Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шутова Валентина Анатольевна

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями

-расширить кругозор педагогов посредством игры

Оборудование: тесты по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; шапочки медвежонка, зайки, белки, ежика для спектакля «Лесная ярмарка»;

 

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

А сейчас мы хотим предложить вам окунуться в практическую часть. И начнем с того, что проверим вашу финансовую грамотность.

Вам нужно будет ответить на 4 вопроса теста.

(Педагогам раздаются вопросы теста каждому индивидуально, ручка/карандаш)

1. Тест.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 2 года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

- более 108000 рублей

-ровно 108000 рублей

-менее 108000 рублей

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

- более 150000 рублей

- ровно 150000 рублей

- менее 150000 рублей

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом 10% с первоначальной цены. Что выгоднее?

- скидка в 1500 рублей

- скидка в 10%.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту

- меньше 6%

- ровно 6%

- больше 6%

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

1. Более 108000 рублей

2. Более 150000 рублей

3. Скидка в 1500 рублей

4. Ровно 6%

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

1. Игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,

осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.

Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

 

Игровое занятие «Копим и сберегаем»

Цель игры: формируем понимания того, зачем нужно копить и сберегать деньги,

развиваем терпение, вводим в активный словарь понятия: копить, сберегать, копилка, бережливость, наколение.

Материалы: фотографии или картинки с изображением разнообразных копилок.

Свинка - копилка в виде керамической поделки. Листы бумаги белые и цветные, карандаши и ножницы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Посмотрите на этих забавных свинок. Как вы думаете – это просто игрушка или у них есть практическое предназначение?

Обратите внимание, от обычной игрушки ее отличает прорезь.

Как вы считаете, это бракованная игрушка, или ее сделали специально?

Правильно - это не просто игрушки, это копилки. Копилка у всех народов

считается очень хорошим и полезным подарком. Но пустую копилку дарить не принято, надо обязательно опустить хотя бы одну монетку в прорезь. Новый хозяин копилки кладет туда еще монетку (ведущий отпускает в копилку монетку), потом еще и еще одну…

Когда наберешься терпения и продолжить опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь (накопить)

Представьте, что вам подарили такую копилку, а вы договорились с вашими родителями, что они будут вам помогать копить. Легко ли не соблазнится и не вынуть из копилки деньги, например, на мороженое или шоколадку?

Потребуется ли от вас сила воли?

Прямо сейчас возьмите листочки бумаги цветные карандаши и нарисуйте игрушку или дорогой товар, который вы бы мечтали приобрести на деньги из копилки.

Ведущий. (подходит к каждому, смотрит на рисунок и спрашивает). Как ты

считаешь, много ли времени тебе придется копить, чтобы исполнить свои желания?

Если терпения хватит ненадолго, только на неделю, то другую вещь не купишь, а если подождешь месяц-два, то можно накопить больше и осуществить свою мечту.

Главное, понимать, если родители не могут в данный момент исполнить ваше желание, то можно потерпеть и попробовать накопить самому.

Сейчас проверим, кто из вас самый бережливый. (раздает каждому по листку

цветной бумаги и просит вырезать как можно больше квадратиков и кружков.) А теперь посчитайте, у кого сколько кружков и квадратиков получилось. У кого больше всего, тот и самый бережливый зря лист не испортил, все в дело пошло.

Если вы не будете бережливыми, будете ломать игрушки, портить новые вещи, то вместо того чтобы класть деньги в копилку, родителям придется покупать новые вещи.

В этом случае копить будет очень трудно. Только своим правильным поведением и бережливостью каждый может приблизить осуществления своей мечты.

Копилка будет хорошей помощницей в этом.

 

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки,

пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей.

Самые первые учителя в финансовой сфере – это сказки. Просто стоит задуматься над действиями сказочных персонажей.

Разберем всеми известную русско-народную сказку «Колосок». В ней рассказывается о двух мышатах - Круть и Верть, и о петушке Голосистое горлышко, которые жили одной семьей. Но не было в семье ладу. Легкомысленные Круть и Верть совершенно ни о чем не задумывались, все пели да плясали и ничего делать не хотели. Зато трудолюбивый петушок Голосистое горлышко "Он всех сперва песней будил, потом двор подметал". Петушок нашел колосок и стал звать мышат на работу: смолоть его на мельнице → принести домой → замесить тесто → натаскать дров → затопить печь → сделать и испечь пироги.

Но Круть и Верть приниматься за работу не хотели и продолжали петь плясать,  пришлось петушку самому все делать, и двор мести, и муку молоть, и стряпать, и печь. И для мышат это не назовешь "чудесным местом для жизни": хоть сколько пой и пляши, а есть-то хочется. В итоге и пирогами мышат не за что было угощать.

Главная мысль сказки заключается в том, что на примере маленькой звериной семьи можно увидеть, что очень тяжело одному все делать. Работал один, а двое - лодыри и лентяи - хотели бы жить за чужой счет, пользоваться результатами чужого труда, ничего не отдавая взамен и не участвуя в процессе. И только общее дело, взаимопомощь друг другу могло бы объединить их, ведь жить и трудиться лучше вместе. В конце сказки мышата понимают, что сделали что-то не так. По крайней мере, им становится стыдно: они тихо пищат и встают из-за стола.

Экономические понятия: труд, продукт труда.

Сказка «Колосок» показывает, что для того, чтобы что-то получить, надо трудиться. Если трудишься, то не останешься голодным. Сказка учит не лениться, всего добиваться упорным трудом; выделять время для игры и для работы.

Социально-нравственные качества героев: В сказке «Колосок» всего три главных героя, которых можно назвать положительными, вот только характеры у них были разные. Круть и Верть – это легкомысленные, ленивые мышата. Имена мышат – говорящие. Они – воплощение непосредства и безответственного веселья, нежелания участвовать в общественном труде. Петушок, напротив, – олицетворение трудолюбия, заботливый, работящий. А Голосистым Горлышком его прозвали за то, что он еще и будит всех по утрам, а только затем приступает к своей работе. Сказка не имеет ярко выраженных отрицательных персонажей, ведь осознание проступка - уже шаг к исправлению. В простом сюжете сказки «Колосок» и простых поступках героев (как Петушка, так и мышат) прослеживается мысль о том, что надо больше трудиться и помогать друг другу, меньше бездельничать. Ведь мышата изначально могли помочь петушку, чтобы потом все вместе полакомиться пирогами.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

Как можно было бы получить прибыль? (Можно было зерно продать. Или смолоть зерно, прибыль была бы еще больше.)

Как сэкономил Петушок Голосистое Горлышко? (Он сам испек пирожки, а не купил в магазине. В магазине пирожки дороже, да и по вкусу могут быть хуже.)

Кем являются герои сказки? (Петушок Голосистое горлышко является настоящим тружеником, а мышата Круть и Верть лентяи, не любили работать. Поэтому и не заслужили еду.

 

Пословицы: Труд кормит, а лень портит. На чужую работу глядя, сыт не будешь.

 

3. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы

познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме.

 

4.Экскурсии в детском саду.

Использование презентаций позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).

Провести экскурсию можно разными способами:

- фотопутешествие (с каким-либо героем);

- видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);

- видеопутешествие (какой-либо семьи).

 

 

Современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.

 

 Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

 

 Метод проблемных ситуаций.

Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм.

Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»),

проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

 

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Вопросы к детям Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

 

Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Москве», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

 

 Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

 

Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. .

Разыграть Мини-спектакль «Лесная ярмарка»

Закрепляем материал «Покупаем, продаем, обмениваем»

Сидят лесные жители Белочка-Умелочка, Зайка-Зазнайка, Медвежонок Потапыч на полянке и скучают. Идет Мудрый Ежик.

Мудрый Ежик. Что такие невеселые? Почему скучаете?

Зайка-Зазнайка. Не знаем чем заняться. Во все игры переиграли: и в прятки, и в догонялки.

Мудрый Ежик. Я помогу вам, покажу новую интересную и полезную игру. Но для этого надо знать два новых слова: первое слово – товар.

Медвежонок Потапыч (удивленно). Что за штука такая – товар?

Белочка-Умелочка (обращаясь к зрителям). Может быть вы подскажете, что это такое?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Мудрый Ежик комментирует их.

Зайка-Зазнайка. Я понял! Потрудился, что-то сделал, себе взял и еще осталось. То, что осталось, можно обменять или продать. Правильно?

Белочка-Умелочка. У меня орехов много! Я их собирала в роще.

Медвежонок Потапыч. У меня мед лишний есть!

Зайка-Зазнайка. Я морковки и капусты много вырастил. Не хватит и еще останется.

Мудрый Ежик. Лесные жители все добывают сами для себя. То, что остается лишнее, может превратиться в товар. Товар – это то, что можно купить или продать.

Медвежонок Потапыч. А второе слово?

Мудрый Ежик. Второе слово сложнее, это - цена. Это то, за что ты готов отдать свой продукт труда.

Зайка-Зазнайка. Как же мне цену для морковки и капусты определить? Я грядки копал, семена сажал, все поливал, урожай от гусениц и жуков защищал. Трудно былою

Белочка-Умелочка (обращаясь к Зайке). Значит, цена твоей морковки и капусты очень высокая будет? За одну морковку все мои орехи заберешь?

Мудрый Ежик. Цену-то можно и высокую назначить, только надо, чтобы еще покупатели были и захотели это купить! А то останешься ты со своим товаром и ценой без покупателей.

Медвежонок Потапыч (обращаясь к Зайке). Цену надо такую, чтобы свой товар продать и за то, что затратил (семена, вода, свое время, свой труд, вознаграждение получить.

Мудрый Ежик. Если вы своими товарами будете не обмениваться, а продавать их и покупать, то получится настоящая ярмарка. Запомните: главное на ярмарке не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем он торгует: товар и его цена. Товар – это тот продукт труда, который произведен для продажи. Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар (Обращается к зрителям). Чтобы наша лесная ярмарка была веселая, давайте разгадаем загадки «Что на ярмарке главное?»:

1. Угадай, как, то зовется, что за деньги продается, не отдадут его как дар, купить сможешь как ___ (товар). Хороший товар всегда хорошо покупается. Важно не только количество товар, но и хороший ли он, его качество!

2. Смотрю: лежит товар хороший, но смогу ль его купить? О чем, прежде всего, я должен у продавца спросить? ___ (о цене). Какого товара в магазине меньше, тот товар дороже (стоит больше). Какого товара больше, тот товар дешевле (стоит меньше).

Мудрый Ежик. Молодцы, оказывается, вы все знаете!

 

 Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

 

 Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

 

Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку, соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

 

 Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и пр. основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.

Организация работы с блогерами:

1 этап: организационный. Составляется тематический план видеороликов по итогам бесед с родителями. Происходит обучение педагогов работе с контентом.

2 этап: практический. Проведение познавательного занятия по знакомству с профессией блогера. Разработка с родителями сценария ролика. Проведение педагогом-психологом психологических упражнений для снятия напряжения перед камерой, расслабления, концентрации внимания. Упражнения для развития актёрского мастерства. Организуется репетиция сценария.

3 этап: итоговый. Редактирование записанных видеороликов и размещение на видеохостинге You Tube и социальных сетях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_novyy.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11 г.Выборга»

Семинар-практикум

«Технологии, методы и формы организации

образовательной деятельности в ДОО по формированию

основ финансовой грамотности»

Подготовила воспитатель Шутова В.А.

2021 год

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями

-расширить кругозор педагогов посредством игры

Оборудование: тесты по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; шапочки медвежонка, зайки, белки, ежика для спектакля «Лесная ярмарка»;

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В процессе организации образовательной деятельности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

А сейчас мы хотим предложить вам окунуться в практическую часть. И начнем с того, что проверим вашу финансовую грамотность.

Вам нужно будет ответить на 4 вопроса теста.

(Педагогам раздаются вопросы теста каждому индивидуально, ручка/карандаш)

1. Тест.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 2 года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

- более 108000 рублей

-ровно 108000 рублей

-менее 108000 рублей

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

- более 150000 рублей

- ровно 150000 рублей

- менее 150000 рублей

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом 10% с первоначальной цены. Что выгоднее?

- скидка в 1500 рублей

- скидка в 10%.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту

- меньше 6%

- ровно 6%

- больше 6%

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

1. Более 108000 рублей

2. Более 150000 рублей

3. Скидка в 1500 рублей

4. Ровно 6%

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

1. Игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,

осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.

Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Игровое занятие «Копим и сберегаем»

Цель игры: формируем понимания того, зачем нужно копить и сберегать деньги,

развиваем терпение, вводим в активный словарь понятия: копить, сберегать, копилка, бережливость, наколение.

Материалы: фотографии или картинки с изображением разнообразных копилок.

Свинка - копилка в виде керамической поделки. Листы бумаги белые и цветные, карандаши и ножницы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Посмотрите на этих забавных свинок. Как вы думаете – это просто игрушка или у них есть практическое предназначение?

Обратите внимание, от обычной игрушки ее отличает прорезь.

Как вы считаете, это бракованная игрушка, или ее сделали специально?

Правильно - это не просто игрушки, это копилки. Копилка у всех народов

считается очень хорошим и полезным подарком. Но пустую копилку дарить не принято, надо обязательно опустить хотя бы одну монетку в прорезь. Новый хозяин копилки кладет туда еще монетку (ведущий отпускает в копилку монетку), потом еще и еще одну…

Когда наберешься терпения и продолжить опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь (накопить)

Представьте, что вам подарили такую копилку, а вы договорились с вашими родителями, что они будут вам помогать копить. Легко ли не соблазнится и не вынуть из копилки деньги, например, на мороженое или шоколадку?

Потребуется ли от вас сила воли?

Прямо сейчас возьмите листочки бумаги цветные карандаши и нарисуйте игрушку или дорогой товар, который вы бы мечтали приобрести на деньги из копилки.

Ведущий. (подходит к каждому, смотрит на рисунок и спрашивает). Как ты

считаешь, много ли времени тебе придется копить, чтобы исполнить свои желания?

Если терпения хватит ненадолго, только на неделю, то другую вещь не купишь, а если подождешь месяц-два, то можно накопить больше и осуществить свою мечту.

Главное, понимать, если родители не могут в данный момент исполнить ваше желание, то можно потерпеть и попробовать накопить самому.

Сейчас проверим, кто из вас самый бережливый. (раздает каждому по листку

цветной бумаги и просит вырезать как можно больше квадратиков и кружков.) А теперь посчитайте, у кого сколько кружков и квадратиков получилось. У кого больше всего, тот и самый бережливый зря лист не испортил, все в дело пошло.

Если вы не будете бережливыми, будете ломать игрушки, портить новые вещи, то вместо того чтобы класть деньги в копилку, родителям придется покупать новые вещи.

В этом случае копить будет очень трудно. Только своим правильным поведением и бережливостью каждый может приблизить осуществления своей мечты.

Копилка будет хорошей помощницей в этом.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки,

пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. 

Самые первые учителя в финансовой сфере – это сказки. Просто стоит задуматься над действиями сказочных персонажей.

Разберем всеми известную русско-народную сказку «Колосок». В ней рассказывается о двух мышатах - Круть и Верть, и о петушке Голосистое горлышко, которые жили одной семьей. Но не было в семье ладу. Легкомысленные Круть и Верть совершенно ни о чем не задумывались, все пели да плясали и ничего делать не хотели. Зато трудолюбивый петушок Голосистое горлышко "Он всех сперва песней будил, потом двор подметал". Петушок нашел колосок и стал звать мышат на работу: смолоть его на мельнице → принести домой → замесить тесто → натаскать дров → затопить печь → сделать и испечь пироги.

Но Круть и Верть приниматься за работу не хотели и продолжали петь плясать,  пришлось петушку самому все делать, и двор мести, и муку молоть, и стряпать, и печь. И для мышат это не назовешь "чудесным местом для жизни": хоть сколько пой и пляши, а есть-то хочется. В итоге и пирогами мышат не за что было угощать.

Главная мысль сказки заключается в том, что на примере маленькой звериной семьи можно увидеть, что очень тяжело одному все делать. Работал один, а двое - лодыри и лентяи - хотели бы жить за чужой счет, пользоваться результатами чужого труда, ничего не отдавая взамен и не участвуя в процессе. И только общее дело, взаимопомощь друг другу могло бы объединить их, ведь жить и трудиться лучше вместе. В конце сказки мышата понимают, что сделали что-то не так. По крайней мере, им становится стыдно: они тихо пищат и встают из-за стола.

Экономические понятия: труд, продукт труда.

Сказка «Колосок» показывает, что для того, чтобы что-то получить, надо трудиться. Если трудишься, то не останешься голодным. Сказка учит не лениться, всего добиваться упорным трудом; выделять время для игры и для работы. 

Социально-нравственные качества героев: В сказке «Колосок» всего три главных героя, которых можно назвать положительными, вот только характеры у них были разные. Круть и Верть – это легкомысленные, ленивые мышата. Имена мышат – говорящие. Они – воплощение непосредства и безответственного веселья, нежелания участвовать в общественном труде. Петушок, напротив, – олицетворение трудолюбия, заботливый, работящий. А Голосистым Горлышком его прозвали за то, что он еще и будит всех по утрам, а только затем приступает к своей работе. Сказка не имеет ярко выраженных отрицательных персонажей, ведь осознание проступка - уже шаг к исправлению. В простом сюжете сказки «Колосок» и простых поступках героев (как Петушка, так и мышат) прослеживается мысль о том, что надо больше трудиться и помогать друг другу, меньше бездельничать. Ведь мышата изначально могли помочь петушку, чтобы потом все вместе полакомиться пирогами.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

Как можно было бы получить прибыль? (Можно было зерно продать. Или смолоть зерно, прибыль была бы еще больше.)

Как сэкономил Петушок Голосистое Горлышко? (Он сам испек пирожки, а не купил в магазине. В магазине пирожки дороже, да и по вкусу могут быть хуже.)

Кем являются герои сказки? (Петушок Голосистое горлышко является настоящим тружеником, а мышата Круть и Верть лентяи, не любили работать. Поэтому и не заслужили еду.

Пословицы: Труд кормит, а лень портит. На чужую работу глядя, сыт не будешь.

3. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы

познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме.

4.Экскурсии в детском саду.

Использование презентаций позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).

Провести экскурсию можно разными способами:

- фотопутешествие (с каким-либо героем);

- видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);

- видеопутешествие (какой-либо семьи).

Современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.

 Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

 Метод проблемных ситуаций.

Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий в себе ряд более компактных интерактивных форм.

Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»),

проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Вопросы к детям Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Москве», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

 Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. .

Разыграть Мини-спектакль «Лесная ярмарка» 

Закрепляем материал «Покупаем, продаем, обмениваем»

Сидят лесные жители Белочка-Умелочка, Зайка-Зазнайка, Медвежонок Потапыч на полянке и скучают. Идет Мудрый Ежик.

Мудрый Ежик. Что такие невеселые? Почему скучаете?

Зайка-Зазнайка. Не знаем чем заняться. Во все игры переиграли: и в прятки, и в догонялки.

Мудрый Ежик. Я помогу вам, покажу новую интересную и полезную игру. Но для этого надо знать два новых слова: первое слово – товар.

Медвежонок Потапыч (удивленно). Что за штука такая – товар?

Белочка-Умелочка (обращаясь к зрителям). Может быть вы подскажете, что это такое?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Мудрый Ежик комментирует их.

Зайка-Зазнайка. Я понял! Потрудился, что-то сделал, себе взял и еще осталось. То, что осталось, можно обменять или продать. Правильно?

Белочка-Умелочка. У меня орехов много! Я их собирала в роще.

Медвежонок Потапыч. У меня мед лишний есть!

Зайка-Зазнайка. Я морковки и капусты много вырастил. Не хватит и еще останется.

Мудрый Ежик. Лесные жители все добывают сами для себя. То, что остается лишнее, может превратиться в товар. Товар – это то, что можно купить или продать.

Медвежонок Потапыч. А второе слово?

Мудрый Ежик. Второе слово сложнее, это - цена. Это то, за что ты готов отдать свой продукт труда.

Зайка-Зазнайка. Как же мне цену для морковки и капусты определить? Я грядки копал, семена сажал, все поливал, урожай от гусениц и жуков защищал. Трудно былою

Белочка-Умелочка (обращаясь к Зайке). Значит, цена твоей морковки и капусты очень высокая будет? За одну морковку все мои орехи заберешь?

Мудрый Ежик. Цену-то можно и высокую назначить, только надо, чтобы еще покупатели были и захотели это купить! А то останешься ты со своим товаром и ценой без покупателей.

Медвежонок Потапыч (обращаясь к Зайке). Цену надо такую, чтобы свой товар продать и за то, что затратил (семена, вода, свое время, свой труд, вознаграждение получить.

Мудрый Ежик. Если вы своими товарами будете не обмениваться, а продавать их и покупать, то получится настоящая ярмарка. Запомните: главное на ярмарке не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем он торгует: товар и его цена. Товар – это тот продукт труда, который произведен для продажи. Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар (Обращается к зрителям). Чтобы наша лесная ярмарка была веселая, давайте разгадаем загадки «Что на ярмарке главное?»:

1. Угадай, как, то зовется, что за деньги продается, не отдадут его как дар, купить сможешь как ___ (товар). Хороший товар всегда хорошо покупается. Важно не только количество товар, но и хороший ли он, его качество!

2. Смотрю: лежит товар хороший, но смогу ль его купить? О чем, прежде всего, я должен у продавца спросить? ___ (о цене). Какого товара в магазине меньше, тот товар дороже (стоит больше). Какого товара больше, тот товар дешевле (стоит меньше).

Мудрый Ежик. Молодцы, оказывается, вы все знаете!

 Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

 Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку, соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

 Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и пр. основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.

Организация работы с блогерами:

1 этап: организационный. Составляется тематический план видеороликов по итогам бесед с родителями. Происходит обучение педагогов работе с контентом.

2 этап: практический. Проведение познавательного занятия по знакомству с профессией блогера. Разработка с родителями сценария ролика. Проведение педагогом-психологом психологических упражнений для снятия напряжения перед камерой, расслабления, концентрации внимания. Упражнения для развития актёрского мастерства. Организуется репетиция сценария.

3 этап: итоговый. Редактирование записанных видеороликов и размещение на видеохостинге You Tube и социальных сетях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование предпосылок финансовой грамотности) Для детей старшей группы (5-6лет) Квест - игра «В мире финансов»

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию(Формирование предпосылок финансовой грамотности)Для детей старшей группы (5-6лет)Квест - игра «В мире финансов&raq...

«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»

Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...

Использование электронных образовательных ресурсов (Интерактивных игр) в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительно...

Технологии, методы и формы образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В...

Консультация для воспитателей Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности

Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов....