Интеллектуальная игра игры «Молога, город-быль»
презентация по обж

Автор:

Филиппович Елена Владимировна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 г. Рыбинска.

 

Пояснительная записка:

На занятиях по познавательному развитию мы с детьми разбирали тему «Город родной». Город Рыбинск Ярославской области, расположен на Верхней Волге – там, где в нее впадают притоки Черемуха и Шексна, в юго-восточной оконечности Рыбинского водохранилища. Мы читали книги об истории возникновения Рыбинска, Рыбной слободе, рассматривали фотоальбомы, печатные, глянцевые и старые, состоящие из фотографий достопримечательностей города Рыбинска разных лет, смотрели видеоматериалы, презентации, которые подготовил для нас воспитатель, посещали городской музей и музей Мологского края, подбирали и размещали экспонаты, фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, поделки в мини-музее группы, в музе дошкольного учреждения.

В музее Мологского края нам выпал редкий шанс узнать, куда исчезли жители города Молога, как сложилась их дальнейшая судьба. Подобное знакомство с жизнью Мологи позволяет утверждать, что был город образцом умелого, разумного хозяйствования и строительства. Городские власти заботились о просвещении и культуре местного населения. Мы узнали, что Мологский край был богат лесами, чистой водой, целебным запахом разнотравья, но обширное половодье часто превращало Мологу в огромное озеро. Вся Молога жила от наводнения до наводнения. И что интересно, зная, что через год-два беда вновь нагрянет, мологжане не покидали родных мест.

Мы долго будем помнить о том, что нам рассказал музейный работник…

В группе мы рассмотрели и прочитали книгу Головщикова «Город Молога и его историческое прошлое» (Приложение №32).

Получив столько интересной информации о Мологе, мы решили сделать игру «Молога, город-быль».

Работая над созданием игры «Молога- город быль», мы поняли:

•      важно, чтобы не прерывалась память о Родном крае, о его историческом прошлом, о далеких предках;

•      важно, чтобы человек сохранил не только то, что воздвиг, но и то, что, не успел на ней разрушить.

•      важно, чтобы человек понимал, какой огромной может быть цена «покорения» природы, и какими могут быть последствия ошибок в «проектах века».

 

Актуальность:

«…Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний…» В.А.Сухомлинский.

В соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. В учебно-педагогическом процессе мы используем культурно-историческую среду, созданную в образовательном учреждении, через непосредственное общение с памятниками прошлого, что позволяет понять, прочувствовать события прошлого, мысли и поступки людей, выразить собственную нравственную оценку, задуматься о своем месте в истории Родины.

При создании игры мы учитывали следующие принципы:

 - наглядность;

- доступность;

- содержательность, материалы имеют образовательно-воспитательное значение для детей, вызывают любознательность;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, в соответствии с задачами воспитания дошкольника на каждом возрастном этапе;

- гуманизм – экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей;

- активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне патриотической деятельности как в отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинений историй).

В процессе изготовления игры использовались средства музейной педагогики:

художественные средства: фотографии, открытки, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы (Приложение №1, 2);

социально-средовые средства: среда мини-музея группы, среда музея дошкольного учреждения, среда музея Мологского края;

деятельностные средства: собственная деятельность детей (размещение экспонатов, предметов, поделок в мини-музее группы, в музе дошкольного учреждения;

совместная деятельность с семьями воспитанников, результатами которой стали изготовление интеллектуальной игры «Молога, город-быль», работа над проектом «Тайны Рыбинского моря»

 

Цель: формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности

 

Задачи и организационная структура представлены в карте дидактического ресурса

 

Карта дидактического ресурса

 

Название

Настольно-печатная игра «Молога, город-быль»

Образовательная область ФГОС ДО

Познавательное развитие

 

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

- в рамках исследовательской деятельности детей; музейной педагогики

- в самостоятельной деятельности детей: актуализация знаний детей

Задачи  

обучающие

развивающие

воспитательные

 Формировать у детей познавательную активность через совместную образовательную деятельность взрослого и детей

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей

Воспитывать у детей чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного края, судьбе жителей Мологского края

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

15 минут

Количество участников

От 2 до 6 человек (в соответствии с вариантом игры)

Материал

Игровое поле «План города Молога», кубик для выполнения ходов, фишки для игры (от 2 до 6, в зависимости от количества игроков), памятные открытки-монеты (20 штук)

Форма организации деятельности воспитанников

Подгрупповая

Варианты использования

 

 

 

 

 

  1. Дети делают ходы по полю согласовано выпавшим цифрам.
  2. Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, называет его.
  3. Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, составляет небольшой рассказ об этом объекте.
  4.             Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, ребенку зачитывается стих об известных местах, если ребенок отгадал, то получает дополнительную монету-открытку.
  5. Изменение количества участников (от2 до 6), игра командами.

 

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство):

 

 

 

 

 

 Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время). Объяснение хода и правил игры. Показ игровых действий.

 Мотивация:

 Рассматривание монет-открыток, на которых изображены памятные места города Молога

 Постановка задачи:

Внимательно рассмотрите игровое поле, отметьте где начало, а где конец игры.

 Определите очередность выполнения ходов. Первый игрок бросает кубик, исходя из количества очков, выполняет ход, остальные вступают в игру в порядке очередности.

 Игрок, которому выпадет на кубике русалка (число три) – пропускает ход.

 Ход:      

Воспитатель использует прямое и косвенное руководство игрой. Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

 

 Подведение итогов

Вручение монет-открыток, на которых изображены памятные места города Молога

      

 

 

 

Список литературы и интернет-ресурсов:

 

  1. Головщиков К.Д. Город Молога и его историческое прошлое (Ярославская губерния). – Рыбинск. Формат-принт, 2005. – 176 с., ил.
  2. Дарвинский заповедник. Фотоальбом. – Москва: «Советская Россия», 1983 г.
  3. Журнал «Воспитатель» №4/2011, №9/ 2009
  4. Журнал «Обруч» №1/ 2007
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной реви. ООО «Издательство ГНОМ и Д», Москва, 2000.
  6. Молога. Земля и море. – Рыбинск: «Рыбинский Дом печати», 2007 г.
  7. Развитие речи. Занимательные материалы. /Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград, «Корифей». – 96 с.
  8. Рыбинск: истории для детей/Гл. ред. В.В. Горошников, авт. О.В. Хробыстова, худож. П.А Афанасьев. – Рыбинск: Медиарост, 2012. – 96 с.: ил.
  9. Сайт http://nsportal.ru социальная сеть работников образования
  10. ФГОС ДО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3_karta_did_resursa_mologa_gorod_byl.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Карта дидактического ресурса

 

Название

Настольно-печатная игра «Молога, город-быль»

Образовательная область ФГОС ДО

Познавательное развитие

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Место ресурса в образовательном процессе

- в рамках исследовательской деятельности детей; музейной педагогики

- в самостоятельной деятельности детей: актуализация знаний детей

Цели

обучающие

развивающие

воспитательные

 Формировать у детей познавательную активность через совместную образовательную деятельность взрослого и детей

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей

Воспитывать у детей чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного края, судьбе жителей Мологского края

Организационная структура

Длительность (общая, ИКТ)

15 минут

Количество участников

От 2 до 6 человек (в соответствии с вариантом игры)

Материал

Игровое поле «План города Молога», кубик для выполнения ходов, фишки для игры (от 2 до 6, в зависимости от количества игроков), памятные открытки-монеты (20 штук)

Форма организации деятельности воспитанников

Подгрупповая

Варианты использования

  1. Дети делают ходы по полю согласовано выпавшим цифрам.
  2. Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, называет его.
  3. Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, составляет небольшой рассказ об этом объекте.
  4.         Попадая фишкой на картинку с изображением памятного места города Молога, ребенку зачитывается стих об известных местах, если ребенок отгадал, то получает дополнительную монету-открытку.
  5. Изменение количества участников (от2 до 6), игра командами.

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство):

 Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время). Объяснение хода и правил игры. Показ игровых действий.

 Мотивация:

 Рассматривание монет-открыток, на которых изображены памятные места города Молога

 Постановка задачи:

Внимательно рассмотрите игровое поле, отметьте где начало, а где конец игры.

 Определите очередность выполнения ходов. Первый игрок бросает кубик, исходя из количества очков, выполняет ход, остальные вступают в игру в порядке очередности.

 Игрок, которому выпадет на кубике русалка (число три) – пропускает ход.

 Ход:      

Воспитатель использует прямое и косвенное руководство игрой. Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

 Подведение итогов

Вручение монет-открыток, на которых изображены памятные места города Молога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Методическая разработка по теме "Город сказка - город быль"

Методическая разработка по теме: "Город сказка - город быль" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интеллектуально-творческой игры по разделу «Математическое и сенсорное развитие» (ОО «Познавательное развитие») по теме: «Чемпионат по играм в клеточку»

Подготовила воспитатель МБДОУ№54 г. Армавир Мищенко В.В.Цель: развитие активного стремления действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, контролирова...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство музыки или волшебные игры Феи Бусинки»

Конструкт игровой  деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого)«Игротека Бусоград»Тема: «Путешествие в царс...

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....