Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности «Что такое семейный бюджет?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_fin_gramotnost.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  по финансовой грамотности

«Что такое семейный бюджет?»

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.

Задачи:

образовательные - познакомить детей со следующими  понятиями:  «доходы»«расходы», «бюджет. Дать представление о сущности  расходов,  показать их многообразие. Познакомить  детей с некоторыми  составляющими  семейного бюджета: пенсией, зарплатой,  стипендией. Формировать   навык  различать понятия «хочу» и «надо».

Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить умение решать примеры в пределах10.

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.

Развивать познавательную активность воспитанников при постановке вопросов. Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья».

воспитательные – формировать ценностное отношение к семье, воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых, культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.

Словарная работа: доходы, расходы, монеты, деньги, экономика, бережливость, бюджет.

Предварительная работа: проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия с группой в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».

Настольные игры «Конфетка монетка», «За покупками».

Беседы о семье, обратить внимание ребенка на семейные традиции, соблюдать правила, направленные на проявление бережливости, экономности, хозяйственности, помогающие семье сократить расходы семейного бюджета; о труде родителей. Чтение рассказа

В. Маяковский. «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?».

Планируемый результат: обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова  «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.

Материалы: дидактическая игра «Сенсорный  ящик». Костюм строителя, строительный материал; костюм врача, оборудование для кабинета врача;

домик, костюм для бабушки и дедушки; тетрадь, ручка. Коробок «деньги» бумажные и металлические. Сапоги, кастрюля, удочка, телефон, ключи от машины. Карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, одежда, мебель, заправка автомобиля развлечения, игрушки, сладости, лекарства. Карточки для игры «Хочу и надо». Оборудование для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Ход НОД:

1.Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно-

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Здравствуй весь наш дружный круг!

Молодцы! Ребята посмотрите, что у меня в руках – это игра. А хотите в  нее поиграть?

Сюрпризный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на сенсорный ящик.

-  Ребята, хотите узнать, что в нём?

Проводиться  дидактическая игра

«Сенсорный  ящик» (используется технология ТРИЗ).

Дети задают вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой они формы? (они круглой формы)

Какого они цвета?  (они золотистого, серебряного цвета)

Какие  они по размеру? (по размеру примерно с шашку)

Сколько у них частей? (одна часть)

Осязание: Какие  они на ощупь? (они гладкие  на ощупь)

Слух: Он издает звук? (да, они звенят). Воспитатель трясёт ящик.

Обоняние: Они пахнут? (нет)

Вкус: Это съедобные предметы? (нет)

Это монеты, деньги. Да!

Воспитатель: Зачем нужны деньги? Что можно купить за деньги? Верно. Деньги нужны людям, в современном мире прожить без них нельзя.

2. Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с большой и дружной семьёй и посмотрим, чем каждый из них занимается?

- Мальчик в костюме строителя  сооружает дом.

Воспитатель: Как, вы думаете, кем работает папа?

Дети: Папа строитель.

 - Девочка в костюме врача лечит кукол.

Воспитатель: Как, вы думаете, кем работает мама?

Дети: Мама врач.

Воспитатель: Папа и мама работают, трудятся, за свой труд получают зарплату. Что такое зарплата? Да, верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Кто получает зарплату? За что они её получают?

(мама  и папа кладут деньги в коробку).

Дети подходят к домику и знакомятся с бабушкой и дедушкой.

Воспитатель: Ребята, в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работают, потому что они пожилые. Но  дедушка и  бабушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсия  – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет.

(дедушка и бабушка кладут деньги в коробку).

Дети подходят к мальчику. Он сидит за столом и что-то пишет

Воспитатель: Это сын. Он студент. Учится, получает в институте  отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сын   пополняет копилку. Копилка  постепенно наполняется. Дети наглядно видят составляющие бюджета).

-Денег стало меньше или больше?

- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.

3. Воспитатель: С нашей семьёй произошла такая  история: собралась однажды вся семья за большим столом  и стали они решать, как деньги потратить.

Мама: Я, хочу  купить новые сапоги!

Папа: Я, хочу  новую машину!

Бабушка: А мне  нужна новая кастрюля.

Дедушке: А мне бы удочку для рыбалки.

Сын: Мне срочно нужен новый телефон!

Воспитатель: Решили они купить всё сразу и потратили все деньги. Пришли домой довольные, а дома: еды нет, света нет, воды нет,  бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.

-Ребята, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так?

-Давайте, поможем семье.  Покажем и расскажем о

важных и необходимых тратах, а, что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, одежда, мебель, заправка автомобиля развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

- Представьте, что  вам доверили распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки.)

- Объясните, почем именно так.  Как вы думаете, экономно распорядились деньгами? Всё   необходимое   оплатили?

- Если так, то на что ещё можно их потратить? Как вы можете помочь своим родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать сладости, игрушки, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?

- Молодцы, ребята! Вся семья говорит вам «спасибо» и приглашает на зарядку.

4. Проводится физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

5. Воспитатель: Продолжаем наш  разговор. Человеку необходимо иметь три вещи, какие? Верно, жильё, одежда, пища.

- Это «НАДО»

Проводится игра «Хочу и надо»

Сейчас я буду показывать вам товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по-вашему, мнению, походит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (карточка зелёного цвета – «надо», карточка красного цвета -  «хочу»). Пожалуйста, хорошо  обдумывайте свой ответ.

(Карточки  «Хочу, надо»,  изображения: Шапка, мяч, санки, апельсин, кровать, стакан с водой, самокат, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, сок, куртка, цветы, обувь, дом. )

Дети  обосновывают свой выбор.

- Теперь, когда вы родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо «НАДО» или без этого можно обойтись «ХОЧУ».

6.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побыть взрослыми и самостоятельно использовать свой бюджет. Мы сейчас разделимся на две команды. У каждой команды будет свой бюджет. Я вам даю кошелек, в котором по 10 монет. Сейчас с вами будем приобретать покупки. Вы между собой должны договориться. Кто будет распоряжаться деньгами? Кто будет выкладывать картинки, которые вы купили. На картинках стоит цена, сколько стоит товар. Будьте внимательны.

Дети самостоятельно играют в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Воспитатель: Вот вы приобрели товар в магазине, расскажите, что вы купили? Остались ли у вас деньги? Сколько стоит товар, который вы купили? Для чего вы оставили деньги?

Ответы детей.

7.Воспитатель: Вы молодцы сами научились распределять семейный бюджет. Скажите, а все ли можно купить за деньги? Ответы детей.

Воспитатель: Наша семья, с которой мы познакомились, услышали по радио  вот такую  историю:

- Жила была принцесса Мия. Она рано лишилась своих родителей  и жила с  бабушкой и дедушкой. Они  баловали её. Покупали много игрушек, сладостей, красивых платьев. Но принцесса  всё время была очень грустной. Как вы думаете, почему?  Скажите, а все ли можно купить за деньги? Ответы детей.

Заключение:

- На этом наш серьёзный разговор подошёл к концу. Закончить его хочется пословицами о бережливости.

Доход не живет без хлопот.

Копейка рубль бережет.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

(Дети объясняют смысл).

Есть еще одна пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

- Мы с вами узнали сегодня много новых слов, которые нам так необходимы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе

Цель:  создать условия для знакомства с деньгами, их историей....

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"

Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги? Виды денег"

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возрастаЗадачи:- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая кар...

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»

Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет»...