МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Куликова Людмила Сергеевна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_2.docx75.45 КБ
Файл strana_finansov_wecompress.com_.pptx799.86 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Путешествие в страну Финансов».

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

2. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата» и др.;

3. Расширять знания детей об истории возникновения денег;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

5. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;

6. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности;

7. Дать детям понятие, что деньги не должны лежать где попало, а в определённом месте – кошельке;

8. Вызвать желание у детей украсить кошелёк способом обрывания с элементами рисования.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;

5. Способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;

2. Воспитывать основы финансовой культуры;

3. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

4. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;

5. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Предварительная работа:

1. Беседы:

-Что лучше - копить или тратить?

- Совместное составление правил обращения с деньгами.

- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.

- «Кем работает моя мама».

2. Чтение художественной литературы:

- Чтение пословиц и поговорок,

- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах»,

«Добрый жаворонок», «Скупой» и др.,

- отгадывание загадок.

3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:

- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».

- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».

4. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино», «Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, монеты, бумажные деньги, лист формата А-4 с нарисованным контуром кошелька, цветные карандаши, клей – карандаш, цветная бумага,  клеёнка, салфетка,

Ход занятия :

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну – «Страну Финансов». Наше путешествие будет веселым и увлекательным. Всем понадобится смекалка, внимание и сообразительность.

Воспитатель:

- Во время путешествий встречаются препятствия, трудности, которые необходимо преодолеть, готовы? Тогда, в путь.

Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.

На экране появляется здание Банка.

- Дети, перед нами здание, где хранятся деньги. Кто может сказать, как оно называется? (Банк).

- Как называются металлические деньги? (Монеты) Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

-Как называются бумажные деньги - банкноты. Какие они? (Прямоугольная,бумажная,шуршачая или шелест бумаги)

- Как называются российские деньги? (Рубли)

- Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек - это…(Доходы)

- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы)

- Кто знает, каким словом называются все иностранные деньги? (валюта).

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота (прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета (железная, медная, металлическая)

Монета звенит, а банкнота (шуршит, шелестит)

Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».

- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена правильного ответа 1 монета.

1. Доллар, рубль, Россия;

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;

4. Купюра, монета, конфета.

Следующее задание «Закончи предложение»

1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (в банке)

2. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).

3. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине (копилка)

4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

5. На товаре быть должна

Обязательно …(цена)

За каждый правильный ответ дети получают 1монета.

Послушать ситуацию и предложите правильное решение.

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму;

- попросить денег на игру у бабушки;

- подождать, когда мама получит зарплату.

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много сладостей;

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;

- поехать всей семьей в путешествие.

Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.

А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся:

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальцы)

Все умеем денежку считать, (разводят руками)

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим, (отводят руки за спину)

Голову поднимем выше, (поднимают подбородок)

И легко-легко подышим (вдыхают и выдыхают).

Следующее игровое задание: поднимаете красные флажки, если слышите, что речь идет о товаре, поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:

1. Фермер привез на рынок молоко (товар).

2. Папа починил детям игрушку (не товар).

3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).

4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

5. Маша сварила варенье для друзей (не товар).

6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

7. Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Следующее задание «Доход, расход».

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход).

- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

Молодцы ребята!

 

А сейчас я вам загадаю загадку, а  вы попробуйте отгадать ее:

В кармане держу я для денежки домик,

Но, денежка эта свой домик не помнит –

Сегодня, лежит она в доме своём

А, завтра её в магазин отнесём…

И домик пустеет и домик грустит:

- «Когда же другая, меня навестит?»

(кошелёк)

Ребята,  деньги должны лежать в определённом месте – кошельке, а не валяться везде.  Кошельки бывают разные по форме, цвету, размеру.

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальцы на руке)

Будем денежки считать. (поднимаем руки вверх)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

И я вам предлагаю сделать аппликацию способом обрывания и украсить кошелёк. Готовим кусочки бумаги , они могут быть разных размеров. Далее, начинаем заполнять пространство внутри контура кусочками нужного цвета. Начинаем с больших по размеру и завершаем маленькими. Каждый обрывок бумаги наклеиваем отдельно. Вот такая выставка кошельков у нас получилась.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями, своим трудом.

- Юные финансисты, а все ли можно купить? (Ответы детей)

За деньги не купишь главные ценности – жизнь, радость, здоровье близких людей ,дружбу.

Список литературы:

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

                                       https://i.ytimg.com/vi/mpim6Fb0vJw/hqdefault.jpg

                 https://i.ytimg.com/vi/mpim6Fb0vJw/hqdefault.jpg                                    https://i.ytimg.com/vi/mpim6Fb0vJw/hqdefault.jpg         

https://cdn4.iconfinder.com/data/icons/allicons-part-4/57/wallet-512.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Слайд 2

Страна финансов

Слайд 8

Игровые упражнения

Слайд 9

Физкультминутка: Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальцы) Все умеем денежку считать, (разводят руками) Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, (отводят руки за спину) Голову поднимем выше, (поднимают подбородок) И легко-легко подышим (вдыхают и выдыхают) .

Слайд 10

Игровые упражнения

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика: Один , два, три, четыре, пять (считаем пальцы на руке) Будем денежки считать. (поднимаем руки вверх) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! ( спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы )

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Конспект квест - игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441414","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»...

Сценарий викторины по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности....