Выступление на конференции по теме; "Введение старших дошкольников в мир экономики"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Метелкина Марианна Валерьевна

Данный материал был представлен на  XVI педагогической конференции и был рекомендован к публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение старших дошкольников в мир экономики

Астанина Ольга Анатольевна, воспитатель

Метелкина Марианна Валерьевна, воспитатель

МБДОУ № 49 «Росинка» г. Канска

Ни для кого не секрет, что человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью воспитанников, столкнулись с тем, что дети бездумно портят, ломают игрушки, проявляют неуважение друг к другу, к труду взрослых (младшего воспитателя, дворника), не рационально используют материалы для творчества. У детей нет понимания о стоимости, о ценности игрушки (предмета), о том, каким трудом она досталась родителям.

Перед нами встал вопрос, как научить детей бережно пользоваться общими игрушками, материалами для игр и занятий? Как доходчиво донести до детей: почему родители отказывают ребёнку в желаемой покупке, как объяснить, что следует уважать труд взрослых и то, что они делают для благосостояния семьи, людей, общества, т.е. как доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности. 

Прежде, чем начинать знакомить детей с основами финансовой грамотности, прошли курсы повышения квалификации, изучили нормативно-правовые требования в области финансовой грамотности, понятийный аппарат экономических терминов, ознакомились с образовательными авторскими программами.

Провели опрос детей, используя диагностическую методику А.Д.Шатовой. В итоге большинство детей затруднялись ответить на вопросы: Какие потребности необходимые, а какие не очень? Что такое семейный бюджет и из чего он состоит? Все ли можно купить за деньги? Откуда берутся деньги?

Для решения проблемы обозначили цель и задачи.

Цель:

способствовать вхождению ребёнка в современное экономическое пространство, предметный, рукотворный мир.

Задачи:

- формировать первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

- формировать представления о своевременных профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека;

- воспитывать уважение к труду и людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности, экономное расходование материальных ресурсов, а также воспитание трудолюбия, добросовестности, ответственности отзывчивости, сочувствия;

- применять полученные умения и навыки в самостоятельной, игровой деятельности, в реальных жизненных ситуациях;

- совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую социально-культурное становление дошкольников;

- организовать взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей, общественности;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Пришли к выводу, что наш опыт работы в данном направлении будет базироваться на основе Примерной парциальной образовательной программы, разработанной Банком России «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Данную программу реализуем в течение года с сентября по май, 36 занятий, периодичность занятий 1 занятие в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Для эффективной организации занятий создали онлайн-библиотеку методических материалов и наглядных пособий по экономическому воспитанию детей, которую пополняем в течение всего учебного года, что облегчает подготовку и проведение занятий и других мероприятий с детьми.

Задача нас, педагогов, заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению детей с азами экономики планируем и проводим по блокам:

- 1 блок «Труд и продукт труда» (товар)

- 2 блок «Деньги и цена» (стоимость) – с данными блоками дети знакомятся в старшей группе.

- 3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

- 4 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» с 3 и 4 блоками дети будут знакомиться в подготовительной к школе группе.

Знакомство детей с каждым блоком организуем поэтапно. Например, в рамках 1 блока:

- на первом этапе знакомим детей с трудом взрослых через различные виды деятельности: экскурсии, чтение художественной литературы, инсценирование сказок, демонстрацию познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать работу людей разных профессий; 

- на втором этапе знакомим с продуктами труда людей разных профессий;

- на третьем этапе через различные игры, проигрывание ситуаций, занятия по теме «Без труда нет жизни на земле» подводим детей к выводу, что весь окружающий предметный мир, без которого жизнь человека невозможна, создаются трудом и его необходимо уважать.

Для закрепления знаний детей о профессиях был реализован проект «Профессии наших родителей», во время которого некоторые дети посетили место работы своих родителей, увидели, что они делают, чтобы получать зарплату. Дети с родителями подготовили мини-сообщения и представили друзьям в группе.

Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Новые понятия и правила для детей вводим в форме стихов и загадок, чтобы облегчить запоминание трудных терминов и непривычных действий.

Наиболее рациональной формой организации обучения мы считаем занятие по типу игры, которое предусматривает элементы сюрпризности, введения сказочных героев, художественных образов, выполнение творческих заданий занимательного характера, использование различных игр (дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых). В ходе сюжетно-ролевых игр дети с удовольствием берут на себя роли продавцов, дизайнеров, конструкторов. На данный момент в сюжетно-ролевых играх ведущую роль занимаем мы сами (педагоги), т.к. дети еще не могут самостоятельно по своей инициативе (без помощи взрослого) организовать и развивать сюжет игры, над чем в дальнейшем предстоит работать.

В образовательном процессе по формированию экономических представлений у детей используем:

- пословицы и поговорки экономической направленности (среди них такие, как: «Без ума торговать - только деньги терять», «Без расчета жить - себя погубить», «Чтобы хорошо торговать – надо уметь рассуждать», «Копейка рубль бережет» и др.);

- экономические вопросы-задачки (направлены на закрепление полученных экономических знаний и формирование экономического мышления). Например: Почему на продуктовой ярмарке молоко, хлеб, конфеты стоят дешевле, чем в магазине? Когда больше спрос на шубки, зимой или летом?

- беседы, чтение художественной литературы (чтение подобных сказок способствует воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.);

- театрализованные сказки, игры;

- проблемные ситуации;

- творческо-трудовую деятельность;

­ мультипликационные фильмы, видеофильмы («Лето в Простоквашино», «Утиные истории», «Винни-Пух и все-все-все» и др.), где обсуждаем действия героев и формируем такие установки, чтобы дети принимали правильные решения, рационально поступали в разных ситуациях;

- экспериментирование, проектирование.

Для закрепления экономических знаний детей, полученных во время занятий, используем разные виды труда детей и режимные моменты (например, собираясь с детьми на прогулку, обращаем их внимание на необходимость выключать свет в помещении или выключать воду после мытья рук и т. п.)

Для достижения единства целей и задач по формированию у детей доступных экономических представлений организовали содержательное взаимодействие с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью. Сначала провели анкетирование родителей с целью получения информации об их отношении к организации обучения детей по теме «Финансовая грамотность», которое показало, что родители крайне редко беседуют с детьми о семейных экономических проблемах. Но большинство родителей 67% считают, что необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание и готовы всесторонне помогать и принимать участие в организации деятельности с детьми по данному направлению. А затем провели родительское собрание, на котором согласовали с родителями внедрение программы, познакомили их с задачами и содержанием экономического воспитания детей в детском саду и дома, подготовили буклеты и папки передвижки для ознакомления.

Направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников:

- информируем родителей о том, как проходит обучение и воспитание по финансовой грамотности, проводим открытые занятия, вечера вопросов и ответов;

- организуем педагогическое просвещение родителей (рассказываем им, как формировать у детей трудовые навыки и умения, обсуждаем потребности и желания и т.д.);

-  подготавливаем и предоставляем родителям перечень вопросов по финансовой грамотности для изучения дома с детьми, что помогает лучше разобраться в сложных для них вопросах и более качественно освоить пройденный материал;

- поддерживаем образовательные инициативы родителей, т.е. привлекаем их к участию в мероприятиях по данному направлению;

- используем для работы с семьей памятки, папки-передвижки. Темы папок самые разнообразные: «Мы идем в банк (магазин)», «Мы копим», «Наша семья трудится» и др. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней.

Для успешного осуществления педагогического процесса по данному направлению в группе создана и совершенствуется определенная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая социально-культурное становление дошкольников. РППС разделена на центры:

- информационный (произведения художественной литературы экономического содержания для дошкольников, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета, издержек и др.);

- занимательно-экономический (кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.);

- деятельностно-экономический (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки-предметы для организации таких сюжетно-ролевых игр, как «Банк», «Аукцион товаров», «Игрушечная фабрика», «Универсальный магазин», и др.; наборы различных материалов инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др.); модели денежных знаков, различных видов валюты, ценников, товаров и др.

С целью наполнения центров недостающими материалами по экономическому воспитанию детей мы обратились за помощью к родителям. Родители с удовольствием откликнулись на наше обращение и вместе с детьми дома сделали игровые модули «СТО», «Почта», «Больница, аптека», «Терминал», «Магазин», атрибуты к этим модулям, а также изготовили дидактические игры и наглядные пособия.

Для оценки эффективности педагогических действий по экономическому воспитанию детей в январе 2022г. проведено промежуточное обследование с помощью наблюдений, бесед, практических упражнений, игр, проблемных ситуаций. Отмечено, что у детей:

- появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач;

- дети знают современные профессии, содержание их деятельности (например, кондитер, программист, дизайнер и др.)

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками знакомые экономические понятия;

- стараются бережно и экономно использовать расходные материалы для игр и творческой продуктивной деятельности;

- стали более самостоятельными в принятии собственного решения, берут на себя
ответственность за выполнение поставленных задач.

В дальнейшем продолжим работу по формированию умений и навыков у детей самостоятельно, по своей инициативе (без помощи взрослого) организовывать и развивать сюжетно-ролевые. В подготовительной группе с детьми планируем освоить 3 и 4 блоки «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» и «Полезные экономические навыки и привычки в быту» и организовать «Экономический аукцион» с детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

Методическое выступление "Формирование экологического мышления у старших дошкольников"

Разработка методического выступления на педсовете в детском саду....

Методическая разработка «Развитие логического мышления старших дошкольников через введение в мир экономики»

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умс...

презентация по теме "Веселые задачки по экономике для старших дошкольников"

начальное обучение финансовой грамотности детей...

Выступление из опыта работы "Обучение старших дошкольников сочинению сказок"

Сочинение сказок - эффективное средство развития речи дошкольников...

Презентация "Математика и экономика для старших дошкольников"

Актуальность:Необходимость приобщения дошкольников к экономике связано с тем, что им предстоит жить в ХХI веке с его сложными социальными и экономическими взаимоотношениями.Первые шаги в мир экономики...