природе"

 Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения с...

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, род...