Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Носова Екатерина Владимировна

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Таблица 1

Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 

№ п/п

Тема

Содержание

Мероприятия

 

 

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

 

1.1.

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда.

Беседа, игра-соревнование

«Мои домашние

обязанности», папка -

передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

 

1.2.

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность,

проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!»,

фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

 

1.3.

Все работы хороши,

выбирай на вкус

Знакомство с профессиями      в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда

используются человеком для себя или для продажи (товар).

Игра: «Что создается трудом», викторина

«Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

 

1.4.

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем

1.5.

Мини-спектакль

«В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини- спектакль

1.6.

Труд во благо

Закрепление материала.

Мониторинг знаний и умений детей

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

2.1.

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение,

разгадываем загадки, рассказ

2.2.

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать,

чеканка.

Беседа,

исследование, чтение, игра

«Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы.

Тематический стенд

«Какие деньги были и какими стали»

2.3.

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд, заработная плата

Беседа, обсуждение,

 

денежка всегда крепка

родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

сказка «Трудовые деньги». Рассказ

«Отец и сын»

2.4.

Квест – игра

«Гуси - лебеди»

Закрепляем понятия «деньги»,

«труд», «доходы», «расходы».

Квест - игра

«Гуси - лебеди»

2.5.

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Мониторинг знаний и умений детей

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

3.1.

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Соотносим потребности, желания и возможности.

игра «Выбираем самое важное», ситуационные

задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

3.2.

Мини-спектакль

«Хочу - надо»

Различаем разницу между

желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это

купить.

Интерактивная игра

«Хочу – надо»

3.3.

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки,

ярмарки.

Виртуальная экскурсия в магазин "Магнит", Игра «Где что купить?»,

обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка

«Мы идем за покупками»

3.4.

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Продук- тивная деятельность

3.5.

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар –

стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные

материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это

стоит?», беседа «Как складывается

стоимость товара», обсуждение

 

3.6.

«Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную

деятельность

Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Рекламируем

собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для

мини-спектаклей

 

3.7.

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для

покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик

корову продавал»,

«Что может реклама» – обсуждение

 

3.8.

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка,

Петрушка, купцы,

ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра праздник «Ах, какая ярмарка»: покупаем и

продаем свои поделки, торгуемся,

обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

 

3.9.

Сюжетно - ролевая игра

«Супермаркет»

Закрепление материала. Праздник в рамках проекта по финансовой грамотности

Мониторинг знаний и умений детей

             

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Направления и формы работы с родителями

 

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте

дошкольной образовательной организации, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Выставки, ярмарки, квест – игры, экскурсии, встречи с  интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, личные беседы, родительская почта,    анализ мнений и запросов родителей.

 

Перспективный план работы с родителями по теме самообразования

Период

Мероприятия

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.

Октябрь

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

 

Ноябрь

Консультация: «Обучение финансовыми навыками в дидактической игре».

Предложить художественную литературы для чтения детям, разместить памятки, буклеты, которые помогут родителям организовать работу по формированию знаний в области экономики

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

 

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

Сбор домашнего фотоматериала для оформления выставки «Любимые покупки», изготовление атрибутов для игр.

 

Февраль

Буклет «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Участие в выставках: «Моя денежная единица», «Необычный банкомат», «Реклама глазами детей».

Март

Папки-передвижки «Юные экономисты», «Занимательные финансы».

«Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей)».

 

Апрель

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности».

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: отчёт о результатах работы с детьми по теме самообразования.

Анкетирование родителей о нужности данной работы.

 

 

 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:

 

Период

Мероприятия

Сентябрь

Ознакомление педагогов на пед.часе с темой самообразования.

Анкетирование «Я и финансовая грамотность».

 

Октябрь

Ноябрь

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы и т.д.).

 

Декабрь

Проведение мастер - класса «Заинтересованность детей. Формы работы по формированию финансовой грамотности в ДОУ».

 

Январь

Февраль

Внедрение познавательно – творческих проектов «Азы финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

 

Март

Интеллектуальная игра с педагогами «Я – домашний финансист».

 

Апрель

Выступление на семинаре – практикуме «Основы воспитания финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - с. 103.

2.    Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего        дошкольного возраста: учеб.     Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2016. – 98 с.

3.    Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015. - 89 с.

4.    Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2012. – 80 с.

5.    Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и

перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2016. – с. 158 – 161.

6.    Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.

7.    Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019. – с. 324

8.    Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019. – 118 с.

9.    Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176 с.

10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_finansovoy_gramotnosti.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

«Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Таблица 1

Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Тема

Содержание

Мероприятия

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

1.1.

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда.

Беседа, игра-соревнование

«Мои домашние

обязанности», папка -

передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

1.2.

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность,

проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!»,

фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

1.3.

Все работы хороши,

выбирай на вкус

Знакомство с профессиями      в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда

используются человеком для себя или для продажи (товар).

Игра: «Что создается трудом», викторина

«Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

1.4.

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем

1.5.

Мини-спектакль

«В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини- спектакль

1.6.

Труд во благо

Закрепление материала.

Мониторинг знаний и умений детей

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

2.1.

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение,

разгадываем загадки, рассказ

2.2.

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать,

чеканка.

Беседа,

исследование, чтение, игра

«Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы.

Тематический стенд

«Какие деньги были и какими стали»

2.3.

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд, заработная плата

Беседа, обсуждение,

денежка всегда крепка

родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

сказка «Трудовые деньги». Рассказ

«Отец и сын»

2.4.

Квест – игра

«Гуси - лебеди»

Закрепляем понятия «деньги»,

«труд», «доходы», «расходы».

Квест - игра

«Гуси - лебеди»

2.5.

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Мониторинг знаний и умений детей

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

3.1.

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Соотносим потребности, желания и возможности.

игра «Выбираем самое важное», ситуационные

задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

3.2.

Мини-спектакль

«Хочу - надо»

Различаем разницу между

желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это

купить.

Интерактивная игра

«Хочу – надо»

3.3.

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки,

ярмарки.

Виртуальная экскурсия в магазин "Магнит", Игра «Где что купить?»,

обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка

«Мы идем за покупками»

3.4.

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Продук- тивная деятельность

3.5.

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар –

стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные

материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это

стоит?», беседа «Как складывается

стоимость товара», обсуждение

3.6.

«Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную

деятельность

Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Рекламируем

собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для

мини-спектаклей

3.7.

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для

покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик

корову продавал»,

«Что может реклама» – обсуждение

3.8.

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка,

Петрушка, купцы,

ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра праздник «Ах, какая ярмарка»: покупаем и

продаем свои поделки, торгуемся,

обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

3.9.

Сюжетно - ролевая игра

«Супермаркет»

Закрепление материала. Праздник в рамках проекта по финансовой грамотности

Мониторинг знаний и умений детей

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Направления и формы работы с родителями

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте

дошкольной образовательной организации, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Выставки, ярмарки, квест – игры, экскурсии, встречи с  интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, личные беседы, родительская почта,    анализ мнений и запросов родителей.

Перспективный план работы с родителями по теме самообразования

Период

Мероприятия

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.

Октябрь

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

Ноябрь

Консультация: «Обучение финансовыми навыками в дидактической игре».

Предложить художественную литературы для чтения детям, разместить памятки, буклеты, которые помогут родителям организовать работу по формированию знаний в области экономики

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами».

Сбор домашнего фотоматериала для оформления выставки «Любимые покупки», изготовление атрибутов для игр.

Февраль

Буклет «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Участие в выставках: «Моя денежная единица», «Необычный банкомат», «Реклама глазами детей».

Март

Папки-передвижки «Юные экономисты», «Занимательные финансы».

«Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей)».

Апрель

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности».

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: отчёт о результатах работы с детьми по теме самообразования.

Анкетирование родителей о нужности данной работы.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:

Период

Мероприятия

Сентябрь

Ознакомление педагогов на пед.часе с темой самообразования.

Анкетирование «Я и финансовая грамотность».

Октябрь

Ноябрь

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы и т.д.).

Декабрь

Проведение мастер - класса «Заинтересованность детей. Формы работы по формированию финансовой грамотности в ДОУ».

Январь

Февраль

Внедрение познавательно – творческих проектов «Азы финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Март

Интеллектуальная игра с педагогами «Я – домашний финансист».

Апрель

Выступление на семинаре – практикуме «Основы воспитания финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

Список использованной литературы

  1. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - с. 103.
  2. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего        дошкольного возраста:        учеб.        Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2016. – 98 с.
  3. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015. - 89 с.
  4. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2012. – 80 с.
  5. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и

перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2016. – с. 158 – 161.

  1. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
  2. Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019. – с. 324
  3. Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019. – 118 с.
  4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176 с.
  5. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».

Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов   в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотно...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Игра "Магазин"

Формирование основ финансовой грамотности дошколников,введение детей в увлекателный мир экономики, приобретение детми социалного опыты познание смысла экономических терминов и явлений...