Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста Диагностический инструментарий
материал по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Рудь Любовь Викторовна

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий

Подготовила: Рудь Л.В.

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

Низкий уровень. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов.

Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Средний уровень. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

Высокий уровень. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики - индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

- знания в области социально-экономической сферы;

- знания в области товарно-денежных отношений;

- знания в области производства и связанных с ним вопросов;

- знания в области информационно-организаторской сферы;

- знания в области нравственно-этической сферы;

- знания в области государственно-юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых - выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

Примеры заданий первой серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых - выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Примеры заданий второй серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?»

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?»

Третья серия включает в себя задания, цель которых - определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.

Примеры заданий третьей серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?»

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых - выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

Примеры заданий четвертой серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»).

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых - выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

Примеры заданий пятой серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?»

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать - экономный, а про кого - бережливый?»

Шестая серия включает в себя задания, цель которых - изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2.        Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?»

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом - каждому признаку - каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла - при ярко выраженном признаке;

2 балла - при его устойчивом проявлении;

1 балл - в случае слабого проявления признака;

0 баллов - при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

  1. 1 уровень (низкий) - количество баллов от 3 до 8;
  2. 2 уровень (средний) - количество баллов от 9 до 13;
  3. 3 уровень (высокий) - количество баллов от 14 до 18.

Вариант 1. Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников

Диагностический лист

(Темы: профессии, орудия труда, бюджет семьи, доход семьи, расход семьи, товар и цена, реклама)

Низкий - ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.

Средний - ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.

Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.

Задание 1 «Выбери верное предложение»

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

  1. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  2. Реклама нужна человеку для развлечений.

Реклама нужна для продажи товаров.

  1. Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

  1. Бюджет семьи - это только доходы. Бюджет семьи - это доходы и расходы.
  2. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл - правильно один или два ответа;

2 балла - правильно четыре ответа;

3 балла - правильно больше пяти ответов.

Задание 2 «Найди лишнее»

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

  • рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)
  • банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 копеечная монета (категория «деньги»);
  • кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории

«товар», производство»);

  • человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
  • игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет

(действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».

1 балл - все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;    

2 балла - две карточки - с помощью воспитателя;

3 балла - все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение»

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит …. (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд …, бабушка получает …, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
  5. Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется … (банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).

1 балл - правильно два ответа;

2 балла - правильно четыре-пять ответов;

3 балла - правильно больше пяти ответов.

Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста

Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям; второе - вопросы определенной области экономических знаний; третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товарах и услуг.

Задание 3.  Цель: определить уровень        знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.

Задание 1

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар).

  1. Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)
  1. Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)

Задание 2

1. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет … (банкир)

2. В море коварном товаров и цен   Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).

3. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (продавцы).

4. Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

5. А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)

6. Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)

7. А какими инструментами пользуются люди, производящие товары?

(Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)

8. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?

Задание 3

  1. На товаре быть должна Обязательно …(цена).

Говорят про меня - Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

я – тяжелый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

  1. На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
  • Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
  • А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
  1. Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и

оборудование, которые дорого стоят.)

Задание 4.

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы).

Яркой краской привлекает,

Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек,

Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).

  1. Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
  • Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
  • Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
  1. Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Проект "Финансовая грамотность" детей старшего дошкольного возраста.. Технологическая карта игры - викторины по познавательному развитию детей подготовительной группй "Мы - финансисты"

Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами.Они практически ежедневно слышат в семье,как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание облад...