Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Потапенко Мария Николаевна

Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Потапенко Мария Николаевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

Василеостровского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья является одним из наиболее актуальных вопросов. Понятие о здоровьесберегающих технологиях прочно закрепилось в системе образования. Начиная с детских садов и заканчивая школами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._teh._napr.na_sohr.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, направление на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Потапенко Мария Николаевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

Василеостровского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья является одним из наиболее актуальных вопросов. Понятие о здоровьесберегающих технологиях прочно закрепилось в системе образования. Начиная с детских садов и заканчивая школами.

“Система "Здоровьесбережение" – это комплекс мер, направленный на сохранение и поддержание здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания. Концепция дошкольного образования направлена на сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте.

Технологии здоровьесберегающих технологий направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, воспитателей и педагогов

Исследования показали, что состояние здоровья человека на 75% зависит от результатов здравоохранения и 50% – от здорового питания. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью необходимо с раннего возраста. Специалисты считают, что 75% заболеваний человека заложены в детстве. Педагог может сделать все возможное для здоровья ребенка, не уступая врачам. Воспитатели должны обучаться психологическим технологиям для того, чтобы работать с воспитанниками так, что они не наносят вред здоровью. Образовательная среда должны быть здоровыми и укрепляющими.

Понятие здоровьесберегающих технологий объединяет в себе все направления деятельности дошкольного учреждения, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровые технологии – это условия для обучения ребенка, которые соответствуют возрастным, половым, индивидуальным особенностям и гигиеническим требованиям; адекватная организация учебно-воспитательного процесса (с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей и гигиенических требований); оптимальный режим занятий.

Цель технологии здоровьесбережения заключается в повышении уровня здоровья детей и воспитании культуры как совокупности сознательного отношения к здоровью и безопасному поведению, а также валеологических знаний, позволяющих ребенку самостоятельно решать все задачи здорового поведения и безопасной жизни, оказания психологической помощи.

В зависимости от целей и задач дошкольных образовательных учреждений, выделяются цели и задачи, которые решаются в процессе дошкольного образования, а также ведущие средства здоровья и здоровьеобновления.

В зависимости от типа технологии здоровьесбережение может быть представлено следующими видами:

• Медицинские технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей: организация мониторинга состояния детского здоровья, подготовка рекомендаций по оптимальному питанию, физическому развитию, закаливанию; организация профилактических мероприятий в дошкольном учреждении; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к детскому саду.

• Физическая оздоровительная технология, направленная на развитие физического и психического здоровья ребенка, включает в себя такие виды физической активности, как плавание (бассейн) и закаливающий массаж, а также физкультурные процедуры. Эти технологии могут быть реализованы педагогами, воспитателями или специалистами по физической культуре, которые работают с детьми в специально организованной среде для занятий физическими упражнениями и тренировками.

• Технологии социального и социального благополучия детей, направленные на обеспечение психического и социального здоровья ребенка. Основная задача этого проекта - это обеспечение безопасности людей. Технологии способствуют эмоциональному комфорту и позитивному психологическому самочувствию детей во время общения с сверстниками, взрослыми, в семье, а также обеспечивают социальное благополучие ребенка. Реализацией данныхТехнологиями обучения детей в дошкольных учреждениях занимаются психолог, воспитатель и педагог дошкольного образования, которые также участвуют в текущем образовательном процессе. Этот вид технологий включает в себя психологическое и педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе обучения.

• Технологии здоровья и здоровьеобновления педагогов в дошкольных образовательных учреждениях, направленные на укрепление культуры здорового образа жизни педагогов детских садов. Основной показатель здоровьясберегающих образовательных технологий — это регулярное наблюдение за состоянием здоровья детей в период начала и конца учебного года. Это позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо они себя чувствуют.

Планирование здоровья предполагает решение целого комплекса проблем:

• Поиск современных и эффективных методов моделирования педагогической, лечебно-оздоровительной и профилактической деятельности.

• Выстраивание эффективной стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;

• Определить педагогические условия, способствующие максимальной эффективности изучаемого материала.

В основу концепции здоровьесбережения заложено следующее:

• Формирование здорового образа жизни детей, основанного на комплексном и системном использовании доступных в конкретном дошкольном учреждении средств физической культуры, а также оптимальной двигательной активности;

• Привлечение в образовательную деятельность дошкольного учреждения духовных и культурных традиций родного города, близкого окружения;

• Взаимное сотрудничество семьи и педагога для укрепления здоровья, развития творческих способностей детей;

• Активизация детской позиции по вопросам здорового образа жизни и здорового питания.

Для решения данных задач могут быть использованы следующие средства:

• При непосредственном обучении детей основам здорового и безопасного образа жизни: оздоровительной, пальцевой гимнастике, а также простейшим приемам оказания первой помощи в случае порезов, ожогов, укусов.

• Реабилитационные мероприятия (диеты, фитотерапия и витаминные коктейли, акупунктура, медикаментозное лечение, функциональные упражнения, психогимнастика; тренинги).

• Специально организованные двигательные активности детей (физкультура, спортивные игры, занятия по физкультуре, играм, тематическим праздникам здоровья и т.д.).

Эффективность оздоровительного процесса, включающего различные приемы и методы, зависит не только от качества каждого из них, но и от грамотной слаженности всех этих действий и методов.

Традиционно выделяются следующие составляющие здоровья:

Состояние психического здоровья (ментального здоровья) – это состояние человека, в котором он может реализовывать свой потенциал, успешно справляться с жизненными трудностями и продуктивно работать.

Социальное здоровье - это система ценностей и установок, которые формируются в процессе взаимодействия с социальной средой.

Физическое здоровье - это состояние здоровья организма, которое соответствует его функциональным возможностям.

Важнейшей частью здоровья человека является его психологическое состояние. Оно необходимо для нормального функционирования человека и его развития в процессе жизни.

Выбор технологии здоровьесбережения зависит от конкретной программы дошкольного образования, профессиональных компетенций педагогов и показателя заболеваемости.

Так, важно, что каждая из этих технологий имеет оздоровительный характер, а также может быть использована в комплексной терапии. Стимулирующая деятельность, направленная на здоровьесберегающую деятельность, в итоге формирует у ребенка устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и полноценному развитию.

Введение в работу дошкольного учреждения технологии здоровьесбережения позволит повысить результативность образовательного процесса и сформировать у родителей и педагогов ценностно-ориентированное отношение к здоровью воспитанников при наличии условий для корректировки. Если исходить из данных статистического мониторинга. Для сохранения здоровья детей будут введены необходимые коррективы в интенсивность технологического воздействия, сформирована позитивная мотивация у родителей и педагогов.

Для проведения эффективной работы по сохранению здоровья необходимо выполнить следующие условия:

1. Обучение детей основам здорового питания.

• Упражнения для укрепления здоровья.

• Игры для расслабления.

• Разные массажи.

• Упражнения йоги для начинающих.

• Привлечение детей к гигиеническим навыкам.

• Навыки оказания первой медицинской помощи в домашних условиях.

• Физминутки перед занятиями.

• Функциональную музыку.

• Специальные занятия по лечебной физкультуре.

• Массовые мероприятия для детей и подростков.

• Приемы для глазных мышц.

1. Работа с семьями.

• Позитивный образ жизни, здоровый образ жизни.

• Консультации.

• Общие беседы с психологом.

• Выступления родительских собраний.

• Распространяйте буклеты.

• Выставки.

• Совместные мероприятия.

3. Работа в педагогическом коллективе.

• Семинары – практикумы, выставки, консультации.

• Занятия, направленные на укрепление здоровья.

• Научные конференции и семинары.

3. Создание условий, развивающей среду.

• Купите массажёры, тренажеры, спортивные снаряды и модули.

• Изготовление материала, который поможет предотвратить плоскостопие и другие проблемы со здоровьем.

• Подбор картотек.

• Разработаны отдельные оздоровительные комплексы.

• Ведение кружков.

В детском саду должны быть созданы условия, способствующие укреплению здоровья и гармоничному развитию детей. Тренажёрные и спортивные залы для детей, оснащенные нестандартными и стандартными тренажерами. Во всех возрастных группах должны быть созданы уголки движения, оборудованные согласно возрастным нормам.

Каждая возрастная группа должна иметь свой режим движения, с учетом климатических условий, сезонов и времени года.

Каждый вид деятельности должен включать в себя упражнения и игры, направленные на укрепление здоровья ребенка. Дозировки и темп зависят от возраста ребенка, его настроений.

Главные цели и задачи проведения сберегающих тренировок:

1. Профилактика простудных болезней.

Для профилактики простуды рекомендуется регулярно проводить массаж, точечный и звуковой массаж, а также выполнять специальные игровые упражнения для ушей.

3. Проведение процедур закаливания.

Ежедневно выполнять гимнастику перед сном, включающую в себя ходьбу и воздушные ванны, а также корригирующие упражнения для укрепления мышц спины.

Ежедневное катание на коньках, беговые лыжи, игры в баскетбол и теннис являются важными факторами для здоровья. Каждый год круглый год на природе. Научные исследования показали, что активный бег на природе улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, помогает снять нервное напряжение.

Условия формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни:

• Создать для ребенка образовательную среду, в которой будут представлены термины, символы, атрибуты и традиции здоровой культуры.

• Создать положительный эмоциональный фон во время занятий оздоровительной направленностью.

• Активная позиция ребенка в процессе освоения знаний и умений валеологической направленности.

• Учитывать индивидуальные психофизические и типологические особенности детей, занимающихся оздоровительными занятиями.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• “Не навреди!”

• Принцип сознательной и активной деятельности.

• Принцип непрекращающегося здоровьесбережения.

• Принцип гармоничного развития человека.

• Принцип доступность и индивидуальность.

• Систематичность и последовательность.

• Принцип систематического чередования физических и умственных нагрузок.

• Принцип постепенной наращивания лечебного воздействия, адаптивности.

Программа по сохранению здоровья включает в себя:

• Рациональный рацион питания.

• Оптимальный уровень двигательной активности.

• Спокойствие и правильное питание.

• Предотвращаем вредные привычки и формируем полезные привычки.

Основная причина успешной работы на данном направлении – это системность.

Существует 10 золотых правил по сохранению здоровья:

2. Соблюдать режим дня.

3. Больше внимания обращайте на свое питание.

3. Больше ходите!

3. Спите с прохладной комнатой!

5. Не сдерживайте свой гнев, не дайте ему вырваться наружу.

6. Всегда занимайтесь интеллектуальным трудом!

6. Гоните от себя хандру и меланхолию!

8. Будьте внимательны ко всем проявлениям своего организма.

8. Получайте как можно большее удовольствие от жизни!

Желаем себе, окружающим и себе только добра.

Применение в работе дошкольных образовательных учреждений технологии здоровьесбережения позволит повысить результативность образовательного процесса и сформировать у воспитателей и родителей позитивные мотивы, если педагоги и родители будут учитывать статистический анализ здоровья детей и формировать положительные мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...

"Традиция чайной церемонии, как инновационная форма взаимодействия педагога с родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников"

=I. Введение.Актуальность: В дошкольном воспитании наиболее важным является создание условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребёнка. Современные подходы к организации оздоровительно...

Педагогический совет "Оздоровительная работа ДОУ в решении задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Педсовет направлен на поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. путем разработки «Модели» и технологии педагогической поддержки физичес...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Вопросы здоровьесбережения и  формирования здорового образа жизни  заняли прочное место  в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной.  Одни...