Программа кружковой работы "Экономика для малышей"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Имашева Лидия Нуримановна

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо

начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote.docx157.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

СОГЛАСОВАН

и допущен к работе

на педагогическом совете

протокол от «28» мая 2020 №5

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ №1 «Сказка»

 _______________ О.Б. Домошенко

приказ от «30» июня 2020 № 113-0

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

C:\Users\ChernukhinaSV\Desktop\post_5cdd353e2d62c.jpg

МЕГИОН 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Целевой раздел

3-12

1.1.Пояснительная записка

3-4

1.2.Цель и задачи программы

4-7

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

7-11

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

11-12

1.5. Система оценки результатов освоения Программы

12

2.Содержательный раздел

12-31

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

12-14

2.2. Содержание программы

14-15

2.2.1. Тематическое планирование

16-25

2.2.2. Содержание 1 года обучения

25-29

2.2.3. Содержание 2 года обучения

27-30

2.3. Учебно-тематический план

30-31

2.3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения

30

2.3.2. Учебно-тематический план 1 года обучения

31

3.Организационный раздел

31-

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

31

3.2. Организация образовательной деятельности

32

3.3. Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу

32

3.4. Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников

32-36

3.5. Обеспеченность методическими материалами и        средствами обучения  и воспитания

36-37

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда   в помещении                   и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

        В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цен - и этическими: честность, щедрость, экономность.

        Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления                     о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться                                          и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

        Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней                           и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

        К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность                        к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой

деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно -  не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности   к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского

бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых - объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения                                                                    к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.                                    От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д.  - представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.

В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают,

получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют                                 и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового       и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее - Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак

в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработанной Банком России и Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2.Цель, принципы, структура Программы

Цель программ

Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

-понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение                         к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

-осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта                             в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

-признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с те -  щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

-рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО.

1.Полноценное проживание, ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития.

По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения                         к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей                  и действий ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность - качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника                                   к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового                                        и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется                                    с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств                               и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей                        в разных видах деятельности. Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

5.Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.

При включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы                   не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей                                     в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях                                               с воспитателем.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная                                  в образовательную деятельность ДОО, учитывает образовательные потребности, интересы                                   и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут, становятся экскурсии в финансовые и иные учреждения.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности                                          и ошибочности высказываний и поведения детей. Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных                            и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Выбор модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые                                       в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Учёт возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.

Неслучайно ее ведущие принципы - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами                                       и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда                     и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки                             и привычки в быту».


1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как                                   он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как

самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное

детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты                        ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, таки в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр»                                            и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в игра становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить                                                                       о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием форм и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что                                                                в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане,                                     но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только                в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это                  и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам                            и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости                от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд -                                   по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются                                      с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастная характеристика детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В не может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель -шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму                        на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям -  он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений

затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.                     В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4.Планируемые результаты освоения Программы

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей,                                    как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина - собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.                               В отдаленной же перспективе стоит цель -воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

        В результате освоения программы дети:

1.Адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой).

2.Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.

3.Знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья.

4.Понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии).

5.Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,

предприниматель, фермер, программист, модельер и др.).

6.Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

7.Адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении.

8.В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность.

9.Любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других.

10.Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.).

11.Следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна.

12.С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.

13.Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

14.Замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам.

15.Объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка.

16.Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях.

17.Переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек.

18.Сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе.

19.С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

1.5.Система оценки результатов освоения Программы

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября

и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева.

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная                       дифференциация образовательного процесса(Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995),исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного процесса, принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 - 7 лет).

Согласно данной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса - «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми решаются развивающие задачи широкого плана:

 -развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);

-развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

-освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

        Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого

и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение. Стержневые развивающе-образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами в гибком проектировании этих форм работы с детьми.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается                            на классической комплексно-тематической модели, но нет конкретных темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую                               и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д., Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др. Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей - игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в введение                                              в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей

специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией(позицией) взрослого как учителя - регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Учебный блок образовательной деятельности вводится лишь при решении задач формирования у них предпосылок знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе. Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Педагог опирается на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно,                     от простого к сложному:

1 Уровень предполагает ведущую роль педагога. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

2 Уровень -  это деятельность детей с помощью взрослого. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

3 Уровень - самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

4 Уровень - творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций педагог создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу                                      и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться                             в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет                                  и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:

-подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

-высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;

-предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);

-побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

-постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

-фронтальная (одновременно со всей подгруппой);

-подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);

-индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем)

2.2.Содержание программы

Программа кружка реализуется на основе примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанной совместно с Банком России                      и Министерством образовании и науки Российской Федерации (2018 год),   авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

-материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;

-содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

1.Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2.Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3.Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности

понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия,

стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Темы помогают организовать получение информации оптимальным способом, и позволяют вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику Учреждения.

2.2.1. ТЕМАТИЧНСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы (блок)

Период

Задачи

Содержание работы

Основные понятия

1 Блок. Первый год обучения

Труд и продукт труда (товар)

Сентябрь-Октябрь

1)Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

2)Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

3)Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым.

4)Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность -  предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда - это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь - это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить)за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги»

Ноябрь

1)Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

к деньгам как к части культуры каждой страны;

2)Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,

связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

разумного финансового поведения).

3)Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты

труда людей, деньги являются средством и условием материального

благополучия, достатка в жизни людей.

Что такое деньги и зачем они нужны:

• Деньги как мера стоимости; история денег(первые в мире виды денег и курьезные

виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги(валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться,

помогают (близкие, общество, государство).

Зачем людям нужны деньги.

Деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

Цена (стоимость)

Декабрь-Январь

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос

и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже -дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше(дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

Февраль

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка

новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

Март

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки,  - это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что -

в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь  - один раз

отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Источники дохода

Апрель-Май

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель - не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка:

и деньгами, и вещами, и делом - особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель - суть понятий, общее и различия.

2 Блок. Второй  год обучения

Реклама: правда и ложь, разум

и чувства, желания и возможности

Сентябрь-Октябрь

1)Воспитание взвешенного,

осознанного отношения детей к рекламе.

2)Дать представление о рекламе, ее назначении.

3)Поощрять объективное отношение детей к рекламе.

4)Развивать у детей способность различать рекламные уловки.

5)Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

6)Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется(.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах,

в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая саперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне - три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Ноябрь

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Полезные экономические навыки

и привычки в быту

Декабрь-Январь

1)Формировать представление о том, что к вещам надо относиться

с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,

старание, любовь.

2)Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия

с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

3)Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между

удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных,

эгоистических и альтруистических потребностей;

4)Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Предметный (вещный) мир - это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия.

Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря - недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами

(если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) - тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье -  одно из условий ее благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что - позднее; предусматривать все предстоящие расходы - такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения,

подарки, крупные покупки. Копилка -

полезная игрушка: как ею пользоваться

и ради чего. В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их

закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами,

материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещами пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек:

-бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим —

взрослым, сверстникам;

-разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

-экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

-нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать - плохо?

Бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,

щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере

Фераль-Март

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»

• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная

сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

• Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

• Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги  черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

«Реклама»

• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Апрель-Май

Что же важнее денег?

Представление о честном труде – в противоположность воровству, тунеядству.

Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать,

милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).

Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда

ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога – или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

2.2.2. СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Сроки проведения

Свободная самостоятельная деятельность детей

Совместная партнерская деятельность

взрослого с детьми

Дата проведения

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах

активности

Труд и продукт труда

(товар)

Сентябрь-октябрь

Рисование на темы: «Мои добрые дела», «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким».

2) Поделки, аппликация  на тему: «Игрушка своими

руками», «Копилка для монет»

3) Собирание тематических пазлов.

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,

«Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.

4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

5) Работа на садовом участке дошкольной образовательной организации.

Беседа о труде

Сентябрь

Читательский клуб «Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях»

Сентябрь

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну профессий»

Октябрь

Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»,

Подвижная игра «Выбор профессии»

Октябрь

Деньги и цена

(стоимость)

Ноябрь-май

1)Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи.

2)Поделки, оригами, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Обмен продуктами труда».

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги»,

«Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2)Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Дидактическая игра «Мы идём в банк»

Ноябрь

Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи»

Ноябрь

Викторина «О какой сказке идет речь?»

Декабрь

Оригами «Мой товар на ярмарку»

Декабрь

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение

монетки»

Январь

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах

Январь

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

Февраль

Обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»

Февраль

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый

горшочек»

Март

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости

научили»

Март

Беседа «В общем о деньгах»

Апрель

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Апрель

Беседа «История денег в России»

Май

Решение арифметических задач

Май

СОДЕРЖАНИЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Сроки проведения

Свободная самостоятельная деятельность детей

Совместная партнерская деятельность

взрослого с детьми

Дата проведения

Художественно-эстетическое развитие

Самостоятельная деятельность детей в центрах

активности

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Сентябрь-Ноябрь

Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама»,

«Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

2) Собирание тематических пазлов.

3)Составление рассказов на темы: «Почему мне нравится

реклама для детей по телевизору»

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для

детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

рекламе».

Викторина «О какой сказке идет речь?»

Сентябрь

Составление рассказа на тему: «Рекламные уловки»

Сентябрь

Спектакль «Приключения Копеечки»

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Октябрь

Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье

короля»

Ноябрь

Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Ноябрь

Полезные экономические привычки в быту

Декабрь-Май

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя 3копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома

игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (напри-

мер, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических пазлов.

1)Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если

я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин - это тот, кто…», «Почему жадничать -

это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Игра-эстафета «Хорошо - плохо»

Декабрь

Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Декабрь

Обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Январь

Читательский клуб

«Обсуждение смысла пословиц и поговорок»

Январь

Ситуативная игра «Копим и себерагем»

Февраль

Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала

(пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).

Февраль

Читательский клуб

«Выразительное чтение стихов о бережливости и труде»

Март

Дидактическая игра «Деньги получил – ерунды накупил»

Март

Мини-беседа «Полезные экономические навыки

и привычки в быту»

Апрель

Дидактическая игра «Что нельзя купить?»

Апрель

Викторина «Разумные траты сказочных героев»

Май

Праздник «Мы - бережливые»

Май

2.3. Учебно-тематический план.

2.3.1. Учебно-тематический по финансовой грамотности с детьми в возрасте

от 5 до 6 лет

Месяц

Периодичность проведения занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность

одного занятия в минутах

Сентябрь

1

2

1/25

Октябрь

1

2

1/25

Ноябрь

1

2

1/25

Декабрь

1

2

1/25

Январь

1

2

1/25

Февраль

1

2

1/25

Март

1

2

1/25

Апрель

1

2

1/25

Май

1

2

1/25

Итого количество занятий в год

19

2.3.2. Учебно-тематический по финансовой грамотности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет

Месяц

Периодичность проведения занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность

одного занятия в минутах

Сентябрь

1

2

1/25

Октябрь

1

2

1/25

Ноябрь

1

2

1/25

Декабрь

1

2

1/25

Январь

1

2

1/25

Февраль

1

2

1/25

Март

1

2

1/25

Апрель

1

2

1/25

Май

1

2

1/25

Итого количество занятий в год

19

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Технические средства обучения

-колонки 1 шт.

-принтер 1 шт.

-расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага (2 пачки)

-ноутбук – 1 шт.

Учебно-методические пособия

-игрушки

-дидактические игры

-сборник игр и упражнений по финансовой грамотности

-презентации

-костюмы

-мультфильмы

-художественная литература

-пособия для родителей

-папки-передвижки

-консультации  

Раздаточный материал

-дидактические игры

-карточки, инвентарь для всех видов труда

-оборудование и материалы для лепки

-аппликации

-рисования

-конструирования

-игрушечные деньги

3.2. Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 38 учебных занятия. Занятия проводятся 2 раза в месяцпо 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

-активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

-использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

3.3. Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу

Реализация программы осуществляется педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, квалификация которых соответствует квалификационным характеристикам, установленным Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н,Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста.      

3.4.Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников

Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Это поставило человека перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. 

Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.
Чтобы восполнить этот пробел, необходимо дать элементарные знания об экономике на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.
Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
      С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей  два раза в год проводится мониторинг
составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется  уровень экономической воспитанности.

Задание 1.

Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

1.1.Загадки

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ... (Товар)

***

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!  (Дом)

***

С мылом чистою водой
Руки мой перед… (едой)

***

Без него плачемся,

А как появится,

от него прячемся. (Солнышко)
1.2. Вопросы

У каждого из нас разные желания. Но вместе с желаниями у каждого человека, животного растения есть свои потребности.

-Что означает это слово потребности? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо);

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки);

-Какие потребности имеются у животных? (пища, тепло, жилище, воздух). А какие потребности у растений?

1.3. Проблемная ситуация

Проследи, какие изменения произойдут с человеком, растением, животным если их переселить: человека в лес, животное в жилище человека, а растения рассадить на камнях? Какой можно сделать вывод? (Что у человека, у растений и животных, у каждого свои потребности)

Задание 2.

Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах; о производителях товаров и услуг.

2.1.Загадки

Он большой, густой, зелёный

 Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

***

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

***

На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от  спички (Газ)

2.2. Вопросы

-Как в общем можно назвать газ, воду, лес (Природные богатства)

- Какие природные богатства ты знаешь? (Уголь, мрамор, золото, алмазы)4

- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания, игрушки, одежда, инструменты? (Из магазина)

 - А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

-Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

2.3. Проблемная ситуация

Тебе надо построить высокий, крепкий  надежный дом. Какие материалы, инструменты, транспорт ты подготовишь для работы?

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

3.1. Загадки

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …
(Купить)

***

На товаре быть должна Обязательно… (Цена)

***

Говорят про меня: Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

 Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

***

 И врачу, и акробату

 Выдают за труд … (Зарплату)

3.2. Вопросы

- На что покупают товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем еще нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться, оплачивать за квартиру, выезжать в отпуск)

- Как определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3.3. Проблемная ситуация

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4.

Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

4.1. Загадки

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без… (Рекламы)

***

Яркой краской привлекает,

покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

***

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (Рекламный агент)

4.2. Вопросы

- Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да) - Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные) Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

4.3. Проблемная ситуация

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать так, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт исследователей, ими был определены взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели экономической воспитанности  По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

3.5.Обеспеченность методическими материалами и        средствами обучения                       и воспитания

Нормативные        документы

1.Федеральный закон от 29        декабря 2012        г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального        государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».

Используемая литература        

1.Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция/ Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институ развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.

2.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.  336 с.

3.Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников// Молодой ученый, 2017. №8 с349-351.

4.Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса                     в старших группах детского сада// Дошкольное воспитание, 1995. №9.

5.Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников                         в условиях детского сада// Теория и практика образования в современно мире: материалы 7.Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб: Свое издательство, 2015. С. 39 – 41.

8.Шатова А.Д. Тропинки в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

9.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

10.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое сообщество России, 2005. 256 с.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

рабочая программа кружковой деятельности во второй группе раннего возраста " Логоритмика для малышей"

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования....

Программа кружковой деятельности "Здоровый малыш"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ &qu...

Программа кружковой работы "Экономика для малышей"

Цель кружковой работы: Закрепить представления детей о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию их способностей и расширению социальных представле...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового       и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта вза...