Презентация опыта работы на Форуме управленческих практик "Ситуационно-деятельностный подход в управленческой деятельности направленный на реализацию Стратегии повышения финансовой грамотности в ДОУ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сырокваш Оксана Александровна

Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1    Ситуационно-деятельностный подход в управленческой деятельности направленный на реализацию Стратегии повышения финансовой грамотности в ДОУ

Н.В.Уралкина–заведующий

О.А.Сырокваш–ст.воспитатель

МБДОУ № 47

г.Канск

«Лучше обеспечить минимум экономической грамотности

на раннем этапе жизни,

чем бороться против стихийно полученной

экономической грамотности

в дальнейший период жизни»

Слайд 2Последние годы вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными, особенно в современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Слайд 3И на наш, взгляд,   Стратегия повышения финансовой грамотности на период 2017г-23г.г. стала   необходимым, серьезным и целенаправленным инструментом преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе и детей дошкольного возраста.  

Таким образом, дошкольное учреждение оказалось в  ситуации, с конкретными обстоятельствами, которые с момента работы по реализации вышеупомянутого документа, должны оказать значительное влияние на развитие ФГ увоспитанников ДОУ  в конкретный период времени.

И для меня, как руководителя, хоть и небольшого 6-ти группового дошкольного учреждения,  основной задачей стало правильно оценить сложившуюся ситуацию, определить, какие факторы смогут наиболее точно и быстро решить данную проблемную ситуацию, какие  конкретные приемы и подходы  увязать воедино для того, чтобы достичь целей наиболее успешно, а именно наиболее результативно и конструктивно решить задачи по повышению финансовой грамотности у дошкольников ДОУ.

Слайд 4Поэтому,  на первоначальном этапе,после формирования административно-педагогической рабочей группы и командного теоретического осмысления Федерального документа, были сделаны аналитические выводы о необходимости организации работы по реализации данного документа через его интеграцию в познавательную область ООП. С целью обеспечения наиболее эффективной организации работы в данном направлении  рабочая группа   определила возможности имеющихся в учреждении ресурсов, но  при этом не оставили без внимания и дефициты.

ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕФИЦИТЫ:

1.кадровые ресурсы

-достаточный уровень знаний педагогов по ФГ в рамках ООП, (низкий уровень осознанности педагогов о необходимости углубления, расширения знаний по ФГ в соответствии со Стратегией)

-курсовая подготовка педагогов  оп ФГ -32%,  (необходимость увеличение охвата педагогов курсовой подготовкой в рамках ФГ)

-владение и практическое применение форм, методов, приемов, подходов по формированию ФГ у дошкольников в рамках ООП (недостаточный уровень методической подготовленности педагогов для реализации Стратегии в комплексе с ООП как в процессе ООД, так и в организации самостоятельной игровой деятельности воспитанников)

2.РППС

-наличие С-Р игр, пособий, наглядный материал, настольные игры (отсутствие игровых зон, центров по ФГ, отсутствие рабочих тетрадей для индивидуальной работы в соответствие с программой, недостаточное количество раздаточного материала и др.методического оборудования (наши хотелки…))

3.Материально-техническая база

-наличие телевизоров, проектора, ноутбуков (отсутствие современного электронного оборудования:Интерактивные доски, достаточного количества ноутбуков для индивидуальной самостоятельной работы детей)

В результате выше представленной работы в учреждении сложилась уже иная ситуация – это организация деятельности в соответствии с разработанной и утвержденной дорожной картой, в которой приоритетным направлением стало методическое сопровождение реализации вышеупомянутого документа.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ООП

Понимая сложившуюся ситуацию в том, что формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста огромная роль отводится воспитателям дошкольных учреждений, был проведен Совет педагогов, на котором был рассмотренвопрос о  корректировке ООП ДОс учетом задач поставленных в Стратегии. Если наша ООП рекомендует знакомить детей с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5 рублей их различение, набор и размен монет, то Стратегия наряду с этим направляет навоспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, т.е.приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

Слайд5,6Также обратили внимание на  п.1.6 ФГОС ДО 1.4 ФГОС ДО,  которые обязывают нас  формировать у воспитанников первичные социальные компетенции в сфере личных и семейных финансов.  

Слайд7С учетом всего этого и более успешногорешения задач обозначенных документов творческой группой была определенацель и задачи, которые вы видите на слайде:  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Задачи:  

разработать план мероприятий по внедрению основ финансовой грамотности у дошкольников в МБДОУ № 47 на текущий год;

повысить профессиональную компетенцию педагогов путем КПК, серии семинаров-практикумов и т.д.;

создать условия первоначальной ступени знаний, умений и навыков для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

создать копилку методических и практических материалов по данной теме.

Наряду с этим, былпроведен опрос педагогов через диагностическую карту их возможностей и затруднений в профессиональной деятельности по данному направлению.

Слайд 8В опросе приняли участие 16 педагогов (100%). Данные опроса  вы видите н6а слайдечто опрашиваемый педагогический состав в большинстве своем понимает, что такое финансовая грамотность в ДОУ - 74%.  52%  педагогов недостаточно уделяют внимание собственному профессиональному росту в вопросах освоения финансовой  грамотности. Только 12 % от общего числа педагогов прошли курсы повышения квалификации. 100% педагогов  понимают необходимость в улучшении своих профессиональных компетенций в вопросах финансовой грамотности. 

Параллельно творческой группой в старших возрастных группах была проанализирована РППС с учетом задач Стратегии, что и привело к выводу о недостаточности доступного информационного и наглядно-дидактического материала по формированию основ ФГ детей в рамках реализации данного документа.

Вся данная ситуацияспособствовала определить мероприятия, действия, которые содействовали педагогам не только овладеть теоретическим материалом через самообразования, КПК,  но и смотивировать их на успешное использование  в непосредственно практической деятельности в вопросах по ФГ.

По результатам предшествующей работы с учетом выявленных дефицитов и с целью организации наиболее успешной реализации ФГ в рамках ситуационного подхода в нашем ДОУ рабочей группой был  разработан план мероприятий по методическому сопровождениюпедагогов внедрения основ ФГ.

Слайд 9Всоответствии с планом поповышению профессиональной компетентности с педагогами былоорганизовано:

- курсовое дистанционное повышение квалификациидля воспитателейпо теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО», (32 % педагогов).

- участие в онлайн вебинарах, семинарах, круглых столов.

- проведение на уровне ДОУ круглых столов, семинаров-практикумов, дискуссий, гдевоспитателями изучалась, обсуждаласьметодическая литература по финансовой грамотности с дошкольниками, рассматривали вопрос по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью через использование традиционных и нетрадиционных форм, методов, приемов.

- посещениепедагогами других детских садов стало эффективным управленческим решением по обмену практического профессионального опыта по ФГ. Например: МБДОУ № 27 проводил семинар-практикум по ФГ, где педагоги нашего детского сада являлись активными участниками практической деятельности семинара.

Слайд10Не менее важным моментом ситуационного подхода для нас стали следующие конкретные обстоятельства, которые оказали значительное влияние на успешное решение поставленных задач в рамках ФГ:

- это оформлениесоответствующей развивающей предметно-пространственной среды: учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации; картотека сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр, имеющие экономическое содержание;

- это ведение в организованной и самостоятельной деятельности образовательных игр, викторин, досугов и др. видов детской деятельности которые дают знания о мире финансов и экономике;

- это и разработка, изготовление и внедрение в детско-взрослую деятельность методических материалов направленных на формирование финансовой грамотности (лепбук «В мире финансов», н/и «Что можно и нельзя купить за деньги, д/у «Назови монету» и др.);

- взаимодействие ДОУ с семьей помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Всю вышеперечисленную работу мы старались превратить в нескучный и творческий процесс, гдебыли вовлечены все участники образовательного процесса и которая позволяла оперативно найти нестандартные решения задач. И этому способствовали такие методы и приемы:

Метод «Мозговой штурм», Метод «Шесть шляп мышления»,  Метод «Уолтера Диснея», позволяющие:

-создать творческую идею;

- организовать коллективную генерацию идей;

- рассмотреть ситуацию под разными плоскостями;

- оценить необычность инновационных идей;

- вовлечь в процесс всех членов дискуссии.

Например применяя Метод «Уолтера Диснея»:  формируем три команды любым самым доступным приемом (по цвету, по интересам, по фишкам и т.д): одна команда – «мечтатели», другие – «критики», третьи – «реалисты», оставшиеся члены команды   – «наблюдатели».  

Перед сформированными командами ставится цель. Например: необходимы ли нам КПК в данном направлении? Через некоторое время «мечтатели» проговаривают идеи, мысли, аргументы по поставленной цели. А «критики»  оценивают  идеи на предмет угроз и риска. Например: КПК на базе детского сада или с выездом за пределы города. Если уедем из города, то останется семья. А если с выездом за пределы города, то курсовая подготовка может получиться более качественной. «Реалисты»балансируют между мечтателями и критиками и предлагают, как можно реализовать идеи, учитывая мнения этих групп. «Наблюдатели»следят за обсуждением трех групп и дают обратную связь и оценку работе.

Таким образом,  мы приходим к единому решению, на исполнение которого весь коллектив уже смотивирован в процессе обсуждения.

Слайд 11Мы считаем, что данное направление в нашем ДОО находится  в стадиистабильного выполнения задачСтратегии и имеются положительные результаты:

- практические наработки и материалы по формированию ФГ;  

- обновленный практическо-профессиональный уровень педагогов для качественной реализации финансовой грамотности  в воспитательно-образовательном процессе, который позволяет педагогамориентироваться в методических разработках к ООД, разрабатывать и проводить вечера развлечений,  викторины и т.д.;

 - в 2021г. представление опыта работы на ГМО подготовительного возраста (презентация с/р игры);

- в 2022г. участие в краевом конкурсе плакатов «Финплакат». Сертификат;

- в 2022г. участие и соорганизатор краевого семейного фестиваля по финансовой грамотности. Сертификат;

- в 2022г. отмечены Благодарственным письмом МКУ РМЦ г.Канска за участие в рамках сетевого проекта;

- активное участие в мониторинге финансовой грамотности населения Красноярского края;

- положительная динамика сформированности экономической воспитанности;

- повысилась активность родителей по формированию финансовой грамотности ребенка в семье.

В результате систематически проводимой работы по формированию основ финансовой грамотности  можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияет на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Подтверждением данного вывода считаем  Опосредованным результатом педагогического мониторинга в ОО «Познавательное развитие» в подразделе «Формирование элементарных математических представлений»увеличение высокого уровня за 3 года работы в данном направлении на  14 %

Литература

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019
  2. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  3. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А.Киселева – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель.
  4. Шатова, А. Д. Дошкольник иэкономика / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Социализация дошкольников на основе гендерного подхода"

«Нельзя считать один пол  совершеннее другого,  так и нельзя их уравнивать» Ж. РуссоЦель: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идент...

Презентация опыта работы на тему:"Использование театрализованных игр в непосредственно образовательной деятельности"

Данная презентация была подготовленна к педагогическому совету.Цель её познакомить воститателей нашего сада  с моим опытом работы по годовой образовательной задаче:"Использование театральной деят...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Современные подходы к повышению финансовой грамотности воспитанников ДОУ

Консультация для педагогов"Современные подходы к повышению финансовой грамотности воспитанников ДОУ"...

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...

Презентация опыта работы "Создание оптимальных условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников"

Предметный мир детства – это среда развития всех детских видов деятельности. А любая деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть определенные объекты и средства, а также сфор...