«Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Аржакаева Елена Николаевна

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovoe_knizhkoy.docx95.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного типа № 4

муниципального образования Усть-Лабинский район

Методическая разработка

«Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Аржакаева Е.Н.

г. Усть-Лабинск 2021г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………… 3

2. Актуальность обучения финансовой грамотности дошкольников.…5

3.Цель и задачи обучения финансовой грамотности дошкольников…………6

4. Результат обучения финансовой грамотности дошкольников в организации педагогической работы, эффективность (положительная динамика результата)…………………………………………………….7

5. Игровая ситуация «Поможем Буратино»……….9

6. Игровая ситуация «Потребность – возможность» (ИС с литературным персонажем)……………………………………….13

7. Игровая ситуация "Дом, где живут деньги"………………………...........14

8. Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы по теме «Семейный бюджет»………………………17

9. Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками»……………………………………………20

10. Игровая ситуация «Рекламная компания»

……………………...24

11. Конспект игровой образовательной ситуации «Путешествие в страну Экономика»……………………………………………………………….28

12. Игры с экономическим содержанием.……………………………..34

13. Картотека загадок по финансовой грамотности………………………….36

14. Консультации и рекомендации для родителей………………………42

Введение

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми.

Ведь с самого раннего детства родители ходят в магазины, в банки, читают детям сказки, не подозревая, что в них есть своя специфика, именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека.

С младшего возраста дети знакомятся с социальным, нравственно - педагогическим, обучающим потенциалом, который создает богатые возможности для развития творческого воображения и познавательной активности ребенка.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры и чтения художественной литературы, ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а источником знаний - книга, которая имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Используя сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения.

Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.

«Стать успешным в современном мире», вот задача, которую решают педагоги и родители, используя сказки и театрализованную деятельность, которые способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Актуальность обучения финансовой грамотности дошкольников

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель и задачи обучения финансовой грамотности дошкольников.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Результат обучения финансовой грамотности дошкольников в организации педагогической работы, эффективность (положительная динамика результата).

В итоге реализации обучения дети смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

 деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

 авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

 правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности

Игровая ситуация «Поможем Буратино»

Оборудование: игрушка Буратино, карточки с изображением купюр, монет;

карта-схема; карты с заданиями; книги с иллюстрациями; сундучок с пятью монетками.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Игровые правила: путешествие по схеме и выполнение заданий с подгруппой детей

Предварительная работа: чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».А. Н. Толстой, рассматривание денег разных стран, сюжетно-ролевая игра «В магазине».

Ход ИОС

Воспитатель заходит в группу с игрушкой Буратино.

В: Здравствуйте ребята, посмотрите, кого я вам привела.

Д. Буратино.

В. Я его нашла плачущим около нашей группы, и он мне рассказал свою печальную историю. Кот Базилио и лиса Алиса его обманули и украли у него 5 золотых сольдо, а он так хотел купить на эти деньги подарок папе Карло и новую Азбуку. Ребята давайте, поможем Буратино и вернем ему деньги. Но для того, чтобы помочь Буратино, нам придется отправиться в путешествие и выполнить задания, которые есть на каждых станциях, которые мы с вами будет проходить.

В: У меня есть карта - схема, которая поможет нам отыскать наши пропавшие деньги. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу.

В: Итак, начинаем.

Первая станция у нас «Деньги»

В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?

Д: (заплатить)

В: Чем мы платим за товар?

Д: (деньгами)

В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги?

Д: (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом)

В: Как вы думаете, удобно это было?

Д: (нет)

В: Верно и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?

Д: (монеты)

В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Д: (купюры) Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. И вот для вас первое задание.

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.

В: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.

А металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.

В: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции.

В:Вторая станция: «Сказки»

В: — Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить, почему выбрали эту книгу:

1. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

3. Герои, каких сказок менялись на что – то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».

4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

6. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха - Цокотуха)

7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

В: Молодцы! Нас ждет следующая станция.

В:Третья станция: «Загадки»

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

4. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

5. Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход)

6. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

7. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

8. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

9. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

10. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

11. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

12. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

13. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

14. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

В: Четвёртая станция: двигательная игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В.: — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

А сейчас дети прочитают стихотворение «Чего нельзя купить?»

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где – то дома у метро,

Пепси – кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

В: Молодцы! Вы постарались, но до клада ещё не добрались.

В:Пятая станция: Работа с пословицами

- Ребята, послушайте пословицу про деньги:

Деньги — не грибы и зимой не растут.

- Как вы это понимаете? (Ответы) -

Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Давайте повторим эту пословицу

(воспитатель говорит пословицу еще раз — дети повторяют).

- Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:

(дети называют пословицы)

1. копейка рубль бережет,

2. всех денег не заработаешь,

3. деньги приходят и уходят,

4. когда кошелек легок — на душе тяжело.

5. дорог хлеб, коли денег нет.

6. накопи – потом купи.

В: А сейчас посмотрите на схеме, где лежит клад и найдите его

(задание на ориентирование в пространстве музыкального зала)

В: Ну вот вы и нашли клад (сундучок в котором лежат 5монет-шоколадок)

Давайте, отдадим монетки Буратино.

Буратино благодарит ребят.

В. Будь внимательными Буратино и больше не поддавайся на уловки мошенников, знай, что деньги нужно зарабатывать, а не закапывать, чтобы они выросли. А вам, ребята, большое спасибо, что вы были такими добрыми и отзывчивыми и помогли Буратино. По окончанию игры дети садятся в круг и высказывают своё мнение о названии денег: «купюра», «монета» и об иностранной валюте

Результат: дети закрепили понятие «деньги»; «купюра», «монета», познакомились с деньгами своей страны и деньгами разных стран; проявили сочувствие к Буратино и помогли ему.

Игровая ситуация «Потребность – возможность» (ИС с литературным персонажем)

Оборудование: вывеска, игрушки-аналоги, «деньги».

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.

Задачи:

1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».

2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».

3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Игровые правила: дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара

Предварительная работа: беседы: потребности человека и его возможности, о продовольственных товарах, магазин игрушек просмотр мультфильма «Муха цокотуха»

Ход ИОС

Воспитатель: «Муха цокотуха» пригласила детей на день рожденье.

Дети делятся на две подгруппы: муха и гости.

1. Муха ждет гостей. Она отправилась за покупками в магазин «продукты». У нее определенная сумма «денег» на руках.

Муха покупает угощения на имеющиеся деньги.

2. Гости идут в магазин «Игрушек» за подарками. Воспитатель раздает аналоги «Деньги». Дети совершают покупки из игрушек аналогов «Товар» на имеющиеся у них «ресурсы» (деньги)

После похода в магазин и совершения покупок дети садятся на стульчики и обсуждают, какие они сделали покупки, всем ли хватило денег?

Результат: у детей сформировано умение совершать покупки на заданную сумму денег. Расширено представление о понятиях «ресурсы» и «возможности». Закреплено понятие об ограниченности ресурсов (денег) при неограниченных потребностях.

Игровая ситуация "Дом, где живут деньги"

Цель: познакомить детей с работой банка.

Задачи:

  • Познакомить детей с новыми словами, встречающимися в современной жизни и объяснить их значение;
  • Дать представление о работе банка;
  • С помощью наглядного материала ( банковская карта, сберегательная книжка) дать представление детям как пользоваться виртуальными деньгами.
  • Познакомить детей с современными профессиями (кассир, консультант, финансовый менеджер, охранник, специалист по кредитам, инкассатор).

 Новые слова:

Банк

Банковский служащий

Банковская карточка

Банковский автомат

Банковский счёт

виртуальные деньги

Наглядный материал:

Банковская карта, Сберегательная книжка

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами совершим виртуальную  экскурсию в банк.

Вы знаете, что называется банком?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно банк это- то  место, где охраняться деньги.
Воспитатель: А какие банки расположены на территории нашего поселка?
Дети: Сбербанк.
Педагог: А, какие отличая, есть у банков?
Обучающие: Эмблемы.

 Воспитатель: Молодцы. А для чего люди ходят в банк?

Обучающиеся: Заплатить, получить пенсию, снять деньги с карточки, оплатить кредит …
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, для чего люди ходят в банк.

В банках производят платежи: оплата за д.сад, музыкальную школу, штрафы, коммунальные услуги, налоги, переводы.

Банк дает деньги в кредит на неотложные нужды (покупка  жилья, автомобиля, бытовой техники, и т.п).Кредит дается на время и под проценты, то есть в долг на время, но отдавать будут  больше сумму взятой в кредит.

Вклады (сберегательная книжка).

Воспитатель: А какие профессии есть в банке?

Дети: ответы
Воспитатель: В закрытых кабинках сидят кассиры операционисты. Они работают с наличными деньгами. В операционном зале работают консультанты по обслуживанию частных, то есть физических лиц. Кроме операционного зала, есть отделы по работе с юридическими лицами. В банке есть и другие помещения, где работают сотрудники разных специальностей.
Воспитатель: Ребята, а если у нас с вами нет наличных денег. Как и с помощью чего можно оплатить квитанции или пополнить счет на телефоне.
Дети: Пластиковых карт, при помощи банкоматов.

Воспитатель: Там где стоят банкоматы эта зона  24 часа. Посетители в любое удобное время, могут воспользоваться услугой банкомата. Банкоматы позволяют снять деньги, или наоборот, пополнить счет, получить банковскую выписку. Все операции можно провести при помощи пластиковой карты. Если возникают трудности, то можно обратиться за помощью к консультанту.

Вы слышали такое выражение виртуальные деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Виртуальные деньги это условные единицы, которыми можно распоряжаться при помощи интернета. Однако теперь операции с отдельными видами электронной валюты выполняют и через мобильные телефоны.

По  оформлению кредита обращаются, к специалисту по кредитам.

Чем занимается финансовый менеджер? Уже из названия профессии вытекает, что финансовый менеджер — это специалист, который участвует в управлении финансами предприятия. Рост капитала — забота об увеличении доходов, оптимизации расходов и своевременном поступлении финансов. Покрытие затрат — грамотное распределение денежных поступлений на приоритетные и наиболее выгодные вложения. Контроль результативности

Инкассатор (от итальянского incassare – класть в ящик) - сотрудник банка или специализированной сторонней организации, в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Инкассаторы перевозят наличные денежные средства между различными банками ,другие материальные ценности — особо важные документы, драгметаллы, банковские карты и пр. Наполнение банкоматов наличными (и выемка приёмных кассет в банкоматах  и терминалах оплаты) также относится к инкассаторской деятельности.  

Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества. Обеспечение пропускного и внутри объектового режимов персонала и посетителей на объектах. Осуществляет контроль за средствами охранно-пожарной сигнализации. Обеспечивает  сопровождение инкассаторов. Обеспечение защиты жизни и здоровья граждан.

Люди, которые  обращаются в банк, являются клиентами банка.

Человек, который управляет работой банка – это управляющий.

Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А  кто- нибудь  хотел бы работать в банке?

Ответы детей.

Воспитатель: Я хотела бы вам прочитать стихотворение «Работа в банке»

Работа в банке

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

 

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

Оформлять кредиты,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша виртуальная экскурсия в банк.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, что вы теперь знаете о банках.

Викторина:

Что такое банк?  Банк-это место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги

-Чем занимаются, работающие там люди?

-Кто принимает и выдаёт деньги в банке?      Кассир

-Кто охраняет банк?                                          Охранник

-Кто управляет работой банка?                        Управляющий или президент

-Кто является клиентом банка?         Организации, компании, фирмы, отдельные люди

-Какие услуги оказывает банк?       Хранение денег, выдача в долг, обмен денег

-Из какого аппарата выдаётся деньги? Банкомат

-Кто перевозит деньги для терминалов? Инкассаторы

Воспитатель: Ребята вы уже поняли, что в банке работают люди разных профессий. Работа у них совсем не скучная. Думаю, что знания, которые они приобрели, заглянув в банк, не раз пригодится вам в будущем, ведь современного человека трудно представить без банка...
Теперь всякий раз, когда вы увидите  эмблему Сбербанка и других банков, вы будете знать что банк – дом, где живут деньги.

Конспект игрового занятия для детей подготовительной группы по теме «Семейный бюджет»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «доход», «расход» Воспитывать правильное отношение к деньгам. Заложить основы планирования семейного бюджета; развитие игровой деятельности.

Оборудование: ребус «семья», предметные картинки с изображением мебели, посуды, бытовой техники, игрушек, одежды, членов семьи, монеты, таблички с названиями островов, аудио запись «шум моря», сундук, сигнальные карточки на каждого ребенка.

Форма проведения: Игра - путешествие.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, мы доброжелательны, здоровы и положительно настроены.

-Сегодня в нашу группу пришла телеграмма от нашего знакомого Гнома Эконома. Он приглашает нас отправиться в путешествие по островам в мир Экономики. Но это не простое путешествие, на каждом острове нас будут ждать интересные, а может и сложные задания, с которыми мы должны будем справиться.

-А на чем мы можем отправиться в путь? (на корабле).

-Давайте выберем капитана нашего корабля, а все остальные будут матросами.

-Итак, готовы? Тогда в путь! (звучит шум волн)

-Вот перед нами первый остров «Подумай и реши». Что это? (ребус) А кто знает как его решить? Что у нас получилось? (слово «семья»).

-Молодцы! Посмотрите, здесь лежит конверт, давайте откроем его и посмотрим, что там. (Буквы) Как вы думаете, какое слово мы должны выложить их этих букв? (семья). (Дети выполняют задание).

-Давайте вокруг этого слова расположим картинки, на которых изображены члены семьи, назовите их. Скажите, а семьи у всех одинаковые? (нет). (Воспитатель просит 2-3 ребят назвать из кого состоит их семья).

-Ну что же, на первом острове мы справились с заданием. Отправляемся на следующий остров.

-Дети, почему-то здесь нет названия острова. Но есть послание от жителей этого острова. Давайте прочитаем его.

-«Наш остров безымянный, но нам очень бы хотелось, чтобы вы помогли дать ему название. Для этого вы должны справиться с заданием, которое находится в сундуке».

-Капитан, открывай сундук!

-Что же в нем лежит? (Деньги)

-Скажите, а для чего нам нужны деньги? (покупать продукты, одежду, мебель)

-А откуда берутся деньги в вашей семье? (родители работают и в конце месяца получают заработную плату, дедушка с бабушкой получают пенсию, старший брат или сестра за хорошую учебу получают стипендию).

-А вы получаете деньги? (Нет) Почему? А чем вы занимаетесь?

-Кто знает, как называются деньги, заработанные всей семьей?

-Это семейный бюджет. Давайте все вместе произнесем.

- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход.

-А что у нас еще лежит в сундуке? (разобранная пирамидка). Давайте мы ее соберем, и у нас получится схема семейного бюджета.

-Возьмите самую большую часть пирамиды. Как вы думаете, чей это будет доход? (родителей). А теперь составьте сами пирамиду до конца и объясните где, чей доход и почему вы так думаете?

А чей доход оказался самым большим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей).

-Вот мы и справились еще с одним заданием! Так какое название этому острову мы может дать? (Семейный бюджет)

-Отправляемся дальше! Третий остров называется «Поиграй-ка!»

- Давайте немного отдохнем. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте

Будем мы в бюджет играть!

Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть

Два – зарплата мамы, присесть ниже

Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже

Четыре – братика стипендия, присесть ещё ниже

Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки

Не имеет капитал, развести руки в стороны

Он, как только подрастёт – медленно подниматься

Будет приносить доход.

-Отдохнули, теперь в путь! Четвертый остров называется «Доходы и расходы»

-Что такое доходы мы с вами уже знаем. А что относится к расходам?

- Правильно, не одна семья не может обойтись без расходов, какие они бывают?

Дети: Основные и неосновные (Важные и не важные)

- Что относится к основным расходам?

(Плата за детский сад, за воду, за свет, на продукты, на одежду).

- Что относится к неосновным? (Ответы детей).

Ну а чтобы вы лучше запомнили эти два понятия, давайте все вместе поиграем в игру «Доходы и расходы семьи».

Я вам буду называть различные действие, если эти действия будут означать доход то вы должны поднять зеленый сигнал, если это будет расход- красный сигнал. (Дети берут сигнальные карточки)

- Мама получила зарплату

-Миша купил шоколадку

- Бабушка продала носки, которые сама связала.

- Дедушка купил внукам конфеты

- Брат получил стипендию

- Мама заплатила за электроэнергию

- Папа купил телевизор.

- Ну что ж, с этим задание вы тоже справились отлично!

-Пора плыть дальше! Впереди нас ждет остров «Потребности».

- А вы часто просите своих родителей купить то, что вам хочется?

(Ответы детей). А бывает так, что родители отказывают вам в этом? Почему?

- Конечно, родители не могут каждый день покупать то, что вам хочется. Ведь они в первую очередь расходуют свой бюджет на то, что действительно необходимо.

А сейчас мы с вами сами попробует распределить семейный бюджет при помощи игры: «Хочу и надо».

-На столе лежат карточки, на которых нарисованы разные потребности. Рядом с каждой потребностью стоит цифра, которая обозначает, сколько денег нужно потратить на ту или иную потребность. Вам надо распределить монетки по этим потребностям.

(дети выполняют задание, после чего поясняют, как они распорядились семейным бюджетом).

-Молодцы! Справились отлично!

- Это был наш последний остров. И нам пора возвращаться.

-Капитан держим курс на детский сад! (Звучит шум моря)

-А теперь прошу всех сойти на берег!

Итог:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? На каких островах мы побывали? Что нового узнали? Какой остров вам понравился больше всего? Давайте скажем спасибо нашему другу Гному Эконому за такое прекрасное и поучительное путешествие.

Мне было очень приятно путешествовать с вами, вы были очень внимательными, сообразительными и находчивыми!

-А теперь возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение.

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками».

Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о профессиях
  • Продолжать формировать знания о деньгах и их значении
  • Расширять кругозор и словарный запас детей

Развивающие:

  • Познавательные процессы, мышление, память, речь.
  • Формировать экономическое мышление.
  • Воспитывать экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, презентация – игра «Важные профессии, нужные профессии».  Картинки с денежными купюрами, пластиковая карта, мультфильм «Билет на марс».

Представление начинается!

Ведущий:

  • Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас на очень увлекательное и интересное путешествие!

(стук в дверь)

Ведущий:

(открывает дверь)

  • Здравствуй Буратино, мы рады тебя видеть. Проходи пожалуйста!
  • Ребята, давайте поздороваемся с Буратино.

Буратино:  

  • Здравствуйте ребята! Я пришел к вам за помощью. Я думаю вы поможете разобраться вот с этими монетками (показывает монетки детям).
  • Мне эти монетки дал папа Карло, но для чего они нужны я не знаю.

В зале появляется Мальвина!

(звучит красивая музыка)

Мальвина: Здравствуйте  ребята, уважаемые взрослые, здравствуй Буратино!

Буратино: Мальвина! Я так рад тебя видеть!

Мальвина: Ребята, поможем Буратино?

Дети: Да!

Мальвина:  Давайте расскажем Буратино, для чего нужны деньги…

(ответы детей)

  • Деньги нужны для покупки продуктов питания.
  • Для платежа коммунальных услуг.
  • Для оплаты развлечений.
  • Для покупки одежды.
  • Для покупки подарков.
  • И еще много – много для чего…

Буратино:  Ребята! Я вас внимательно слушал и решил на эти деньги купить машину и путешествовать на ней.

Мальвина:  Но, Буратино, чтобы купить машину, нужно много денег, а то, что у тебя есть, этого не хватит! Правда, ребята?

(ответы детей)

Буратино: Ну, тогда я предлагаю закопать эти денежки в землю, вырастет большое дерево с деньгами. Там будет много денег и я смогу купить себе машину.

Мальвина: Ребята, так можно будет сделать?

(ответы детей)

Ведущий: Конечно, нет! Чтобы у тебя было много денег, нужно работать. Люди учатся, получают разные профессии, затем устраиваются на работу и зарабатывают деньги, потом тратят их по назначению.

Буратино: А какие профессии бывают? Вы мне расскажите?

Мальвина: Конечно! Мы все расскажем и даже поможем!

Ведущий: Внимание на экран! Сейчас мы с вами немного поиграем, а в ходе игры мы познакомим Буратино с профессиями.

Мультимедийная игра: «Важные профессии, нужные профессии».

Описание игры:

Ведущий загадывает загадку, дети отгадывают, затем появляется ответ (слайд с отгаданной профессией). Ведущий спрашивает, чем занимаются эти люди?

Мальвина: Ну, что Буратино, теперь тебе понятно, что такое профессии и какие они бывают?

Буратино: Да. Спасибо вам ребята! Только мне надо подумать, кем буду я….

Ведущий: Так вот, все эти люди трудятся и зарабатывают деньги. А какие бывают деньги, мы ответим тебе позже. А сейчас давайте все вместе поиграем!

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!        (Шагаем на месте)

Все умеем мы считать.                (Хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже.                (Прыжки на месте)

Руки за спину положим.             (Убираем руки за спину)

Голову поднимем выше             (Подняли голову выше)

И легко – легко подышим         (Глубокий вдох, выдох)

Эстафета «Перенеси монетку»

Описание: В корзинах лежат «монетки», дети делятся на две команды, кто быстрее перенесет «монетки»  в другие корзиночки. Беговая дорожка с препятствиями.

Ведущий: Поиграли? Молодцы! А теперь ребята, расскажем Буратино, какие бывают денежки.

(на столе лежат деньги: бумажные, железные монеты, пластиковые карты)

  • Ребята, скажите, какие это деньги?

(Показывает бумажные купюры)

(ответы детей)

Мальвина: А что можно купить на эти деньги?

(ответы детей)

Ведущий: Молодцы! Вот это тоже деньги. Только какие? И что на них можно купить? (Показывает железные монеты)

(ответы детей)

Правильно! Это деньги железные.

Буратино: Ой! И у меня такие! Это монетки?

Мальвина: Да, Буратино.

Ведущий: Ну, а это что такое ребята?

(Показывает пластиковую карту)

(ответы детей)

Да, это пластиковая карта. Туда поступают заработанные деньги и этой картой можно расплатиться в магазине.

Мальвина: А я еще вот, что знаю, когда денежки находятся в кошельке, они называются - наличные. А если на карте, то – безналичные!

Ведущий: Правильно Мальвина! Ребята, а вы знаете, что на деньги можно купить многое, но далеко не все. Давайте вместе с Буратино и Мальвиной поиграем в игру: « Что нельзя купить за деньги?» Я думаю, что Буратино послушав нас, узнал, что такое деньги, и, что можно на них купить.

Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте. А если нет – топайте.

Игра: «Что нельзя купить за деньги?»

  • машина
  • мебель
  • хлеб
  • дом
  • ум
  • телефон
  • фрукты
  • дружба
  • овощи
  • игрушки
  • конфеты
  • здоровье
  • молоко
  • семья
  • вежливость
  • книги

Ведущий: Какие все молодцы! То, что нельзя купить за деньги, это – самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь!

Мальвина: Ну, что Буратино, мы все вместе помогли тебе разобраться с твоими монетками. И теперь ты знаешь, как зарабатываются денежки и, что можно на них купить.

Буратино: Да! Спасибо вам ребята! Наверное, нам с Мальвиной пора идти. Я обязательно выучусь, получу профессию, а Мальвина мне в этом поможет.  А потом я сам буду зарабатывать денежки, чтоб купить себе красивую машину! До свидания ребята!

Мальвина: До свидания ребята!

(дети прощаются с Буратино и Мальвиной и сказочные герои уходят)

Ведущий: А в завершении нашего путешествия я предлагаю посмотреть очень интересный мультфильм: «Билет на марс».

Игровая ситуация «Рекламная компания»

Смотрите у меня есть журналы газеты. В них написано много информации они рекламируют одежду, обувь игрушки и тд.

Для чего нужна реклама?

Кому выгодна реклама? (покупателям они узнают о товарах и о скидках, продавцу и директору магазина чем больше покупателей больше денег)

Давайте придумаем рекламу на мягкую игрушку?

В рекламе нужно отметить лучшие качества товара.

Покупайте игрушку он без уха и хвоста,

С красным длинном языком и оранжевым хвостом.

Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.

Купят ли игрушку после такой рекламы? Почему?

        Гном Эконом сообщает детям, что сотрудники рекламного агентства «Знайка» обратились к нам за помощью. Поступил срочный заказ, а из-за эпидемии гриппа все сотрудники заболели.  

Рекламное агентство – это агентство, где делают рекламу на разные товары. В рекламном агентстве «Знайка» есть три студии: «Радиознайка», «Видеознайка», «Художникознайка». 

В агентство поступил заказ от завода изготовителя конструкторов для детей. Сотрудники агентства просят нас сделать рекламу конструктору «ЛЕГО»

И начнем мы со студии «Радиознайка» 

В этой студии делают рекламу  на радио. Подумайте, кто будет звукорежиссером.

 Гном – Эконом предлагает послушать радиорекламу «Покупайте конструктор – «Лего» (высказывания детей записываются)

  Переходим в следующую студию – «Видеознайка».

В этой студии делают рекламу, которую мы видим по телевизору. Рекламодатель и режиссер придумывают интересный сюжет для рекламы. Затем они подбирают артистов и снимают сюжет на пленку. А снимать им помогает оператор.  

(высказывания детей записываются)

   И последняя студия – это «Художник-Знайка»

В этой студии будут трудиться художники-дизайнеры. Они придумают и нарисуют образец.

«Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:

  1. Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.
  2. Познакомить детей с великими русскими изобретателями и их изобретениями.
  3. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано.
  4. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
  5. Воспитывать уважение к труду изобретателя, патриотические чувства, гордость за изобретения, сделанные в нашей стране.

Материал:

Предметные картинки (самолёт, птица, стрекоза, вертолёт, парашют, одуванчик, холодильник, снег, липучка, репейник, подводная лодка, акула, ласты, тюлень, шланг, слон, оса, шприц, рогохвост, дрель);  презентация с портретами русских изобретателей (И. Кулибин, А. Можайский, В. Зворыкин) и иллюстрациями их изобретений в первоначальном виде и в современном; изображения в виде раскрасок: велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул; цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

I часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! Кто это изображен?  

Дети: Это Винтик и Шпунтик из повести про Незнайку и его друзей.

В.: Верно. А какое их любимое занятие?

Дети: Они любят все чинить и изобретать.

В.: Вы правы. Ребята, а давайте с вами вспомним, кто такие изобретатели!

Дети: Это люди, которые создают новые вещи и улучшают уже существующие предметы.

В.: Верно, а какими качествами должен обладать изобретатель?

Д.: Он должен быть умным, наблюдательным, трудолюбивым.

В.: Прежде чем начать изобретать, человеку нужно много учиться, хорошо разбираться в том, над чем он работает. А вы как думаете, у кого или у чего  учились самые первые в истории люди-изобретатели.

На что они смотрели, прежде чем изобрести различные вещи?

Д.: Они смотрели на животные и растения.

В.: Давайте поиграем в игру «Природа и изобретения». На столе лежат карточки, на которых изображены изобретения человека. Каждый из вас по очереди будет брать карточку и искать изображение животного или растения, за которым человек наблюдал, когда изобретал эту вещь.

Карточки: самолет-птица, стрекоза-вертолёт, парашют-одуванчик, холодильник-снег, липучка-репейник, подводная лодка-акула, ласты-тюлень, шланг-слон, оса-шприц, рогохвост-дрель.

В.: Ребята, вы хорошо справились с заданиями, и я вас хочу познакомить с настоящими изобретателями

II часть

Дети садятся на стульчики.

В.: Люди изобретали и продолжают изобретать разные вещи по всему миру. Сегодня я вам расскажу о великих изобретателях, которые жили в нашей стране, в России.

Жил когда то давно такой человек Иван Петрович Кулибин (портрет на презентации). Он был великим изобретателем, придумывал необычные вещи. Отгадайте загадки и узнаете, что это за вещи.

- Идут лет двести,

А все на месте,

Шагают так!

Тик! – Так!  (Часы)

Он почти велосипед,

Вот сиденья только нет

Все равно ему я рад,

Лучший друг мой  ….        (самокат)

В.: А вот и Александр Фёдорович Можайский. Этот человек создал первый самолёт, который смог поднять человека в воздух. Вот как он выглядел. Похож этот самолёт на те, что летают в наше время?  (ответы детей)

В.: Конечно, современный самолёт гораздо более быстрее, удобнее и безопаснее (картинка современного самолёта). Но мы всегда будем помнить того человека, который впервые мог построить самолёт.

В.: Ребята, это Владимир Козьмич Зворыкин, он  изобрел вещь, которая есть у каждого из вас дома. Отгадайте, что это:

Вот так дом –

Одно окно:

Каждый день

В окне кино!                       (телевизор)

В.: Верно! Вот так выглядел один из  первых в мире телевизоров (картинка на слайде). Сравните его с современным телевизором.

Дети находят отличия старого телевизора от современных.

В.: Да, телевизор относится к тем изобретениям, которые много раз менялись, совершенствовались со временем. И в наше время люди продолжают придумывать бесконечно новые функции для телевизоров.

Вот такие удивительные изобретатели жили в нашей стране и оставили после себя много полезных вещей. А когда вещь изобретена, её нужно обязательно испытать!

Физминутка « Испытатели»:

Воспитатель: Первым делом испытаем самолёт! Полетели!

Теперь вертолёт! Полетели!  (дети имитируют полёт самолёта)

Воспитатель: А теперь придумайте сами объекты для испытаний.  (дети по желанию выполняют еще 2-3 «испытания»: фотоаппарат, автомобиль, велосипед)

А сейчас я вам предлагаю самим побыть настоящими изобретателями. Выберите вещи, которые вы бы хотели дополнить. Сделать удобнее, усовершенствовать (детям на выбор предлагаются изображения: велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул). Дорисуйте карандашами детали, которые  по вашему мнению улучшат эти простые вещи.

После того как дети закончат работу, получившиеся картинки рассматриваются и дети делают выводы, как преобразились предметы, насколько удобнее они стали.

Воспитатель: Ребята, а каких изобретателей, о которых мы сегодня узнали, вы запомнили? Какие изобретения вам понравились больше всего? Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем? Что вы будете для этого делать?

Молодцы, у вас все обязательно получится!

7. Рогохвосты (отряд перепончатых насекомых) — они знают, как надо сверлить

Не бойтесь двух гигантских, похожих на штыри игл на кончике брюшка рогохвоста. Это не жало, это сверло. Рогохвосты пользуются этими иглами (которые иногда длиннее их тела!), чтобы сверлить деревья и проникать вовнутрь, где они откладывают личинок.

Долгие годы биологи не могли понять, как работает бур у рогохвоста. В отличие от обычного сверла, которое требует дополнительного усилия (вспомните строителя с отбойным молотком), рогохвост может сверлить древесину под любым углом, не прилагая при этом особых усилий. После многолетних исследований ученые наконец поняли, что штыри вгрызаются в древесину, отталкиваясь друг от друга и усиливая друг друга подобно застежке-молнии.

Британские астрономы из Университета Бата считают, что сверло рогохвоста пригодится в космосе. Они давно уже знают, что в поисках жизни на Марсе им может понадобиться бурить его поверхность. Но поскольку сила тяжести там невелика, они не уверены в том, что сумеют найти достаточное усилие, чтобы пробурить твердую поверхность красной планеты. Пользуясь примером насекомых, исследователи сконструировали пилу с дополнительными полотнами на конце, которые отталкиваются друг от друга подобно штырям рогохвоста. Теоретически это устройство сможет работать даже на поверхности метеорита, где вообще нет никакой силы тяжести.

Конспект игровой образовательной ситуации «Путешествие в страну Экономика».

Задачи:

  • Научить выделять главное направление использования денег людьми.
  • Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
  • Расширять знания о производителях товаров и услуг
  • Упражнять детей в решении экономических задач.
  • Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

  • Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
  • Беседа на тему «Не все покупается и продается»
  • Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Все для дома».
  • Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
  • Заучивание пословиц по теме

Материал:

ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.  

Ход

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети: Да.  

В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: Перечисляют виды транспорта.

В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.  

В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания.  Желаю удачи!  Гном Эконом»

В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)

В-ль: Первая остановка называется «Бюджетная». 

На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это…что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

В-ль: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу (дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете, что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10)

(Весь рассказ сопровождается показом картинок

и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Лопаем шар под цифрой 2.  Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

В-ль: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте

В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–это наш …(товар)

В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается»

В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети:

  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

  • Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
  • Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
  • Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
  • Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
  • Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
  • Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
  • Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

 (Дети подбирают к картинке профессии -  его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)

В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег.  И пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги

и потратить их в «Магазине»

(Игра «Магазин)

Дети соотносят количество монет с ценой товара и

покупают один предмет или несколько.

Игры с экономическим содержанием.

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. 

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. 
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Картотека загадок по финансовой грамотности»

 

1.Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. 

(монета) 

     

          2. Это — средство обращения,
           Это — средство накопления.
            Средство стоимости также,
            Также средство платежа. 

                                            (деньги)

3. В наши дни не встретишь эту.
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…

(грош)

4. Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют, 

         Как его все называют?  

(доллар)

5. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

 (деньги)

 

6. На товаре быть должна,

обязательна …

(цена)

7. Одно брюхо, четыре уха. 

(кошелек)

8. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. 

(весы)

 

9. И врачу, и акробату 

Выдают за труд … 

(зарплату)

10. Половинку от зарплаты,
Называют как, ребята?   

(аванс)

11. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

 (банкомат)

12. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине… 

(копилка)

 

13. Как ребёнка нет без мамы,

Продажи нету без…  

(рекламы)

14. Эта резвая купчиха,
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает,
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее…

(реклама)

15. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. 

(супермаркет) 

16. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? 

(покупатель)

 

17. Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли? 

(в аптеке)

18. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…

    (ссуду)

19. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … 

(товар)

20. Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто - напросто… 

(товар) 

21. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…

(товар) 

22. Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт. 

(акция)

23. Стал владельцем, братцы, я

         Вот завода…

(акция)

24. В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? 

(банк)

25. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в…

(банке)

26. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт… (банкир)

27. В море коварном товаров и цен 

Бизнес-корабль ведёт…

(бизнесмен)

28. Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!

(бухгалтер)

29. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень,
Все налоги целый день.         

(бухгалтер)

30. Фирмой крупной управляет,
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт,
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.

(менеджер)

31. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. 

(продавцы)

32. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. 

(кассир)

33. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…

(вклад)

34. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…

(залог)

35. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает ...»

(инфляция)

36. Приносить доходы стал,
В банке папин…

(капитал)


37. Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой…

(конкурент)

38. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…

(доход).

39. Очень вкусная витрина
Овощного… 

(магазина)

40. Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них…

(договоры)

41. Дядя Коля — нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется… 

(монета)

42. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…

(проценты)

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может магазин, так

как в нем можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 5 до 7 лет следует научить покупкам в магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек».

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет   необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег. 
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. 
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. 
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. 
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности  детей старшего дошкольного возраста»....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Авторское методическое пособие « Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Целью  методического пособия  является формирование основ финансовой грамотности  в процессе познавательно-игровой деятельности....

Проект «Копейка рубль бережет» (обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...