Статья «Формирование начал финансовой грамотности старших дошкольников для успешной социализации в обществе»
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ромашова Елена Рафаиловна

Статья о работе по формированию начал финансовой граммотности старших дошкольников. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование начал финансовой грамотности старших дошкольников для успешной социализации в обществе».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с дошкольного возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Экономическое воспитание детей в детском саду дисциплина новая, но в жизни необходимая. Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Мы наметили цели и задачи нашей работы, и приступили к их выполнению. Целью нашей работы было содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. А задачи мы наметили следующие: формировать начала финансовой грамотности у дошкольников; сформировать первичные экономические понятия; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; формировать умение детей правильно вести себя при покупке в магазине, плате за проезд и т. д.; формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

   Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы использовали все доступные методы и приемы: беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, решали проблемные ситуации, читали художественную литературу, просмотр презентаций, мультфильмов, проводили занятия по финансовой грамотности с организацией проблемных ситуаций. Дети рисовали, лепили, конструировали, занимались аппликацией.

   Также для проведения занятий использовали информационно-коммуникационные технологии. Изучая вместе с воспитателем презентацию-урок «Поможем Буратино», дети, вместе, узнали об истории появления денег, о том, откуда берутся деньги, что такое товар, что такое реклама и как она работает. Решали проблемные ситуации: «Что нельзя купить?», «Как можно сэкономить?» «Могут ли люди прожить без денег?»

Проводили беседы «Что такое бюджет семьи?», «Доходы и расходы». В беседах мы с детьми говорили о доходах семьи, из чего они складываются.

Мы рассказываем детям о способах заработка родителей. Дети знают, что каждый день мама и папа ходят на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить в течение месяца. Также к доходам относится пенсия бабушки, стипендия старшего брата.

После речь шла о расходах семьи

 В контексте беседы использовали прием моделирования для самостоятельной деятельности детей. Детям раздали готовые круги, которые они поделили на сегменты и попробовали самостоятельно планировать бюджет своей семьи (рисунки, слова). Такие же круги вечером дети забрали домой и задание выполнили вместе с родителями.

На занятии «Поможем дяде Федору спланировать свой бюджет» дети пытались самостоятельно решать вопросы планирования бюджета семьи.

За основу сюжета занятий мы взяли известные детям персонажи из сказок, например, такие как герои Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Взяли несколько коробочек и  разложили деньги на разные нужды (коммунальные услуги, питание, покупка одежды, покупка коровы для Матроскина, фотоаппарата для Шарика…). Сколько было споров и обсуждений, но дети справились.

Особое место в работе с дошкольниками при формировании начал финансовой грамотности занимают наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками. Среди них сюжетно-ролевые игры. Одна из игр, которые мы использовали, это игра "Дальнобойщики". Сюжет в том, что дети-дальнобойщики остановились пообедать в придорожном кафе, изучают меню с ценниками и выбирают недорогие, но сытные блюда.

Также мы проводили сюжетно-ролевую игру по здоровому питанию с элементами экономики. «Покупателям» был предложен товар производства России по сезонным скидкам и товар производства Польши. Мы обговаривали какой товар выгоднее и полезнее и почему. Участие взрослого в игре – хороший пример партнерства с ребенком.

Экономическое воспитание начинается в семье. Сюжетно-ролевая игра способствует обогащению социального опыта ребенка. Самая известная сюжетно-ролевая игра «Семья". Дети в любом возрасте любят играть в эту игру с разными вариациями. У нас была игра "Семья. Едем за продуктами"

Сюжет игры заключался в том, что семья (папа, мама, сын, дочь) поехали в магазин за продуктами. По дороге в магазин, семья заехала к бабушке, взять список продуктов и помочь пожилому человеку. Роль бабушки взяла на себя воспитатель.

Конечно, в своей работе мы использовали и дидактические игры. Остановлюсь на некоторых из них.

«Знакомство с профессиями». В этой игре дети не только, вспомнили и повторили профессии, но и выяснили плюсы и минусы этих профессий. Например, профессия водитель.

         Плюсы работы:

•        высокая оплата труда;

•        страховка и привлекательный соцпакет;

•        возможность путешествовать;

•        профессиональные льготы (для сотрудников ж/д и общественного транспорта).

        Риски профессии:

•        ответственность за жизни пассажиров, сохранность груза и исправность транспорта;

•        работа, связанная с длительным сидением и необходимостью постоянной концентрации внимания.

Дети с увлечением играли в настольную игру «Миллионер для детей» для детей старше 3 лет. Это увлекательная своеобразная игра-ходилка с карточками, жетонами и игровыми деньгами. Игра "Миллионер для детей" развивает логическое, стратегическое и математическое мышление, учит анализировать, принимать решения, предназначена для знакомства детей с товарно-денежными отношениями, улучшения навыков счёта.

И конечно игра «Домино. Учимся считать деньги». В игре использованы монеты, похожие на настоящие и детям было особенно интересно держать в руках "настоящие" деньги и ими манипулировать.

Не забыли мы и про продуктивную деятельность детей. Продуктивная деятельность – это отражение впечатлений, полученных детьми. Например, дети участвовали в конкурсе рекламы здорового питания. Дети собирали тарелки овощных и фруктовых салатов путем аппликации и рисования. Эта реклама призывает людей покупать полезные продукты. На наших тарелках были ингредиенты для приготовления овощных и фруктовых салатов, а также показано сколько они стоят.

В течение года мы также и читали. В группе имеется большой выбор литературы по экономическому воспитанию (Энциклопедия «Откуда берутся деньги», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?» …)

В конце года у детей взяли интервью по результатам работы.

•        Откуда берутся деньги? (приносит папа; их печатают; их зарабатывают…)

•        Какие бывают деньги? (бумажные; монеты; из золота…)

•        Где продают товары? (магазин)

•        Для чего нужен продавец? (продавать)

•        Для чего нужна реклама? (чтобы посмотреть и купить; знать, где продается товар; все хотели купить…)

•        Что важнее денег? (дружба; семья; еда; дети; жизнь)

Подводя итоги работы по формированию начал финансовой грамотности, можно сказать, что цели и задачи, которые мы ставили в начале года, мы выполнили. Дети и воспитатели приобрели опыт работы. Группа пополнилась новыми пособиями, которые дети делали своими руками, настольными играми, художественной литературой. Опыт был представлен в виде презентации на педагогическом совете детского сада и имел положительный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Статья "Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"

Статья для детей старшего дошкольного возраста...

Статья: Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

laquo;Формирование основ  финансовой грамотности старших  дошкольников»...

Методическая статья. «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...

статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности....

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...