Развлечение по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ключникова Мария Андреевна

создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_fin.gramotnost_1.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.

Задачи:

 1) Образовательная: расширять представление детей о труде взрослых, формировать  умение определять и различать потребности человека и желания, закреплять у детей представление о расходах  и доходах, закреплять знания о понятии «выгодный обмен»  формировать умение детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов, формировать у детей знания о понятии «депозит», закрепить ранее пройденные экономические понятия.

формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Закреплять основные экономические понятия.

2) Развивающая:  развивать у детей экономическое мышление, познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать инициативность, предпосылки функциональной грамотности.

3) Воспитательная:  воспитывать у детей социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Материал и оборудование: карта с маршрутом без некоторых станций, таблички с обозначением станций, клей,  монеты различного номинала, банкноты различного номинала, разрезанные изображения валюты других стран (доллар, юань),  иллюстрации – подсказки (части карты) : иллюстрация «Магазин», «Потребности и желания», «Обмен», «Банк», «Мастерские»,«Сундук;   карточки с различным товаром, таблички: «Фрукты и овощи», «Игрушки», «Спорттовары», «Молочные продукты», «Хлебобулочные изделия», «Одежда»; схемы потребностей с указанием количества монет (круги), которые нужно потратить; сумочки с продуктами разного количества, шаблоны для платья и машинки, бумага А 4, простые карандаши.

Методы, приёмы и технологии: словесный метод (беседа, объяснение, указания), наглядный (показ демонстрационного материала), практический (выполнение заданий), игровой метод (игровые ситуации, сюрпризные моменты), технология ТРИЗ.

Ход квест - игры:

Ведущий: ребята, я рада всех сегодня приветствовать в нашем зале! А я знаю, что вы скоро пойдёте в школу и вам необходимо научиться правильно расходовать  деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Скажите, а сможете ли вы потратить деньги по назначению? (Ответы детей)

Ребята, сегодня принесла вот эту вещь. Вы знаете что это? (Показывает детям кошелёк)

А зачем людям необходим кошелёк? (ответы детей: чтобы хранить в нём деньги, чтобы было удобно и деньги не потерялись)

Давайте посмотрим, что же лежит в кошельке? Ведущий достаёт монеты.

Что это такое? (монеты). Верно, это монеты. Скажите, а какой бывает монета? (Круглой, металлической).  Ведущий берёт в руки несколько монет и звенит ими, затем задаёт детям вопрос: «Скажите, пожалуйста, какой признак монет я сейчас продемонстрировала?  (монеты звенят). Верно. Ребята, монеты какого достоинства вы знаете?  (1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей,  10 рублей). Молодцы!

Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это. (Воспитатель достаёт банкноты). Как можно назвать эти деньги? (Банкноты). Верно. Банкноты, как и монеты, бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать какие банкноты бывают? (Дети называют банкноты, воспитатель их демонстрирует)

Воспитатель. А сейчас  (замолкает)… Что же это такое? (Разрезные картинки с изображением денег разных стран) Кто это сделал? Все купюры разрезали.  Хотела вам показать несколько банкнот других стран! И не знаю, что теперь делать!

(Дети предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)

Собирают купюры других стран (Доллар, юань)

Ведущий: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали купюры.

А для чего нам нужны деньги? (ответы)

Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Вдруг открывается дверь и на метле залетает Баба Яга.

Баба-Яга: Всем здравствуйте! А чем это вы тут занимаетесь? (забирает со стола  кошелёк с деньгами) Ой, денежки! Они мне очень пригодятся. Скоро у Кощея Бессмертного день рождения, накуплю ему разных подарков, пусть радуется (собирается улететь из зала).

Ведущий: Баба-Яга, это наши деньги, верни нам их, пожалуйста.

Баба Яга: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.

Ведущий: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?

Дети: Нет. Воровать деньги нельзя.

Ведущий: Баба Яга, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.

Баба яга: Ага, какие хитренькие. Деньги я вам так просто не отдам. Сначала расскажите мне, где их взять, а потом я подумаю, отдавать вам деньги или нет.

Ведущий: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, откуда у людей берутся деньги.

Дети: Деньги можно заработать на работе. Деньги можно получить от продажи дома. Деньги можно выиграть в лотерею. Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.

Баба-Яга: я бы может и отдала вам деньги, если бы добралась до волшебного сундука с кладом. Но вот беда, так как он волшебный, находится он в волшебной стране Финансов и путь до него сложный, чтобы добраться до сундука, нужно выполнить задания, а так как я ничего не знаю о финансовой науке, то не смогу одна добраться до сундука. Значит, денежки ваши останутся у меня!

Ведущий: Ребята, мы можем помочь Бабе-Яге добраться до волшебного сундука?

Дети: Да! Мы можем помочь выполнить задания и найти клад.

Ведущий: Отлично! Баба-Яга, мы поможем тебе добраться до клада. Но как же мы узнаем путь до сундука?

Баба-Яга: Ой, ребята, так у меня же есть карта, по которой мы сможем добраться до клада. Только вот беда, пока летела сюда, карта зацепилась за ветку дерева и порвалась на несколько частей по разным станциям, где нам нужно выполнять задания. За каждое выполненное задание, мы сможем получить одну часть карты. Изображение первой станции сохранилось на карте, значит, мы знаем, куда нам сначала идти.

Ведущий: но для начала нам нужно попасть в волшебную страну. Так как эта страна волшебная, в неё нельзя поехать на обычной машине, поезде или долететь на самолёте. А как же нам тогда попасть в эту страну? (произнести волшебное заклинание)

Верно! Давайте закроем глаза и скажем «Раз, два, три, покружись, в волшебной стране Финансов окажись!»

Вот мы и попали в волшебную страну Финансов. Нам нужно будет выполнить несколько заданий. За каждое выполненное задание, мы будем получать по одной монете.

Ребята,  давайте посмотрим, где находится первое задание (смотрят на карте, изображение первой станции «Магазин». Находят такую же картинку в зале, подходят к ней)

1 станция «Разложи товар»

Ведущий: Ребята, посмотрите, мы оказались  в магазине. Но вот беда: весь товар упал с полок и перепутался. Давайте наведём здесь порядок и расставим товар на нужные полки.

(Перед детьми раскладываются несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах (хлебобулочные изделия, молочная продукция, фрукты и овощи, игрушки, одежда).

Молодцы, ребята, так быстро справились с первым заданием. И мы получаем вторую часть карты. Давайте приклеим её на карту и посмотрим, куда же нам отправляться дальше.

2 станция «Распределение семейного бюджета. «Хочу-надо»

Ведущий: Ребята, напомню вам, что такое бюджет. Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

А теперь расскажите мне, что такое доход и расход?

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет.

Игра «Хочу и надо»

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Так же у вас есть красные квадратики и жёлтые. Красными квадратами выделите важные потребности (положить рядом с изображением потребности), а жёлтыми - менее важные потребности или желания, если вам встретятся.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Ведущий: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Молодцы, справились с этим заданием и получаем за это следующую часть карты.

Приклеиваем на карту эту часть.

Давайте же дальше отправимся на поиски заданий, которые нам нужно выполнить. Смотрим на карту, куда нам идти дальше? (На карте иллюстрация «обмен»)

Ребята, мы пришли к станции «Обмен»

3 станция «Обмен»

На столе сумочки, а в сумочках находятся товары, которых у вас много. Возьмите ту сумочку, которая вам нравится.

Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Машей и, если ей нужны яблоки, мы меняемся.

Воспитатель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен. А как по-другому можно назвать обмен? (Бартер)  Ребята, а вы обмениваетесь между собой в группе? Может использовать обмен современный человек?

Дети: Ответы из личного опыта.

Баба-Яга: ой, ребята, какие вы молодцы. Так много знаете!

Ведущий: А куда же нам идти дальше? Давайте приклеем следующую часть карты и посмотрим? (изображение банка)

4 станция  «Банк» (Выгодно вложи)

 Ведущий: Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги.

Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то сумму денег, то есть начисляет проценты.

У меня осталось всего три монеты, остальные Баба-Яга забрала у нас.

Я вам предлагаю вложить в банк наши деньги, чтобы через какое-то время мы смогли получить небольшую прибыль. Я вам предлагаю 3 варианта: если мы положим деньги на 1 минуту, то к нашей сумме добавится 1 руб., на 2 мин.- добавится 2 руб., на 3 мин. - добавится 3 монеты. Но, за выбранное вами время вы будете отвечать на вопросы, и можете еще подзаработать. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю.

Вопросы:

1. Зачем люди ходят на работу?

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку)

3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу).

4.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу).

5. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи).

 6. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие –нибудь нужды, потребности).

7. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке).

8. Когда мы получаем деньги, как это называется? (доход)

9. А когда тратим? (расход)

10. Как называются бумажные деньги? (Купюры, банкноты).

11. Как называются металлические деньги? (Монеты).

 12. Где впервые появились бумажные деньги? (в Китае)

Молодцы, вы выгодно вложили деньги в банк и увеличили свой доход! А у нас с вами осталось последнее место, куда нам нужно отправиться (мастерская). Вот и подсказка. Приклеиваем её на карту. Куда же нам нужно отправиться сейчас? (В мастерскую)

5 станция «Мастерские»

Дети проходят к столам, в «мастерскую».

Ведущий: Ребята, мы с вами оказались в мастерских по изготовлению  одежды и автомобилей. Мы уже сказали, что за выполненный труд люди получают …что? (зарплату). Верно. И сейчас я вам тоже предлагаю потрудиться, чтобы получить зарплату. Тот, кто хочет работать в ателье - проходите за эти столы, а кто хочет работать в автомастерской за  другие (садятся за столы).

Ребята, которые работаю в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев. (Дети выполняют задание). А ребятам, которые работают в автомастерской, нужно как можно больше изготовить автомобилей. Придумайте способы, чтобы больше заработать денег (выполняют задание).

После окончания работы воспитатель и Баба-Яга считают сколько платьев и автомобилей получилось в мастерских. Спрашивает: кто экономнее использовал ткань, материал для машин? Кто больше заработает денег?

И с этим задание справились и получаете ещё одну подсказку!

Ой, ребята, у нас осталась последняя станция на карте. Что же там изображено? (Сундук)

Ура! Значит, мы добрались до клада.

Подходят к сундуку.

Баба-Яга: ребята, спасибо вам большое за то, что помогли мне найти сундук, выполнить сложные задания и научили меня финансовой науке. А так как я теперь знаю о финансах больше и знаю, что деньги можно заработать, то теперь я сама их и заработаю  Кощею на подарок. Я с детства мечтала стать балериной (пританцовывает). Пойду сначала в лесную школу танцев к Лешему, а потом, и работать балериной буду.

А сокровище, которое есть в сундуке, я решила отдать вам, заслужили. И конечно, ваши деньги я тоже возвращаю. Открывайте скорее сундук!

(Дети открывают сундук и находят шоколадные монеты)

Ведущий: Ой, спасибо тебе Баба-Яга за такой подарок и за увлекательное путешествие. Мы с ребятами рады, что смогли тебе рассказать о финансовой науке и теперь ты многое знаешь.

А сейчас нам пора прощаться и возвращаться в детский сад. До свидания, Баба-Яга!

Баба-Яга: До свидания!

Ведущий: Ребята, а нам надо произнести волшебное заклинание, чтобы попасть в детский сад. Закрываем глаза и произносим: «Раз, два, три, покружись, в детском саду окажись!»

Вот мы и очутились в детском саду. Спасибо вам за увлекательное и познавательное путешествие. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений, развитие экономического мышления у дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ор...

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе "Школа экономики для малышей"

Путешествие в школу финансов для малышей с интересными заданиями, проведением опытов с монетой и банкнотой....

Квест-игра по финансовой грамотности для детей старшег дошкольного возраста «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Экономика, это прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться).Научить выделять в окружающем мире экономические характеристи...

Квест-игра по финансовой грамотности в подготовительной группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.Задачи:      1. Развивать у детей экономическое мышление.2. Расширить представление д...