Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"
проект по обж (подготовительная группа)

Медведева Юлия Николаевна

Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnaya_doroga.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по безопасности дорожного движения

для детей дошкольного возраста.

Название проекта

«Безопасная дорога»

Возраст воспитанников

6-7 лет (подготовительная группа)

Цель проекта

Формирование у детей системы знаний, умений и навыков по ПДД

Задачи проекта

-продолжить знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

-расширить знания детей о светофоре, дорожной разметке;

-развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

-воспитывать потребность быть дисциплинированными на дороге.

Целевая аудитория проекта

Воспитатели, родители, дети

Актуальность проекта

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Необходимо своевременно обучать их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированным, осторожным и осмотрительным на улице.

Аннотация (краткое содержание)

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: викторины, конкурсы, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развлечения, музыкальные и спортивные мероприятия, в ходе которых дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание по ПДД необходимо в жизни каждому человеку.

Планируемые результаты проекта

-осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;

-проявление дисциплинированности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе проезжей части;

-выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте.

                   

                                                 Этапы и сроки проекта

Этап

Содержание

Подготовительный

Постановка проблемы «Для чего необходимо знать правила дорожного движения»

Основной

Обсуждение проблемы, проведение комплекса мероприятий.

Заключительный

Развлечение «Путешествие в страну Светофорию».

Выставка макетов «Безопасный путь в детский сад».

Анализ проделанной работы.

Представление опыта.

Результаты проекта, индикаторы и показатели в соответствии с целью и задачами проекта

-усвоение детьми знаний, представлений о ПДД;

-повышение уровня ответственности за безопасность жизни;

-обогащение словарного запаса: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеход, пассажир, перекрёсток.

Методы, приемы, средства оценки результативности проекта

-конкурсы;

-выставки детских работ;

-акции;

-буклеты и памятки для родителей;

-книжки-малышки для детей младших групп.

Приложения

Методические и дидактические материалы по реализации проекта;

фото, видео

Цифровые следы реализации проекта, в том числе, подтверждающие результативность его реализации

Ссылки на публикации в сети Интернет

                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

I этап- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

2.Пополнение предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов по ПДД, подбор загадок о транспорте по правилам дорожного движения, и т.д.

3.Оформление информационного стенда для родителей по ПДД

4.Подготовка родительского собрания

Анкетирование родителей «Соблюдение дорожно-транспортной безопасности»

Воспитатели

Воспитатели,

родители

Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Пополнение уголка безопасности дидактическими играми и пособиями.

Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге.

Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах безопасности.

II этап - ОСНОВНОЙ

-Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.

-Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: С.Михалков «Бездельник Светофор», «Шагая осторожно», «Велосипедист»,

А.Иванов «Азбука безопасности»,

А.Кравицкая «Тайны дорожных знаков»,

И.Серяков «Улица, где все спешат», «Машина, которую научили рисовать», «Учёный дружок».

-Рисование «У дороги светофор».

-Аппликация «Дорожный переход».

-Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте».

-Прослушивание музыкальных произведений о ПДД, разучивание песен по теме проекта.

-Вечер загадок и отгадок.

-Решение игровых проблемных ситуаций.

-Проведение подвижных («Пешеходы и автомобили», «Светофор», «Дорожные знаки и автомобили» и т.д.) и дидактических («Автомобиль», «Наша улица», «Бегущий светофор», «Умелый пешеход» и т.д.) игр.

-Консультация для родителей на тему «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

-Изготовление родителями с детьми макетов безопасного пути в детский сад.

-Взаимодействие с социумом.

Участники проекта

Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.

Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественные произведения.

Закрепление с детьми и родителями знаний ПДД.

Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения.

Развитие творческих способностей.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов проекта:

развлечение «Путешествие в страну Светофорию».

Выставка макетов «Безопасный путь в детский сад».

Родительское собрание «Презентация проекта «Безопасная дорога».

Участники проекта, музыкальный руководитель

Закрепление знаний по ПДД у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Загадки по ПДД для дошкольников

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Что за чудо этот дом,

Окна светятся огнем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой…(Велосипед)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих уголька. (Автомобиль)

У полоски перехода, На обочине дороги

Зверь трехглазый одноногий

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами. (Светофор)

Добежала зебра до угла

И на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрестке. (Переход «зебра»)

Огоньком зеленым в гости

Пассажиров к себе просит

Довезет куда угодно

Очень быстро и удобно. (Такси)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

По асфальту катит дом

Пассажиры едут в нем

А над крышею - усы

Но они не для красы. (Троллейбус)

Сам он мал и неказист

Но его команда – свист

Правила движения

Напомнит вам в мгновение. (Свисток)

Лентой на земле лежит

Под колесами бежит. (Дорога)

Вдоль улиц и дорог

Солдатики стоят

Мы с вами выполняем

Что нам они велят (Дорожные знаки)

В два ряда дома стоят –

десять, двадцать, сто подряд

Между ними, как лавины

Пешеходы и машины. (Проезжая часть)

Чтение художественной литературы

Сергей Михалков «Бездельник светофор»

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принёс его медведь,

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал Ёжик:

— Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток, и провода.

А если он не будет

Как следует гореть,

То нам на эту штуку

Не стоит и смотреть.

— Я с Ёжиком согласен! —

Сказал, зевая, Волк, —

А если б он работал,

Какой в нём был бы толк?

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зеленый,

Стоять на красный свет!

— И я, — сказал Зайчишка, —

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу.

— У нас, — Лиса сказала, —

Порядки здесь свои,

И нам на перекрёстке

Не нужен пост ГАИ!

— Мне тоже он не нужен! —

Сказал из норки Крот. —

Я сам себе пророю

Подземный переход!

Услышав над собою

Разумные слова, —

— Я вообще летаю, —

Прогукала Сова. —

И мне совсем не нужно

На красный свет глядеть,

Когда я перекрёсток

Могу перелететь.

Осталось всё, как было,

Шумит дремучий бор,

Качается на ёлке

Бездельник светофор...

Но мы с тобой не зайцы,

Не волки и кроты —

Все ходят на работу,

И в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Стальные муравьи,

И нам на перекрёстках

Нужны посты ГАИ!

Они нам помогают,

Нас учат с малых лет

Шагать на свет зелёный,

Стоять на красный свет.

Сергей Михалков «Шагая осторожно»

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Шагая осторожно,

За улицей следи —

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи! И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон! Шагая осторожно,

За улицей следи —

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

Сергей Михалков «Велосипедист»

На двух колесах

Я качу.

Двумя педалями

Верчу.

За руль держусь,

Гляжу вперед —

Я знаю:

Скоро поворот.

Мне предсказал

Дорожный знак:

Шоссе

Спускается в овраг.

Качусь

На холостом ходу,

У пешеходов

На виду.

Лечу я

На своем коне.

Насос и клей

Всегда при мне.

Случится

С камерой беда —

Я починю ее

Всегда!

Сверну с дороги,

Посижу,

Где надо —

Латки положу,

Чтоб даже крепче,

Чем была,

Под шину

Камера легла.

И я опять

Вперед качу,

Опять

Педалями верчу.

И снова

Уменьшаю ход —

Опять

Налево поворот!

Альберт Иванов «Азбука безопасности: Как неразлучные друзья дорогу переходили»

В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.

Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!

Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.

Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух! - и нет.

Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.

Плохое место для игры. А где хорошее взять?

Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться!

Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...

К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.

Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.

Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.

Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза - красный, жёлтый и зелёный.

Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!

Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:

Не ходи на красный свет.

Красный свет - опасный!

Налетит велосипед, Станешь ты ужасный!

Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - “внимание!” Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.

И опять зайчонок Ваня стихи придумал:

И при жёлтом нет проходу.

Жёлтый свет - внимание!

Приготовься к переходу Ты, мой друг, заранее!

Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!

Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:

Свет зелёный - переходный.

Ты его, конечно, ждёшь.

Свет зелёный - пешеходный, Если ты пешком идёшь!

И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?

Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!

Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?

Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!

Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.

Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.

Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?

Правильно. Сзади!

А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?..

Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!

Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!

А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай!

Сзади? Неверно.

Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!

Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому, что у него голова большая.

А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.

Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку.

“Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!” - красовалось на автобусе и троллейбусе.

“Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!” - призывал трамвай.

Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.

А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя.

Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза - научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.

Старшему брату медвежонка - спасибо!

А теперь ответьте на вопросы.

На какой свет можно переходить улицу?

Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный?

Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?

Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?

Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?

Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет:

За правильный детский ответ Каждому - пару конфет!

А за ошибку в ответе С каждого - по конфете!

Подвижные игры

«К своим знакам»

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материалы:  дорожные знаки

Ход игры: Дети делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком и объясняет его значение. По сигналу, играющие расходятся по площадке. Водящие в это время меняются местами и знаками. По команде дети должны быстро найти свой знак  встать в круг. Водящие держат знаки над головой.

 «Угадай знак»

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, зрительную память.

Материалы: Набор дорожных знаков, жетоны

Ход игры: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

«Повороты» (малой подвижности)

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, ориентировку в пространстве (право-лево), развивать логику и сообразительность.

Материалы: Дорожные знаки «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево», рули.

Ход игры: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево».
Если воспитатель показывает знак 
«Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

 «Сигналы светофора»

Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.

Материалы: Мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый- передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.

 «Стоп — Идите»

Цель: Закрепить знание сигналов светофора, умение двигаться по сигналу, развивать внимание.

Материалы: Светофор.

Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Игроки по сигналу светофора 
«Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

 « Зажги светофор»

Цель: Закрепить умение действовать по сигналу, развивать умение работать в команде, поддерживать друг друга.

Материалы: Воздушные шарики или мячи

Ход игры: Капитан получает 3 воздушных шара (можно мячи) красного, желтого, зеленого цвета и по сигналу перебрасывает по 1 дальше. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх- зажжен 1 красный сигнал. Капитан может передать следующий шар. Выигрывает та команда, которая быстрее зажжет все 3 сигнала.

Дидактические игры

1.«Мы  водители»

Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества – образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку – зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.

Материалы:

1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. – 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта – 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);

2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;

3. маленькая машина или автобус;

4. зелёные кружки – 30 шт.

Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги. Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя. Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
Машина быстро мчится по дороге и вдруг…

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.
А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.
Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

2. «Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов.

Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила. Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится. Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети: Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай – запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

3. «Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору – в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск – за свежей газетой, на почту – отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке – за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку – до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице – до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию – ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки – и даёт задание её исправить.

4. «Час пик»

Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих – «работники», 12 жёлтых – «посетители», 7 розовых – «ситуации»). Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.
Например, «Театр» – балерина и зрители театра, «Стадион» – спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» – парикмахер и клиент, «Больница» – врач и больной и т. д.

2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).

5. «Собери дорожные ситуации»

Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика. Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.

Воспитатель: Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему? Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней. С детьми можно изготовить аналогичные кубики для дидактической игры «Собери дорожные знаки» (автомобили и т. д.).

6. «Научим Незнайку ПДД»

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь, и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель: Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?
Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка: Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.
А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Перспективное планирование по правилам дорожного движения в подготовительной группе

Сентябрь
1. Беседа «История транспорта».
2. НОД «Транспорт. Виды транспорта».
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Пешая прoгулка по городу».
4. Дидактические игры «Весёлый жезл», «Водители и пешеходы».
5. Рассматривание плакатов и картинок о видах транспoрта.
6. Прогулка. Наблюдение за движением пешеходoв.                                             7. Рисование «У дороги светофор».
Октябрь
1. НОД «Правила пешеходов и пассажиров»
2. Дидактические игры «Ловкий пешеход», «Найди и назови».
3. Прогулка. Наблюдение за транспортом.
4. Конструирование из крупного строителя «Улица».
5. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
6. Игры с макетом улицы «Расставь правильно дорожные знаки».                      7. Чтение: С.Михалков «Шагая осторожно».                                                                             8. Посещение автогородка
Ноябрь
1. Беседа о запрещающих знаках.
2. НОД «Изучение запрещающих знаков».
3. Тематическая прогулка «Правила для пешеходов».
4. Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот налево запрещен», «Разворот запрещен», «Остановка запрещена», «Въезд запрещен».
5. Дидактические игры «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак».
6. Загадывание загадок о запрещающих знаках.                                           7.Посещение автогородка
7. Рисование запрещающих знаков.
Декабрь
1. Аппликация «Дорожный переход».
2. Чтение стихотворения «Бездельник светофор» С. Михалков.
3. Дидактические игры «Собери знак», «Час пик».
4. Беседа «Правила перехода улиц».
5. Игры с макетом города.                                                                                  6.Посещение автогородка
Январь
1. Беседа о информационно-указательных знаках.
2. Рассматривание предписывающих знаков.
3. Дидактические игры «Пешеходы и водители», «Безопасная дорога».
4. Прогулка. Изучение дорожных знаков в реальных условиях.
5. Загадывание загадок о дорожных знаках.
6. Беседа «Правила поведения пассажиров».
7. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?».                                                                                     8. Интерактивное занятие с агитбригадой из педколледжа «Осторожный пешеход»
Февраль
1. Беседа о знаках сервиса, рисование «Знаки сервиса».
2. Чтение: А.Иванов «Азбука безопасности» .
3. НОД «Знаки сервиса».
4. Рассматривание рисунков, картинок с изображением дороги.
5. Прогулка. Наблюдение за легковыми автомобилями на улице.
6. Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.                              7.Посещение автогородка.
Март
1. Изготовление макетов транспортных средств с использованием шаблонов.
2. Составление творческих рассказов:  «Если бы все знаки перепутались?».
3. НОД «Чтение рассказа «Автомобиль» Н.Носова.
4. Рисование специальных видов транспорта.
5. Дидактические игры «Поставь правильно дорожные знаки», «Автомобиль».
6. Посещение автогородка.
Апрель
1. Беседа об информационно-указательных знаках.
2. Рассматривание рисунков информационно-указательных знаков.
3. Загадывание загадок об информационно-указательных знаках.
4. Рисование информационно-указательных знаков.
5. Прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак».
6. Выставка макетов «Безопасный путь домой».                                                             7. Посещение автогородка
Май
1. Загадывание загадок по теме проекта.
2. Беседа «Наши друзья дорожные знаки».
3. Дидактические игры «Знаки на дорогах», «Что лишнее».
4. Чтение: А.Кравицкая «Тайны дорожных знаков»
5. Решение игровых проблемных ситуаций

Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в страну Светофорию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «Осторожно,дети!»

Данный проект посвящен месячнику по профилактике травматизма и разработан по всем требованиям, предъявляемые к проектам...

Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД №2725Проект по правилам дорожного движен...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по правилам дорожного движения для детей среднего возраста «Дорожная грамота»

Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-тра...

Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)

Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохране...

«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста...