Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности у дошкольников " Юный финансист"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Грачева Наталья Владимировна

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_finansist_1.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение «детский сад «Колосок»

Дополнительная образовательная программа

по формированию финансовой грамотности

у дошкольников

«Юный финансист»

для детей 6-7 лет

(срок реализации 1 год)

Автор: воспитатель Грачева Наталья Владимировна

     

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

1.2. Цель и задачи реализации Программы        3

1.3. Принципы и подходы к формированию программы        4

Психолого-возрастные особенности развития детей        4

1.5. Планируемые результаты освоения программы        7

1.6.  Система оценки результатов освоения Программы        7

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ        8

2.1. Общие положения        8

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы        8

2.3. Содержание программы        9

Перспективное планирование по программе «Юный финансист»         10

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников        19

Перспективный план по взаимодействию с семьей        20

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        21

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды        21

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы        22

Список литературы        24

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • - расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная характеристика детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.  Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;   следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

1.6.  Система оценки результатов освоения Программы.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая.  

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости.  Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Общие положения

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности.

― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), ― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»), ― речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

2.3. Содержание программы

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
  3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Перспективное планирование.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Литература

Сентябрь

1неделя.

«Азбука финансов» (вводное занятие)

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Занятие  №1

2 неделя

«Деньги. Купюра.

Монета»

Раскрыть сущность понятий

«деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

Занятие  №2

3 неделя

«Денежные истории»

Научить понимать назначение денег; Дать детям представление о денежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег; Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Занятие №3

4 неделя

«Что такое семейный бюджет?

Планируем вместе»

Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

Занятие  №4

Октябрь

1 неделя

«Беседа о

труде»

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;  стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Занятие  №5

2 неделя

Деловая игра «Директор супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Занятие  №6

3 неделя

Беседа: «Современные профессии»

Цель: дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист,

Занятие №7

4 неделя

Беседа: «Наш город любит трудиться»

Цель: систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города

Занятие№8

Ноябрь

1 неделя

«Что такое ресурсы?»

Познакомить детей с понятием ресурсы, какие бывают  ресурсы; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и внешнему миру.

занятие №9

2 неделя

Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощѐнное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия  помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы; Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Занятие №10

3 неделя

Поход в

магазин»

«Виды магазинов»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход

(обязательный и необязательный).

Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

Занятие №11

4 неделя.

Ярмарка.

Познакомить детей со словом «ярмарка». Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка, отличается от ярмарки, которая проходила в старину.

Занятие  №12

Декабрь

1 неделя

«Какая бывает

валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами

денег. Развивать логическое мышление

Занятие №13

2 неделя

«Финансовая

школа»

Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский

счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и

логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры.

Занятие №14

3 неделя

«Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Занятие №15

4 неделя .

«Не имей сто рублей, а имей

сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива.

Занятие  №16

Январь

1неделя.

«Зачем нужна реклама»

Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению. Определить имеющиеся у детей представления о реклам

Занятие  № 17

2 неделя

«Кем и где делается реклама?»

Расширять представления детей о рекламе. Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих и изготовляющих рекламу. Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем что-то купить, надо обязательно посоветоваться с родителями о целесообразности покупки: нужна ли эта вещь, достаточно ли у родителей денег, чтобы купить понравившуюся игрушку сразу, или надо накопить самим.

Занятие  №18

3 неделя.

«Что такое цена?»

Беседа с детьми о том, как формируется стоимость товара: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение. Почему яблоки осенью дешёвые, а зимой дорогие? Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли у вас денег на покупку. На дорогие вещи необходимо копить деньги. Игра: «Оцени предмет». Пылесос – дорого, ложка – дёшево, машина – дорого, игрушечная машинка – дёшево и т.д. Основные понятия: цена, «дорого» и «дёшево», «дороже - дешевле»

.

Занятие  №19

4 неделя.

«Юный бизнесмен»

Беседа с детьми о профессии, показать картинки, фотографии бизнесмена. Рассмотреть рабочее место, какие предметы труда использует в работе, как одет. Описать какой он: деловой, серьёзный, строгий, уверенный и т.д.; чем занимается: разговаривает по телефону, договаривается о поставках необходимых товарах и т.д.

Занятие  № 20

Февраль

1 неделя.

«Дом, где живут деньги

Дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран. Формирование экономического мышления воспитанников

Занятие  № 21

2 неделя.

«Как заработать миллион?

Рассказать о других детях, которые открыли свой бизнес и сумели заработать: Рамина Алмас, блогер; Арулат Мухаметкали, мастер маникюра; Абдурахман Темирбек, художник; Анастасия Натальчук, слаймер; Анастасия

Занятие  № 22

3 неделя

«Друзья рублика. Деньги других стран?

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение

Занятие  № 23

4 неделя.

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!»

Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;   Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Занятие  № 24

март

1 неделя

Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга.  Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.

Занятие  № 25

2 неделя

В гостях у сказки  «Цветиксемицветик»»

Дать детям возможность осознать,

что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Занятие  № 26

3 неделя.

Проблемная ситуация «Копейка рубль

сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Занятие  № 27

4 неделя

«Приключени я Умника и Торопыжки»

Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Занятие  № 28

апрель

1 неделя

Игра- занятие «Акция. Биржа»

Раскрыть понятие акция, место где она продается, знакомство с профессией брокер.

Занятие №29

2 неделя

«Предприятия нашего города»

Закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним

Занятие№30

3 неделя

«Бартер»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Занятие№31

4 неделя

«Финансовая безопасность

Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить представление детей о труде взрослых; Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности

Занятие№32

май

1 неделя

«Меценаты. Благотворительная деятельность»

Познакомить детей с понятием «меценат». Расширять представления детей о богатстве, бедности, щедрости. Воспитывать в детях уважение к людям, занимающимся благотворительной деятельностью.

Занятие№ 33

2 неделя

«Что такое конкуренция?»

Продолжать знакомить детей с экономическими терминами, дать представление о том, что такое конкуренция; воспитывать интерес к экономике

Занятие №34

3 неделя

Акция: «Подари игрушку малышу».

Детям заранее предложить принести из дома игрушки, которые им не подходят по возрасту, которыми они не играют, и подарить детям из младшей группы.

Занятие №35

4 неделя

«Занимательная экономика» (итоговое)

Итоговая НОД. Беседа с детьми о науке экономике, науке, которая учит быть экономным, знать цену каждой вещи и бережно к ней относиться, ценить труд людей как основную деятельность человека, источник средств для его существования. Наука о деньгах и о том, как правильно их потратить. История появления экономики как науки. Назвать профессии, связанные с деньгами, рекламой, торговлей, финансами и т.д. Основные понятия: экономик

Занятие №36

Основные понятия и термины по экономике:

  • Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
  • Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
  • Банкир - управляющий или владелец банка.
  • Доход - деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
  • Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
  • Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
  • Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
  • Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
  • Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
  • Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
  • Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного  воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
  • семинары, рекомендации. (Приложение 3)

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
  • родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка         и         индивидуальное         сопровождение         становления         и         развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на социально- экономические темы;
  • анкетирование
  • открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий;
  • индивидуальная работа;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
  • выставки детских работ и дидактических игр;  экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

Месяц

Формы работы с родителями

СЕНТЯБРЬ

-Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

-Анкетирование родителей по теме

-Папка – передвижка «Дети и деньги»

ОКТЯБРЬ

-Консультация для родителей «Из опыта работы по -экономическому воспитанию в детском саду».

-Папка         –         передвижка         «Экономический

словарь»

НОЯБРЬ

-Консультация «Формирование

элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

- Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома»

ДЕКАБРЬ

-Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания

дошкольников

ЯНВАРЬ

-Творческое         задание         по         изготовлению атрибутов

ФЕВРАЛЬ

-Рекомендации для родителей по  экономическому воспитанию детей в семье.

МАРТ

-Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения

АПРЕЛЬ

-Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание  дошкольников»

МАЙ

-Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.   Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.   Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебноигровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.  Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.  Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий .

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  1. Преобладает игровой метод обучения.
  2. Использование специализированной литературы в обучении.
  3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Организация различных видов стимулирования.

Сроки реализации программы: 1 год.

Категория:  дошкольный возраст 6 - 7 лет

Режим занятий – 1 раз в неделю

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
  • поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Обеспечение         материально-технических         условий,         позволяющих         достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также         мотивирующей         образовательной         среды,         уклада         организации,

осуществляющей образовательную деятельность;

  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей         образовательную         деятельность,         повышение         их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
  • обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения

Программы;

  1. выполнение организацией требований:
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
  • пожарной безопасности и электробезопасности;

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

  1. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернета.

Список литературы

  1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128 Интернет-ресурсы:
  1. www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  2. Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» Электронные ресурсы для педагогов:
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

  1. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

  1. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.

  1. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль образовательной среды в формировании финансовой грамотности у дошкольников

В соответствии с ФГОС  ДО главной целью и результатом образования является всестороннее развитие личности. В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Многие ро...

Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности "Копейка рубль бережет"

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. На кружке я даю базовые финансовые знания для...

Дополнительно образовательная программа для детей " Финансовая грамотность"

Дополнительно образовательная программа для детей " Азбука пешехода"...

Интерактивная игра по финансовой грамотности для дошкольников "Юный финансист"

Образовательные задачи: познакомить с сущностью основныхфинансово-экономических категорий. Закрепить ранее полученные знания по вопросам финансовой грамотности и экономикеРазвивающие задачи:...

ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников; совершенствование коммуникативных качеств детей; развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...