Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Гладышева Анастасия Евгеньевна

       Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров.

       Почему это происходит? Ответ прост – в недостаточном обучении детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение – это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновения пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_pozharnoy_bezopasnosti.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

                                                                                         Воспитатель:

Гладышева А.Е.

Боровск, 2020г.

        Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

        

        Цель мероприятия: активизация деятельности педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста в вопросах пожарной безопасности.

        Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров.

Почему это происходит? Ответ прост – в недостаточном обучении детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение – это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновения пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила осторожного обращения с электробытовыми приборами. Учить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны осознанно выполнять требования правил пожарной безопасности дома, в детском саду, школе, на улице, в лесу.

        Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от взрослых.

        Объединяя воспитанников, педагогов и родителей, возможно вооружить всех участников этого взаимодействия знаниями, умениями и навыками, необходимыми для недопущения пожароопасных ситуаций и правильного поведения в них.

        Можно не только рассказывать дошкольникам о пожарной безопасности, а в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Привитие детям навыков пожаробезопасного поведения должно стать нормой в детских образовательных учреждениях и в семьях.

        Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

        Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает ребенка на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное зачастую приводят к трагедии.

        А ведь ребенок сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

        Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

        Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

        Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную 

работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Основными причинами пожаров в быту являются:

  • неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи;
  • использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, неадаптированной к отечественной электросети или несправных;
  • проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах;
  • детские шалости с огнем.

        Формы реализации задач: интерактивные экскурсии, встречи, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность детей.

        Формы реализации задач при проведении непосредственно образовательной деятельности.

        Познавательная деятельность:

1.  «Огонь-друг, огонь-враг»

2. «Почему поезд бывает пожарным?»

3. «Спичка- не игрушка, огонь - не забава»

4. «Искру потуши, беду отведи до удара»

5. «Стихия - огонь»

6. «Электрические приборы в доме»

7. «Пожарная безопасность в лесу»

8. «Знакомство со службой 01»

9. «Чтобы не было беды, лучше правила учи»

Развитие речи:

  1. Стихотвоние С. Маршака «Пожар».
  2. С. Маршак «Кошкин дом»
  3.  Л. Толстой «Пожарные собаки»,
  4. Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»
  5. Л. Толстой «Пожарные собаки»
  6. К. Чуковский «Путаница»
  7. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  8. С. Маршак «Сказка про спички»

2. Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

        Во время обучения дети получают полезную информацию, направленную на формирование у ребенка основ безопасного поведения дома, на прогулке, улицах города. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасности поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Воспитание навыков пожарной безопасности дошкольников, мы осуществляем на основе желаний ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, активность в вопросах познания окружающего.

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, систематизация знаний об огне, о пожаре, о профессии пожарного, закрепление знаний по теме «Домашние животные».

Коррекционно- образовательные задачи:

- уточнение и расширение представлений о пожаре (для чего нужен огонь, как с ним обращаться, что делать в случае пожара);

- расширение словаря по теме «пожар» (спички, пожарный, лопата, лом, топор, ведро, костер и т. д.);

Коррекционно- развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координация речи т движения.

Коррекционно- воспитательные задачи:

· воспитание правильного поведения с огнём;

· Формирование умения слушать педагога и сверстников;

· Формирование навыков взаимопомощи(работа в команде);

Оборудование: стенд с предметами, элементы одежды пожарного, полицейского, фермера, постройка «Ферма» из разного вида конструктора, фигурки домашних животных, игрушечная пожарная машина, огнетушитель.

Предварительная работа:

- беседы о пожарной безопасности: «Огонь – друг и враг», «Отважный пожарный», «Главные правила при пожаре», «Электрические приборы в доме»;

- постройка «Фермы» из разного вида конструктора, заселение фермы фигурками домашних животных,

- заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мои друзья», русских народных потешек про домашних животных;

- чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Кошкин дом», Л. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Маршак «Сказка про спички», русские народные сказки про домашних животных: «Коза-дереза», «Крошечка-Хаврошечка» и др.

- Д/и «У кого кто», «Измени слова», «Назови ласково», «Отгадай животное», «Доскажи словечко», «Путаница», «Сочини историю».

Ход занятия:

        Дети проходят в игровую зону и садятся в определенные места. Фермеры садятся непосредственно напротив фермы, полицейские садятся справа от фермы, пожарные слева от фермы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о пожарной безопасности. Вспомним как правильно вести себя при пожаре и каждый из вас сможет показать и рассказать, что он знает о том, как необходимо вести себя при пожаре.

        В одном маленьком городке была большая ферма. И практически все жители этого городка работали на ферме.

1-й Ребенок:

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

2-й Ребенок:

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста кто жил на подворье?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно! Все эти животные живут на нашей ферме. Но однажды ночью город озарился красным пламенем. Это загорелась ферма. Первый кто заметил, пожар был сторож охранявший ферму.

Воспитатель: Ребята, что должен сделать сторож?

Дети отвечают.

        Ребенок (сторож) берет в руки телефон и вызывает полицию и пожарных, проговаривая при этом номера 112, 01, 02.

        Ребенок (дежурный полицейский) отзывается и сообщает другим полицейским, они садятся в машину и едут на пожар.

        Ребенок (пожарный) отзывается и сообщает другим пожарным, они садятся в пожарную машину и едут на пожар.

        В это время жители города (фермеры) бегут спасать животных.

Воспитатель: Случилась беда, загорелась ферма. Все жители города бросились на помощь животным.  Но чтобы спасти наших животных и не пострадать самим жителям, надо соблюдать правила поведения при пожаре?

Дети (пожарные) оглашают, каждый по одному правилу:

  1. При пожаре надо сразу покинуть место пожара;
  2. Вызвать пожарных, не пробовать самостоятельно тушить пожар;
  3. Стараться не дышать едким дымом, приложить к лицу мокрую ткань;
  4. Если задымление сильное, то к выходу необходимо ползти, т. к. внизу дыма меньше.

Физкультминутка: 

На одной ноге постой-ка

Будто ты пожарный стойкий (стоят на правой ноге)

А теперь постой на левой (стоят на левой)

Будто ты пожарный смелый

Руку левую к груди (имитируют работу пожарным рукавом)

И огонь скорей туши.

Воспитатель: Полицейские организовали оцепление и освободили место для пожарной команды.

        Полицейские отводят фермеров в сторону, освобождают место для пожарных.

        Воспитатель: Наши животные сильно перепугались, особенно детеныши. Ребята, пожарные будут спасать животных, а вы будете их называть.

Пожарный спасает животных по очереди, дети их называют.

        Дети: Корова, коза, собака, корова, овечка, барашек, коза, лошадка, кролик, поросенок, петушок, курица, гусь, утка.

        Воспитатель: Обратите внимание на то, что все животные очень грустные. Знаете почему? Они потеряли своих детенышей. Давайте подскажем пожарным, кого надо искать.

Детеныш лошади?

Детеныш коровы?

Детеныш козы?

Детеныш свиньи?

Детеныш овечки?

Детеныш кролика?

Детеныш курицы?

Детеныш собаки?

Детеныш кошки?

Детеныш гусыни?

Детеныш утки?

Дети отвечают.

        Воспитатель: Наши отважные пожарные смогли потушить пожар и спасти всех животных. Теперь мы можем присесть на свои места.

        Дети садятся на свои места.        

        Воспитатель: Давайте вспомним какие звуки издают домашние животные.

Кот: «Мяу» (мяучит).

Собака: «Гав» (лает).

Корова: «Му» (мычит).

Лошадь: «И-го-го» (фыркает, ржет).

Барашек: «Бе» (блеет).

Свинка: «Хрю» (хрюкает).

Утка: «Кря» (крякает).

Курица «Ко-ко-ко» (кудахчет).

Гусь «Го-го-го» (гогочет).

        Воспитатель: Пословицы и поговорки про домашних животных. Я вам прочту, а вы мне попробуйте объяснить, что они означают.

Пишет как курица лапой.

Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

Как кошка с собакой.

Собака – верный друг человека.

        Воспитатель:

        Ребята, мы с вами говорили как надо вести себя во время пожара, а теперь скажите мне, пожалуйста, чего нельзя делать во время пожара.

        Дети отвечают: Нельзя паниковать, прятаться, пытаться самостоятельно тушить пожар, спускаться на лифте.

        Дыхательная гимнастика:

        Давайте представим, что наш палец - это спичка. И сильно подуем на него, чтобы спичку затушить.

        Мы все подули хорошо, но немножко обожгли палец. Давайте на него подуем, через язычок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...

"Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"

Консультация для педагогов  на тему:  "Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"Одной из эффективных форм воспитательно-образователь...

Методическая разработка "Профилактическая работа с детьми по воспитанию правил безопасного поведения на улице"

Методическая разработка представлена в виде презентации, которая содержит материалы по  оганизации развивающей предметно-протранственной среды, формы работы с детьми и формы работы с родителями....

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Семинар-практикум для педагогов по теме «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

Педагог ДОУ выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор познавательной, игровой и других видов деятельности воспитанников, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа...