Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Правила безопасного поведения дома.
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Сидягина Ирина Владимировна

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста помогут им в доступной и интересной форме усвоить правила безопасного поведения дома. Дети узнают правила обращения с электроприборами, бытовым газом, некоторыми предметами домашнего обихода. Познакомятся с правилами пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Правила безопасного поведения дома.

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №410»

                                                                                                     Ленинского района г. Нижнего Новгорода

                                                                                   Сидягина Ирина Владимировна  

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с куклой Катей. Думаю, вы с ней подружитесь. Ведь она совсем недавно начала ходить в детский сад и почти ничего не знает о правилах безопасного поведения дома, на улице, на природе.    

Давайте расскажем ей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Для этого будем приглашать Катю в гости на наши интересные и очень важные беседы о том, что нужно делать и как себя правильно вести, чтобы не попасть в беду.

И начнем мы с правил безопасного поведения дома. Но сначала повторим телефоны экстренных служб!

Если пришла в дом беда злополучная,

Есть телефоны для каждого случая.

Видишь огонь или чувствуешь дым –

Номер пожарных всегда 101.

Слышишь угрозы, плохие слова –

Номер полиции легок – 102.

Если ангина бронхит или грипп,

Скорая помощь на связи – 103.

Газом запахло на кухне в квартире –

Вызови службу, набрав 104.

Есть номер единый для всех ситуаций,

Запомни его наизусть – 112!

Тема 1: «Один дома»

Воспитатель создает проблемную ситуацию: Ребята, представьте такую ситуацию: папа ушел на работу, и мальчик Вася остался дома с мамой, но вдруг маме тоже пришлось ненадолго уйти. Мама очень волновалась за Васю, но сын пообещал, что будет очень осторожен и с ним ничего страшного не случится. Мама ушла, а Вася остался один дома. Вдруг в квартиру кто-то позвонил. Ребята, подскажите, что делать Васе?

- Ответы детей.

Все верно, ребята, если в дом постучали или позвонили, а взрослых никого нет, не бросайся открывать дверь. Сначала посмотри в дверной глазок!

Коль за дверью незнакомый,

Говори: «Нет взрослых дома!»

Не кричи, не убегай –

Просто дверь не открывай.

Если очень страшно станет,

Позвони скорее маме!

-А что делать, если кто-то пытается открыть дверь вашей квартиры?

-Ответы детей.

-Вот послушайте стихотворение Л. Зильберга:

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда «102» набрал

И полицию позвал.

Не пройдет пяти минут,

Как воришку заберут.

-Давайте дадим Васе еще один важный совет: Если родителям пришлось уйти, и ты остался в квартире один, убедись, что дверь плотно закрыта.

Очень важно убедиться,

Что на ключ закрыта дверь.

Чтоб беда не приключилась,

Чтобы не было потерь!

-Ребята, а как правильно поступить, если позвонили не в дверь, а по телефону?

-Ответы детей.

-Никогда не бери трубку телефона сам. Пусть это сделают взрослые. А если взял случайно и услышал в трубке незнакомый голос, то отвечай смело, говори, что дома мама или папа, которые не могут пока подойти. Спроси, что им передать, и, если незнакомец вдруг замолчал, просто повесь трубку и больше не веди бесед.

Ну что ж ребята, я думаю, и мальчик Вася, и Катя теперь знают, как правильно вести себя, если вдруг в дверь или по телефону позвонит незнакомец.

Давайте разыграем небольшую сценку под названием «Незнакомец за дверью» («Незнакомец звонит по телефону»)

-Ребята, вы все молодцы, а теперь, давайте вспомним сами и расскажем Кате, как вести себя в лифте:

Помните: в кабинке тесной

Детским шалостям не место!

Спички в лифте жечь опасно,

Двери ковырять напрасно!

Громко петь или кричать,

Прыгать, по стене стучать.

Запомните, дети, если вы застряли в лифте, нажмите кнопку «Вызов» и ждите спасателя.

Но это еще не все! Лифт-это самое опасное место в доме, особенно для детей.

Запомните: никогда не заходите в кабину лифта вместе с незнакомым человеком!

А что же тогда делать?

-Ответы детей.

-Нужно быстро выйти из подъезда и некоторое время побыть в людном месте, где при необходимости можно попросить помощи.

Ну и в завершение нашей беседы я хочу прочитать вам и Кате замечательные стихи Сергея Владимировича Михалкова «Дядя Степа–милиционер» (после прочтения произведения, можно поговорить о профессии полицейского, напомнить, что раньше их называли милиционерами).

Тема 2: «Пожар и пожароопасные предметы».

Воспитатель: Ребята, сегодня я снова пригласила к нам в гости куклу Катю, потому что сегодня я хочу поговорить с вами о пожароопасных предметах и о том, к чему может привести неосторожное обращение с ними. Но сначала, я хочу прочитать вам рассказ Л.Н. Толстого «Пожар».

После прочтения рассказа воспитатель задает вопросы:

-Почему загорелась изба? (Маша решила поиграть с угольками из печи и разжечь свою печку)

-Правильно ли вела себя Маша во время пожара? (Нет, она вместе с младшим братишкой спряталась под лавку)

-Как повел себя старший брат Маши Ваня? (Он повел себя очень мужественно: он храбро бросился спасать младших ребят из огня).

-Легко ли Ване было в дыму найти малышей? (Нет, ведь Маша спряталась и сидела под лавкой молча, и только младший братишка кричал от боли – это и спасло ребят, Ваня смог их отыскать в задымленной избе)

-Что могло произойти из-за Машиной шалости? (Могли сгореть все: и дети и спящая бабушка).

Вот видите, ребята, к чему приводят игры с огнем.

Давайте расскажем Кате, какие еще предметы и действия с ними могут привести к такой беде, как ПОЖАР.

Игра «Опасно-безопасно» (можно использовать мяч):

  • Зажигать свечу-опасно
  • Разжигать печь-опасно
  • Читать книгу о пожаре – безопасно
  • Поджигать бумагу – опасно
  • Лепить из пластилина –безопасно
  • Рисовать пожар – безопасно
  • Поджигать сухую траву, листву – опасно
  • Складывать оригами – безопасно
  • Играть с зажигалкой – опасно
  • Зажигать газовую плиту самостоятельно – опасно
  • Играть в мяч – безопасно
  • Сушить белье над зажженной плитой – опасно
  • Пользоваться феном в ванной комнате – опасно
  • Собирать пазлы – безопасно
  • Тянуть вилку из розетки за провод – опасно
  • Играть с домашним питомцем – безопасно
  • Пользоваться неисправными электроприборами – опасно
  • Прыгать через скакалку – безопасно
  • Заливать водой включенные в розетку электроприборы – опасно
  • Танцевать под веселую музыку - безопасно
  • Распылять баллончики с освежителем воздуха, с лаком для волос, флаконы с духами

(любые баллончики и флакончики с газообразным веществом) – опасно

И т.д.

Молодцы, ребята! Ничего не перепутали, все верно сказали!

А знаете ли вы:

Куда и по какому телефону нужно звонить при пожаре?

Что прежде всего нужно сообщать, когда звонишь в пожарную службу?

Люди какой профессии борются с пожарами?

Как они это делают и что им для этого нужно?

Как выглядит пожарный?

Кто назовет предметы, необходимые для тушения пожара?

Как называется специальный «ящик», в котором хранятся предметы, помогающим взрослым самостоятельно потушить небольшой очаг возгорания?

Игра «Собери пожарный щит».

Ну что ж, ребята, мы с вами ответили на все вопросы. А теперь расскажем Кате, как следует вести себя при пожаре:

  • Нельзя открывать окно в горящем помещении.
  • Нельзя прятаться в дальних углах, под столом, кроватями, в шкафу – опасен не только огонь, но и дым.
  • Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро его покинуть и позвать на помощь.
  • Нельзя пользоваться лифтом при пожаре.
  • Выбираться из горящего здания нужно низко пригнувшись, прикрывая нос и рот мокрым платком или накрыв голову мокрым полотенцем, придерживаясь стен, чтобы не заплутать в дыму.

А еще в плите на кухне живет нужный нам, но очень опасный газ. Поэтому, если вы решили вскипятить чайник, не оставляйте его на плите без присмотра. Иначе вода может залить огонь, тогда газ распространится по всей комнате.  Помните, газом можно отравиться, а еще он взрывоопасен!

Также нельзя сушить белье над газом, ведь оно может загореться! И это приведет к пожару.

Ребята, а вы знали, что природный газ не имеет запаха?

Как вы думаете, зачем в него добавляют вещество с неприятным запахом?

-Ответы детей.

Все просто, это делается, чтобы мы могли почувствовать утечку газа. Запомните, дети, почувствовав запах газа, нужно срочно открыть окно и покинуть помещение. Нельзя даже звонить из такого помещения по телефону. Любая крохотная искра может вызвать взрыв газа!

Знай и помни ежечасно:

Играть с плитой взрывоопасно!

Но огонь и газ – не единственные опасности, которые нас подстерегают дома. Электрический ток- тоже может быть очень опасен. Поэтому, ребята, с электроприборами следует быть особо аккуратными!

Нельзя детям включать электроприборы в розетку самостоятельно, тянуть их за провода, трогать электроприборы мокрыми руками, пользоваться неисправными электроприборами, а также со старыми, оголенными, потрепанными проводами и вилками, перегружать розетки большим количеством одновременно включенных электрических приборов, накрывать лампы, светильники, камины бумагой или тканью, оставлять без присмотра включенные утюг, чайник и другие электроприборы – все это также может привести к ПОЖАРУ!

Я огонь-я друг ребят,

Но когда со мной шалят-

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

В заключение можно попросить детей нарисовать электроприборы, которые есть у них дома, рассказать о них. Создать условие для СРИ «Пожарные».

Тема 3: «Запрещенные предметы и предметы, требующие осторожного обращения и хранения».

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова в гостях кукла Катя, а это значит, что мы продолжаем наши беседы по безопасности и сегодня мы узнаем, какие еще опасности могут подстерегать дома.

Но сначала я предлагаю вам отгадать загадки:

Два кольца, два конца,

В середине гвоздик.

                    (ножницы)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

                        (гвоздь)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

                             (иголка)

Скоро ест, мелко жует,

Сама не ест, другим не дает.

                                      (пила)

Не хочу я молчать-

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой.

                        (молоток)

Есть у моего Антошки

Только железная шляпка да ножка.

                                              (гвоздь)

-Ребята, какие из этих предметов вы считаете опасными и почему? Какие предметы могут стать опасными и в каких случаях?

-Ответы детей.

-Ребята, это предметы необходимые и очень полезные, но с ними нужно обращаться осторожно, иначе они могут стать опасными.

А как именно нужно пользоваться этими предметами?

-Ответы детей.

-Совершенно верно: нельзя стоять слишком близко, а также отвлекать или толкать человека, который работает инструментами или ножницами. Например, вырезает что-то из бумаги или забивает молотком гвоздь, вытаскивает гвоздь клещами. Ведь он может пораниться или поранить других, инструмент может сорваться, а стружки, опилки, отлетая, поранить глаз.

А какие еще опасные предметы вы знаете?

-Ответы детей.

-Я предлагаю вам отгадать мои новые загадки, тогда и узнаем правильные ответы.

Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не потеряет.

                               (скрепка)

Я иголкина подружка.

Только нет у меня ушка.

                          (булавка)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

                                   (топор)

Я сижу в своем домишке,

Не серди меня, мальчишка!

Обращайся осторожно,

Ведь пораниться мной можно.

                                           (нож)

Запомните, ребята, есть предметы, которые детям брать строго запрещено! О них мы уже говорили (можно попросить детей назвать их: спички, зажигалки, электроприборы и т.д.).

А есть предметы, с которыми нужно обращаться очень осторожно и только после того, как взрослые научат вас ими пользоваться. Это иголки, булавки, ножницы, ножи и некоторые инструменты. В противном случае все эти предметы становятся источником опасности.

Ребята, а как нужно хранить такие предметы?

- Ответы детей.

-Все верно, у таких опасных предметов должно быть свое определенное место. Они ни в коем случае не должны быть разбросаны по квартире.

Вот Катя спрашивает, а что будет, если оставить иголки, булавки или ножницы на столе, или забыть их на диване?

-Ответы детей.

Конечно, они могут поранить кого-нибудь, например, иголка или булавка может упасть на пол и воткнуться в ногу.

Ребята, расскажите, куда ваша мама или бабушка убирают иголки, булавки и ножницы?

Где папа или дедушка хранят инструменты?

-Ответы детей.

- А еще у мамы или бабушки на полочках стоит много разных ярких баночек: чистящие и моющие средства, лекарства и разное другое. Как вы думаете это опасные предметы или нет?

-Ответы детей.

-Безусловно, да. Запомните, дети, их трогать нельзя! Ведь содержимое любой даже самой красивой баночки может оказаться опасным или даже ядовитым. А лекарства вообще можно принимать только по назначению врача и под строгим контролем взрослых. Ведь даже витамины могут стать очень опасными, если их принимать слишком много и без рекомендации врача!

Если же ты хочешь мыло

Или пасту отыскать,

Попроси скорее взрослых

С полки нужное достать!

А красивые таблетки

В разноцветной оболочке-

Это вовсе не конфетки,

Помните, сынок и дочка!

Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить:

Как правильно поступить, если найдете на полу таблетку или витаминку?

Можно ли ее глотать?

Чем опасен градусник?

Почему говорят «таблетки – не конфетки»?

Где у вас дома хранятся лекарства и градусник?

-Дети отвечают, воспитатель комментирует их ответы, поправляет, дополняет, хвалит за верные ответы.

Наши умные ребятки

Не возьмут таблетку в рот.

Это ведь не шоколадка,

Не пирожное, не мед.

В завершение беседы воспитатель предлагает игровую ситуацию: дети попали в дом, где царит полный беспорядок, а опасные предметы разбросаны среди игрушек и находятся не на своих местах. Ребятам нужно навести порядок в доме: отсортировать опасные и безопасные предметы и разложить все по своим местам (игры «Наведи в доме порядок», «Опасное-безопасное»).

Используемая литература:

  1. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019. -80с.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:

«Детство-Пресс», 2002. – 144с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчёт по ОБЖ "Правила пожарной безопасности" (с детьми старшего дошкольного возраста)

Цели занятия: 1.      В игровой форме познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе пожаро безопасного поведения (в доме).2....

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАДорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли прои...

Беседа о правилах пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в квартире. Вооружить знаниями, уме...

Конспект физкультурного развлечения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Правил Безопасности»

Задачи:-развивать физические качества: быстроту, ловкость, гибкость,- закрепить с детьми правила поведения в разных опасных ситуациях,-учить находить решение в проблемных ситуациях,-закрепить знания о...

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

Цикл бесед о войнес детьми старшего дошкольного возрастаБеседа «Великая отечественная война».Дорогие ребята,  вы родились, и живете в мирное вр...

Цикл бесед по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Правила безопасного поведения на природе.

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста помогут им в доступной и интересной форме усвоить правила безопасного поведения на природе. Дети узнают, как безопасно вести себя в лесу, в парке, на водо...