Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Коробова Анна Владимировна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. 

Несмотря на то, что кейс-технология в целом достаточно сложна, некоторые её направления подходят для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В своей практике я использую: фото-кейс, кейс-иллюстрацию и кейс-ролевое проектирование, кейс-ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г.Белинский

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности»

                                                                     Разработала и провела:

                                                                     воспитатель Коробова А.В.

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

  • расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;
  • повысить их профессиональное мастерство.

Оборудование:

  • презентация к теоретической части мастер-класса;
  • демонстрационный материал: кейсы № 1, красный мяч; кейс № 2; кейс

№3, маркеры;

  • «Дерево успеха» (к рефлексии)

Ход мастер-класс:

I этап. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ, Детей вы любите? Да или нет? (да) Чтоб деткам своим во всем помогать Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет Мы скучные лекции слушаем? (нет) Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да) Тогда Вас прошу мне во всем помогать, Приветствие кончилось, можно начать.

  • В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться с вами опытом

использования одного из современных методов ДО – метода кейс - технологии в своей педагогической деятельности. Слайд 1

II этап. Обоснование основных идей кейс-технологии, актуальных при использовании его в работе с педагогами ДОО.

Слайд 2.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. (информация на слайде)

Несмотря на то, что кейс-технология в целом достаточно сложна, некоторые её направления подходят для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В своей практике я использую: фото-кейс, кейс-иллюстрацию и кейс-ролевое проектирование, кейс-ситуации. Стимульный материал предлагается для рассмотрения проблемной ситуации, которая, на первый взгляд, не видна. Анализируя его дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Выбранная нами ситуация должна демонстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.

Слайд 3   В работе с дошкольниками данная технология применяется в рамках комплексно-тематического планирования при рассмотрении таких тем, как «Транспорт и ПДД», «Безопасность», «Неделя добрых дел»,

«Посуда, продукты», «Семья» (этикет). Технология может быть использована как для мотивации перед занятием, как часть занятия или в совместной деятельности.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений. (информация на слайде)

Слайд 4 При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Работа с кейсом проходит в несколько этапов. К каждому этапу придумывается определённый знак(?,!, !!!,.) смена которого предполагает переход хода игры дальше. Педагог рассказывает детям, что игра, в которую они будут играть, коллективная/ командная. Все дети должны быть активными участниками обсуждения, но отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. (Это очень важное условие работы по кейсам. Иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации). Поощряйте и стимулируйте детей на решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические наклейки, смайлики.

Слайды 5,6.7,8

 Например Фото-кейс «Случай на дороге»

На первом этапе педагог предлагает детям открыть конверт (там фото) ( на доску фото и знак ?)

Воспитатель: «Что в кейсе?», «О чем пойдет речь?»

Дети : …. (ответы детей)

Затем/ на втором этапе с помощью наводящих вопросов дети выделяют проблему и причины возникновения. ( на доске ! знак)

Воспитатель: «В чем состоит проблема?», «Почему? Из-за чего?» Дети:(ответы детей)

Далее/ на третьем этапе каждый ребёнок высказывает своё мнение, как бы он вышел из ситуации. В ходе беседы дети выбирают наилучший вариант. ( на доске !!! знака)

Наводящие вопросы воспитателя:

«Что может произойти и к чему может привести, если…»

«Как вы можете решить эту проблему?»

«Что вы могли бы сделать?»

«Как правильно поступить в этой ситуации?».

Четвёртый этап. Формулировка вывода. (на доске знак .)

Дети:….. (ответы детей)

Тем самым в процессе игры дошкольники приобретают навык, позволяющий им использовать игровой опыт в жизненной ситуации.

  • развивать умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных

ситуациях;

  • обеспечить взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
  • научить применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений. (информация на экране)

Давайте проиграем несколько вариантов применения различных  видов кейс

  • технологии на практике: тема «Безопасность»

Слайд 10

Кейс №1 Кейс - иллюстрация. (участникам предлагается кейс с серией опорных картинок )

Педагог: Такие кейсы научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий. В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.

? Ребятам пришло письмо от Нюши. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках. ( спички, печь, огонь, Крош с ожогом )

Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»

-Что могло случиться?

! -Почему так произошло?

Мнения детей разделились. Одни предположили, что Крош без спроса взял спички, стал баловаться и случился пожар. Другие предположили , что он помогал Ежику приготовить обед.

!!! - Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

игра «Опасность»

Педагог: У меня в руках красный мяч. Красный цвет – цвет опасности. Я начну стих, а закончит его тот, у кого мяч окажется в руках.

Это тесный—тесный дом:        Дым столбом поднялся вдруг.

Сто сестричек жмутся в нем.        Кто не выключил … (утюг)? И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!        Стол и шкаф сгорели разом.

Не шути с сестричками,        Кто сушил белье над … (газом). Тоненькими...(спичками)

Красный кот        Победит огонь коварный

Дерево грызет,        Тот, кого зовут ...(пожарный) Весело живет.

А воды как попьет —        Дым увидел - не зевай

Зашипит, умрет.        А пожарных …(вызывай) Ты его рукой не тронь!

Этот красный кот...(огонь)

Пламя бьётся из-под крыши,        Помни, каждый гражданин Крик о помощи мы слышим,        – Этот номер … (01)!

Суетятся все, кошмар! Это бедствие -...(пожар)

. -Разобрав ситуацию, ребята пришли к выводу, что играть со спичками нельзя. В конце работы с кейсом, обязательно нужно задать вопрос « Играют ли они со спичками», «Чтобы они сделали в такой ситуации?».

Слайд 11

Кейс №2 Кейс – игры «Светофор»

Педагог: Для детей можно придумать кейс – игру. Пожалуйста, встаньте в круг (участники встают в круг, ведущий раздает им кейсы – игры

«Светофор»)

-Откройте, пожалуйста, кейс - «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений. Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну, что - поиграем в игру?

(участники играют в игру, Ведущий показывает поочередно круги светофора, а участники выполняют соответствующие движения)

- Отлично! Такие кейсы помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора.

Слайд 12

Кейс №3 Кейс- ролевое проектирование

Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

- Уважаемые участники мастер-класса вы будете играть роль Смешариков. Разбейтесь на две команды, а я буду играть роль Совуньи (в случае с детьми эту роль берёт на себя ребёнок).

Поссорились однажды Смешарики. Поделились на два лагеря и дело у них дошло чуть ли не до драки. Решили пойти к Совунье, чтобы она рассудила, кто из них прав.

  • О чём вы спорите? – спросила Совунья.

-Мы считаем, что дом это очень опасное место - сказал Крош .

-А мы считаем, что нет в мире более безопасного места, чем родной дом. Кто из нас прав? - сказала Нюша.

Каждая из команд Смешариков приводит доказательства в свою защиту своей версии.(после обсуждения отвечает один из участников команды)

Педагог размещает пред детьми плакат с опасными предметами и предлагает зачеркнуть красным фломастером те предметы, которыми не должны пользоваться дети ( спички, зажигалка). Затем предлагает поставить большой восклицательный знак возле тех предметов, пользоваться которыми можно осторожно и только вместе со взрослыми (иголка, нож, термометр, молоток, гвозди, утюг).

Наводящие вопросы:

  • какие ещё предметы в доме могут стать опасными, если ими неправильно пользоваться? (Стеклянные банки, лекарства, кипящий чайник)
  • где у вас в доме хранятся такие опасные предметы? Разбросаны по квартире или занимают определённое место в доме?
  • где мама и бабушка хранят иголки, булавки, спицы?
  • где папа с дедушкой хранят инструменты?
  • где находятся лекарства и градусник?

Игра «Наведём порядок в доме»

  • Представим себе, что мы попали в дом, где царит полный беспорядок. Вам нужно разложить все опасные предметы по местам (наклеивают картинки / раскладывают картинки по конвертам с изображением аптечки, коробки для рукоделия, ящика для инструментов и т.д.)
  • Так какой же вывод мы можем сделать? ( всё зависит от нас самих)

Вывод: если в доме беспорядок, он может быть опасным для ребёнка, а если всё на своих местах – безопасным. Всё зависит от самих жителей этого дома.

- Итак, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми направлениями кейс – технологии, научились применять их на практике.

Слайд 13.

Рефлексия «Дерево успеха» (на мольберте)

  • Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно. Любой участник мастер-класса выбирает понравившийся листок. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа. Примерные вопросы и варианты ответов.
  1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

*Презентация опыта работы мастера.

*Сам творческий процесс.

*Мне было не интересно.

  1. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

*Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.

*Много было ненужной информации.

*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

  1. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

*Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер- класса.

*Она не актуальна.

  1. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

*Я в восторге.

*Я в диком восторге.

*Скука смертная.

  1. Что вы пожелаете мастеру?

*Встречаться почаще на мастер-классах.

*Меньше теории, больше практики.

*Не высовываться.        (информация на листочках)

Слайд 14. Желаю Вам успехов в работе! Спасибо за внимание!

Раздача буклетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в разделе ознакомление с окружающим миром с использованием кейс – технологии и ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие по сказке «Гуси - Лебеди»

Разработка учебного занятия "гуси-Лебеди". разработала для систематизации знания по экологии.Для расширении представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в пр...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мысл...