Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ
материал по обж

Волкова Александра Игоревна

Содержание

Введение

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований

1.2 Единство физического и психического развития ребенка

1.3 Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольника

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях.

2.1 Требования к условиям организации занятия по физическому воспитанию

2.2 Лица, ответственные за организацию работы в детском саду

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

Заключение

Список литературы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по обеспечению безопасности при проведении занятий

по физической культуре в ДОУ

Содержание

Введение

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований

1.2 Единство физического и психического развития ребенка

1.3 Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольника

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях.

2.1 Требования к условиям организации занятия по физическому воспитанию

2.2 Лица, ответственные за организацию работы в детском саду

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в ДОУ начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Недостаточность внимания к созданию условий для физического воспитания может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении. 

Ответственность за вред, причиненный ребенку во время его пребывания в детском саду, однозначно несет администрация ДОУ. Прежде всего, необходимо отметить, что, согласно Положению о дошкольном учебном заведении работники несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.

Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДОУ. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Таким образом, выбранная нами тема исследования: «Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях» на сегодняшний момент актуальна.

Объект исследования – процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования – обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ.

Цель работы: выявить требования и условия необходимые для обеспечения безопасности детей на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются основные задачи:

  1.    Изучить научно методическую литературу по физическому воспитанию детей в ДОУ.
  2.    Определить:

- требования и условия необходимые для организации занятий;

- оборудование и материалы необходимые для занятий;

- лиц, ответственных за организацию и проведение физического воспитания в ДОУ.

3.Выявить методы контроля над физическим воспитанием в ДОУ.

4.Изучить основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физкультурой.

Методы исследования:

- анализ научно методической литературы по теме исследования.

 

Глава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду.

1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Работа по физическому воспитанию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В ДОУ режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие мероприятия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). Занятия решают, как общие, так и коррекционные задачи. В них включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки).

Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

1.2 Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

 Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций; внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Таким образом, психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков.

1.3 Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду.

Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача - содействие укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.

Медицинский контроль включает:

а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;

б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль над содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;

в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;

г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.

Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего детского сада, воспитателя (инструктора). 

В ДОУ в основном принимаются дети, не имеющие абсолютных противопоказаний для занятий физической культурой. Хотя в последнее время всё больше детей поступает с III-й группой здоровья.

Таким образом, при медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за соблюдением двигательного режима в ДОУ.

Глава 2. Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию.

2.1 Требования к условиям организации занятий дошкольников.

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста).

Материалы и оборудование.

  1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых.
  4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду.

  1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
  2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
  3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
  4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
  5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
  6. Инструктор по физической культуре осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
  7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления.
  8. Инструктор по физической культуре в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

2.2 Лица ответственные за организацию физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

  1. Заведующий несет ответственность за организацию всей работы, обеспечивает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль над деятельностью сотрудников детского сада в решении задач физического воспитания. Заведующий обязан обеспечить оборудование физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков: приобретать физкультурный инвентарь, атрибуты; следить за санитарно-гигиеническими условиями в помещении и на участке.

2.Старший воспитатель следит за работой педагогов. Большое внимание уделяет изучению положительного опыта работы и его распространению: организует проведение открытых занятий, их обсуждение, помогает воспитателям групп обобщить свой опыт. Старший воспитатель систематически следит за новинками литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

  1. Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физическому воспитанию. Он должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен знать содержание и требования Программы воспитания и обучения в ДОУ, уметь грамотно проводить все формы работы с детьми, а также правильно оформлять документацию по планированию и учету работы.

Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей. Он должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических советах, вести активную работу с родителями по здоровому образу жизни.

2.3 Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.

  1. Нарушение правил организации занятий.

- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя (воспитатель должен присутствовать на занятиях и помогать);

- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход - выход из зала;

- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

  1. Нарушение в методике преподавания

- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

- излишнее эмоциональное возбуждение (игры, эстафеты).

  1. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.

- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

- отсутствие вентиляции;

- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;

- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4.Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.

- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5.Недооценка значения страховки и помощи.

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатических упражнениях;

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6.Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.

- малые размеры зала или площадки для занятий;

-неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

- отсутствие аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической культуры, соблюдение санитарно-гигиенических условий и формы одежды. Обязательный систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи. Место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Заключение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Все оборудование и инвентарь, используемые детьми, должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Ответственными лицами за организацию работы в детском саду являются заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатель и инструктор по физической культуре.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за соблюдением общего двигательного режима в ДОУ, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную активность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться: техника безопасности, все правила организации занятия, требования к методике преподавания физкультурных занятий, соблюдение санитарно-гигиенических условий, систематический врачебный контроль за физическим состоянием детей.

Список литературы.

Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образовательных учреждений / О. В. Козырева. - Москва: Просвещение, 2007 [т.е. 2006].265 с.

Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Дошкольное воспитание. – 2004. 96 с.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Программа «От рождения до школы», основанная на ФГОСТ

СанПин для дошкольников 2.4.1.3049-13

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб., для учащихся по спец.№ 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». -3-е изд., перераб., и дополнено – М.: Просвещение, 1984. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий по физической культуре с элементами танцевальных упражнений с детьми 6-7 лет

Рекомендации к проведению занятий по физической культуре с элементами танцевальных упражнений с детьми 6-7 лет....

Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре

Приведена должностная инструкция по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры...

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»

В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....

Требования к безопасному проведению занятий по физической культуре и одежде занимающихся

Памятка-консультация для родителей. Содержит краткое описание соновных причин травматизма. Требования к одежде занимающихся....

Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ

С целью удовлетворения потребности ребенка в движении, формирования, развития двигательных навыков и физических качеств, осознанного выполнения упражнений, воспитания интереса к физическим упражнениям...