Формирование основ безопасного поведения на дороге с детьми старшего дошкольного возраста на основе кейс-метода по ПДД
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Рогачева Юлия Александровна

Кейс-метод по ПДД позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как её решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, как индивидуально, таки коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-metoda_po_pdd.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасного поведения на дороге с детьми старшего дошкольного возраста  на основе кейс-метода по ПДД»

Тема безопасности на проезжей части очень важна. Как только вы делаете шаг из дома - сразу оказываетесь на улице, где ездят самые разные легковые и грузовые машины. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому изучение ПДД является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы эта важная информация не казалась такой уж скучной, предлагаем детям изучать ПДД в игровой форме, используя кейс-метод.

Кейс-метод по ПДД позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как её решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, как индивидуально, таки коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего общения.

Кейс состоит из основы, которая представляет собой макет дороги, информационная ширма «Советы светофорчика», ширма для сюжетно-ролевой игры с комплектом из картинок, фотографий. Для разбора ситуаций разработаны дидактические игры: «Участники движения», «Светофор», «Дорожные знаки», «Обойди транспорт правильно», «Поставь знак на место», «Дорога к дому».

Кейс можно использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В начале занятия кейс может сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу, плавно перейти к самостоятельной деятельности.

С помощью кейса воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса. Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по разному. Поэтому, кейс-метод эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.      

Результативность:

Дидактический кейс по ПДД используется в работе с дошкольниками, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

Кейс успешно прошел апробацию и был представлен на региональном конкурсе «Педагогические инновации»

Работать с пособием легко и удобно, организовывать детей на работу с кейсом лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. В моей практике я организую работу либо с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы   им было удобно просматривать материал, и общаться.    

   Дети усвоят правила дорожного движения, научатся в безопасных условиях находить выход из проблемных дорожных ситуаций. Работа с кейсами также будет развивать логическое мышление детей, умение анализировать, формулировать высказывание, взаимодействовать в команде, получать необходимую информацию в общении со сверстником, со взрослым; соотносить свои устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения. Дети научатся аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства; работать в команде; адекватно вести себя в конфликтных и проблемных ситуациях; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания.

Дидактический кейс по ПДД— это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранит в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

            Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности дошколят. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение применять полученные знания. Пособие рекомендовано детям от 4 лет.

       Играя с этим пособием формируются у детей навыки безопасного поведения и развития познавательных процессов необходимых для правильной ориентации на дороге;

формируются представления о правилах поведения пешехода на улицах города;

Развивается у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения на дороге;

Закрепляются с детьми знания правил уличного движения;

 Ребёнок учится ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.  

Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения,...

Картотека конспектов по формированию и закреплению основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...