Конспект занятия НОД по финансовой грамотности "Весенняя благотворительная ярмарка" в подготовительной группе (6-7 лет)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Занятие НОД «Весенняя ярмарка» направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей общества, организации материальной стороны окружающего пространства на примере благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение

Конспект занятия НОД по финансовой грамотности

«Весенняя ярмарка»

в подготовительной группе (6-7 лет)

 

Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна,

воспитатель подготовительной группы

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

с.Малоенисейское, 2023г.

        Оглавление        

Введение…………………………………………………………………………………………………………………............3

Структура занятия        ………………………………………………………………………………………………………………6

1.Огранизационно- мотивационный этап ………………………….........................................................................................6

2. Основной этап………………………………………………………………………………………………………………...7

    2.1. Этап постановки проблемы………………………………………………………………………………………….….7

    2.2. Этап ознакомления с материалом……………………………………………………………………………………....8

    2.3. Этап практического решения проблемы…………………………………………………………………………….....9

3. Заключительный этап. Рефлексия………………………………………………………………………………………….11

Выводы        ………………………………………………………………………………………………………………………….12

Список литературы        …………………………………………………………………………………………………………….13

Приложение………………………………………………………………………………………………………………….....14

Аннотация занятия НОД: Занятие проходит в экологической комнате ДОУ. Занятие НОД «Весенняя ярмарка» направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей общества, организации материальной стороны окружающего пространства на примере благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу.

Введение

Занятие по экономическому воспитанию «Весенняя ярмарка» включает следующую информацию:

• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного мероприятия,

• этапы реализации занятия НОД,

• управление и обеспечение занятия,

• ожидаемые результаты после реализации игровых упражнений, задач и показатели эффективности занятия,

• планируемые задания в рамках занятия.

Занятие предусматривает тесный контакт между воспитанниками, воспитателем, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Ярмарка в фиолетовом лесу»

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель: формирование представлений детей о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей при использовании развивающей предметно- пространственной среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:  

- продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и размером; познакомить с монетами достоинством в 1 коп., 5 коп., 10 коп. и 50 копеек.

- продолжать учить считать по заданной мере в пределах 10, 20;

- развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом;

- развивать умение воссоздать предметы- картинки из отдельных частей.

Развивающие: 

- развивать логическое мышление, через игровое упражнение «Успей вовремя»; 

- развитие умения считать, составлять и решать задачи;

- умение представлять число разными цифрами.

Воспитательные: 

- воспитывать желание участвовать в благотворительности;

- оказание помощи сказочным героям фиолетового леса.

Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Игровая задача: помочь жителям фиолетового леса собрать деньги на доброе дело: на покупку Золотого плода для зверят- цифрят.

Планируемые результаты занятия

- Воспитанники знают монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.

- Воспитанники вовремя закончили упражнение «Успей вовремя».

- Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20, решили задачу.

- Воспитанники создали предмет из отдельных частей- собрали паззл.

Подготовительная работа: ознакомление детей со сказочными персонажами (героями) фиолетового леса, монетами достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 кореек, 1, 2, 5,10 рублей. Беседа «ярмарка», «благотворительная ярмарка».

Материалы и оборудование: набор настоящих монет на каждого ребёнка (1,2,5,10), песочные часы с интервалом в 2 минуты; деревянные игрушки для продажи- покупки, разноцветные рыбки, ценники (по кол-ву деревянных игрушек и цветных рыбок); билеты на паром и аттракцион «карусель» по количеству воспитанников; паззлы «5 рублей», «10 рублей»; картинки монет для показа; счетные палочки на каждого воспитанника; набор монет 1, 2, 5, 10 руб. Сказочные персонажи: Долька, китенок Тимошка. Картинка парома. Песочные часы.

 Ход занятия НОД:

Структура занятия: Этапы НОД

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность воспитанников

Планируемые результаты. Примечание

1.

Организационно-мотивационный этап

Песенка- приветствие «Здравствуй небо голубое…»

-Ребята, сегодня в фиолетовом лесу происходит что-то интересное.

-Как вы думаете, что же здесь происходит?

-Ребята сегодня сказочная девочка Долька устроила в фиолетовом лесу «Благотворительную ярмарку» ко Дню Пробуждения природы. В какое время года происходит пробуждение природы от зимнего сна? Ответы воспитанников.

-Как вы думаете, что значит «Ярмарка»? (ответы детей)

- Молодцы! Правильно! А еще на ярмарке можно поиграть, поучаствовать в аттракционах.

- А что значит «Благотворительная ярмарка»?

- Верно, на благотворительной ярмарке, люди покупают какие-то вещи, а деньги, которые они отдают за вещь, идут на доброе дело. В нашем случае доброе дело- помощь зверятам- цифрятам. Чтобы они смогли приобрести на вырученные деньги Золотые плоды, для укрепления и восстановления организма после длительного зимнего сна.

Словесные: беседа.

Наглядные: демонстрация «Фиолетового леса»

Здороваются.

Коммуникативная деятельность.

(Дети стоят полукругом напротив развивающего пособия «Фиолетовый лес», беседуют с воспитателем, высказывают свои предположения)

- Весной

- Можно что-то купить. Например, игрушки, посуду, вещи, сувениры.

Предположительные ответы детей

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения.

-Ребята хотели бы вы совершить доброе дело?

-А как мы можем это сделать? (предположения детей)

-Правильно, мы можем купить у Дольки игрушки на ярмарке или прокатиться на аттракционе!

Словесные: беседа.

Коммуникативная деятельность:

- Да!

Предположительные ответы

Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы

2.2

Этап ознакомления с материалом

-Сейчас я раздам каждому из вас монетки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку монетки достоинством 1,2,5,10 рублей)

-И мы с вами пойдём на «Ярмарку в Фиолетовый лес». Вот беда, чтобы попасть на ярмарку, нужно переправиться через озеро Айс! Как это можно сделать?

- Китенок Тимошка предлагает вам переправиться на его пароме. Проезд на пароме стоит 9 рублей. Приготовьте все по 9 руб. Продажа билетов.

- Вот мы и попали на весеннюю благотворительную ярмарку Дольки.

-Что можно купить на Ярмарке? 

- Молодцы! Правильно! Вы заметили, что игрушки на ярмарке деревянные. Мы в фиолетовом лесу и игрушки сделаны из природного материала.

-Как мы узнаем стоимость игрушки? (на ценнике 8, 7 и 3 рублей и т.д.)

-Ребята посмотрите, как мы будем покупать игрушки у Дольки. 

Словесные: беседа.

Наглядные: демонстрация показа действий.

Умение пользоваться, распоряжаться деньгами, на примере монет.

Беседа «что такое паром».

Показ выполнения действий при покупке игрушки

Познавательно-исследовательская деятельность: Предположительные ответы детей- перелететь на самолете, переплыть на корабле и т.д.

Ребята из имеющихся монет выбирают те, достоинством которые при сложении получится число 9 (руб).

- Складывают, считают монеты. Покупают билет на паром через оз.Айс. 

Рассматривают какие игрушки представлены на столах

- Игрушки

- Посмотрим на ценник возле каждой игрушки

Переправляемся на пароме через озеро Айс. Картинка парома выведена на экран телевизора. Воспитанники 

знают, что находится в фиолетовом лесу.

Садятся за столы. Рассматриваем картинку парома на телевизоре.

Рассмотрим из монет какого достоинства можно получить ту или иную цифру на ценнике.

Деревянные игрушки из природного материала

воспитатель «покупает» у Дольки одну игрушку, объясняя, сколько монет какого достоинства она взяла

2.3

Этап практического решения проблемы 

Игровое упражнение «Успей вовремя»

Игровая задача со счетными палочками

-Ребята, сейчас каждый из вас выберет у Дольки, какую игрушку будет покупать, объясняя, какие монеты вы используете при покупки и почему?

(Каждый ребенок по очереди совершает покупку и объясняет свои действия)

- Ребята, кроме покупок, чем еще можно заняться на ярмарке? Предположительные ответы ребят.

- Молодцы! Правильно, можно поиграть!

- Долька предлагает поиграть в рыбалку на озере Айс. У каждой рыбки своя цена. Определяете какую рыбку хотите купить, отсчитываете столько монет, какая цена написана на данной рыбке (ценник на каждой рыбке свой- индивидуальный).

- Итак, все большие молодцы! Остались при покупках. Кто-то купил игрушку, кто- то порыбачил. Предлагаю немного отдохнуть.

- Давайте прокатимся на каруселях. Но, чтобы прокатиться на каруселях, необходимо купить билет. Билет стоит 6 рублей.

Физминутка «Карусель» (Приложение 1).

- Вам понравилось кататься на каруселях?

-Ребята мы с вами сегодня совершили доброе дело.

-Но зверята- цифрята не прощаются с нами, они просят нас о помощи.

-Поможем им? (дети отвечают)

-А сейчас зверята- цифрята предлагают вам разделиться на 2 команды и собрать денежную картинку, но есть одно условие, эту картинку вы должны собрать на время, а, чтобы вы могли отследить время, зверята- цифрята поставят песочные часы. Пока часы осыпаются, вы можете собирать картинку, как только часы осыпятся, вы должны остановиться.

-Ребята, все успели собрать картинку по времени?

- А еще, зверята- цифрята, просят помочь купить им Золотой плод. Посчитать, хватит ли им денег? И сколько денег у них останется при покупке Золотого плода?

- Итак, у зверят- цифрят было 14 рублей. Золотой плод стоит 9 рублей. Сколько останется монет у зверят- цифрят после покупки Золотого плода? Хватит ли им 14 рублей для покупки Золотого плода?

Словесные: беседа.

Практические: игровое упражнение.

Подходят к столу, открывают конверт и собирают картинку на время, пока сыпятся часы

Познавательно-исследовательская деятельность.

(Дети совершают покупки на «Ярмарке»)

Покататься на каруселях, поиграть в игры и т.д.

Ребята, отсчитывают столько монет, какое число написано на рыбке и покупают свою рыбку (1 рыбку)

Ребята отсчитывают 6 рублей (из имеющихся монет составляют число 6 (6 руб.)

- Да!

Поможем!

Познавательно-исследовательская деятельность.

(Дети составляют картинку на время и определяют, монеты какого достоинства изображены на картинке)

14 счетных палочек- 9 счетных палочек= 5 счетных палочек. Итого, останется 5 руб. Зверятам- цифрятам хватит 14 руб.

Решают задачу, используя счетные палочки и решая методом вычитания

Воспитанники 

знают монеты достоинством 1,5,10 рублей.

Сосчитали по заданной мере в пределах 10.

Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20.

На оз. Айс крепятся разноцветные рыбки с названием и ценниками

Ребята покупают билет, кладут его в коробочку и садятся на карусель, согласно купленным билетам.

Карусель с лентами, каждый ребенок берется за ленту.

Воспитанники поиграли на ковре.

-Каждая команда проходит к столу и ждет старта (на столе лежат конверты с картинками- паззлами монет. Создали предмет из отдельных частей

- Решение задачи с применением счетных палочек.

- Выполнили предложенные задания.

3.

Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия.

Итог:

- Ребята, где мы побывали? Кому мы сегодня помогали? Какое доброе дело мы с вами сегодня совершили?

- Как вы думаете, получилось у нас помочь Дольке и зверятам- цифрятам? 

- Ребята, вы большие молодцы! Так, здорово поиграли с Долькой и помогли ей с благотворительной ярмаркой.

- Дольке и зверятам- цифрятам пора возвращаться в сказку, давайте попрощаемся с ними.

Словесные: беседа

Приняли участие в благотворительной ярмарке. Помогли зверятам- цифрятам купить Золотой плод для укрепления сил и здоровья после зимнего сна.

Прощаются с героями фиолетового леса

Итог подведен.

Воспитанники отвечают на вопросы и прощаются со сказочным персонажем

 

Вывод:

          Основной идеей данного занятия НОД является то, что основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями. Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

    Игровая форма занятия, в форме благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу, способствует приобщению ребенка к миру финансово- экономической действительности, что является одной из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово- экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.

         Созданные условия для финансово-экономического образования детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

        Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе занятия НОД различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Список литературы:

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2020г.- 169 с.

2. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2020. № 11. с.75.

3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2021.

4. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф». 2022г.

6. Интернет- ресурсы

Приложение 1 

Физминутка «Карусели»

Мы на карусели сели

Еле- еле-еле- еле

Закружились карусели  (начинаем медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом  (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.  (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Пересели на качели:вверх качели, вниз качели

Вверх качели, вниз качели. (тянемся на носочках вверх- приседаем, тянемся на носочках- приседаем)

Раз- два, раз- два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы

Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной группы.

Тема: «Денежное царство».Продолжительность занятия: 30- 35 минут. Возраст детей: дети 6-7 лет подготовительная группа. Цели занятия:- сформировать представления у ...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы. Тема: "Понятие труда".

Формировать у детей первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".

Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".Цель: продолжать детей знакомить с понятием "реклама", учить правильно воспринимать рекламу, различать ловушки "ре...

Конспект СОД по формированию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование и создание необходимой мотивации для повышения знаний о финансовой грамотности, навыков сбережения и трат денежных средств; формировать умение правильно распоряжаться деньгами...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...

Конспект занятия на тему: «Финансовая грамотность» (для детей подготовительной группы)

Конспект   был составлен  и проведено занятие к конкурсу "Кем быть" в качестве предварительной работы....