Финансовая грамота Старшая группа
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Аббясова Адиля Зерановна

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей старшей и подготовительной группы к примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет разработано в рамках реализации п.3 «дорожной карты» по основам финансовой грамотности в образовательных организациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finan._gramota_starshaya_gr.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  8

к планированию образовательной деятельности

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЭКОНАМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ №4

2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Автор: Шевченко В.С., старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО «АмИРО».

 

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей старшей и подготовительной группы к примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет разработано в рамках реализации п.3 «дорожной карты» по основам финансовой грамотности в образовательных организациях Амурской области в 2018/19 учебном году.

 

Утверждено на заседании кафедры теории и методики дошкольного  и начального общего образования.  Протокол заседания кафедры № 1 от 11.09.2018 г.

 

Рекомендовано к использованию рабочей группой по разработке программы по основам финансовой грамотности для дошкольных образовательных организаций (приказ о создании рабочей группы № 221 от 06.09.2018 г.). Протокол заседания рабочей группы №1 от 12.09.2018 г.

 

Пояснительная записка

Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей старшей и подготовительной группы составлено в соответствии с примерной парциальной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет далее Программа.

Примерное комплексно-тематическое планирование разработано в соответствии с оптимальным режимом работы с детьми по Программе – не реже одного раза в месяц и носит рекомендательный характер, т.к. Программа не задаёт воспитателю конкретные темы для проработки с детьми, а определяет лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию её развёртывания как основную, смыслообразующую, и строить от неё переходы к другим формам. Программа оставляет право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Месяц

Тема

Содержание

Оборудование

Сентябрь

«Деньги. Монеты.

Банкноты»

Беседа с детьми о том, как выглядят современные деньги, они бывают разного достоинства, ценности. В каждой стране свои деньги, которые называются по - разному (рубли, доллары, евро, юани и т.д.). Зачем менять деньги одной страны на деньги другой? Откуда берутся деньги? Что такое зарплата? Зарплата зарабатывается честным трудом, деньги нельзя красть, выпрашивать. Чем можно заменить банкноты в современных кошельках? (пластиковые карты). Интересные факты о деньгах: во Вьетнаме деньги печатают из тонкого пластика; юани - самая грязная банкнота в мире; евро печатают на бумаге с антибактериальной пропиткой и т.д.

Создать альбом нумизмата «Деньги разных стран мира».

Основные понятия: деньги, монеты, банкноты, зарплата

Картинки или презентация денег разных стран, монет, банкнот

Октябрь

23 октября - День работников рекламы

«Реклама»

Чтение русской народной сказки «Лапти - лаптищи». Обсудить с детьми:  1) Почему лиса смогла обменять старый лапоть на петушка, поросёнка и бычка?

  1. Почему эти же лапти пёс, волк и медведь не смогли продать?
  2. Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме осуществляется?

Рассказ воспитателя о том, что такое реклама.

Как реклама влияет на человека?

Игра: «Сочини рекламу» - ребёнок выбирает любой предмет, игрушку и рекламирует его.

Задание для совместного творчества детей и родителей – создать собственную рекламу (в форме рисунков, в стихах и прозе). Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы

Книга         с         р.н.с.         «Лапти         - лаптищи».

Подбор разнообразных форм и видов буклетов, плакатов, афиш, флаеров с рекламой

Ноябрь

11 ноября - Всемирный день шопинга

«Бережёная посуда два века стоит»  По мотивам сказки

Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, если аккуратно, бережно и  правильно с ними обращаться. Как Федора обращалась с посудой? Почему? Какой она была хозяйкой?  

Обсудить пословицу «Бережёная посуда два века стоит».  Рассмотреть картинки красивой посуды выставленной в музеях. Создать красивую

Сказа К.И. Чуковского «Федорино горе» с иллюстрациями.

Подбор         картинок         посуды выставленной в музее.

Материалы и оборудование

К.И. Чуковского

«Федорино горе».

 

вещь – это искусство, ею восхищаются люди многих поколений. Лепка с детьми красивой посуды из пластилина, глины, солёного теста.

Основные понятия: продукты труда

для творчества

Декабрь

«Семейный бюджет»

Что такое семейный бюджет, из чего он складывается. Доход семьи (это все деньги, которые получают все члены семьи: если сложить зарплату мамы, папы, пенсию бабушки и дедушки – это всё вместе и будет семейный бюджет) и расход (сколько платим за тепло, свет, воду, детский сад и т.д.). Нужно уметь планировать расходы семьи исходя из семейного бюджета.  

Обсудить, что можно купить на 50 рублей и на 300 рублей.

Игра: «Распредели семейный бюджет». Детям предлагаются конвертик с бюджетом семьи, и предлагаются карточки с вариантами необходимых расходов, и карточки свободного выбора. Основные понятия: бюджет, доход, расход

Индивидуальные наборы с банкнотами разной стоимости для каждого ребёнка. Карточки с вариантами необходимых расходов семьи (детский сад, свет, вода, тепло, питание) и карточки свободного (не обязательного) выбора (игрушки, машина,

квартира, сладости и т.д.)

Январь

«Потребности человека»

Дети берут любой предмет в группе, который им нужен, нравится, и говорят,  для чего он им необходим. Беседа с детьми о том, что такое потребности. Человек каждый день в чём-то нуждается: еда, отдых, сон, игра, предметы быта и т.д., то есть является потребителем. Существуют физиологические потребности, потребность в безопасности и сохранении здоровья, потребность в семье и общении, потребность в образовании. Всё человечество является потребителями, т.е. мы приобретаем, покупаем то, что нам необходимо для жизни, работы, отдыха и т.д.  

Отгадывание загадок о потребностях людей, отгадки в виде картинок появляются на доске. Затем можно предложить разделить потребности по степени их необходимости человеку и сделать вывод, что есть потребности, без которых человек не сможет прожить и дня, а есть потребности, без которых человек может обойтись какое-то время.  

Основные понятия: потребитель, потребность

Подобрать загадки о предметах, вещах, продуктах которые необходимы человеку каждый день, и картинки с их изображением

Февраль

«Юный бизнесмен»

 

 

Беседа с детьми о профессии, показать картинки, фотографии бизнесмена. Рассмотреть рабочее место, какие предметы труда использует в работе, как одет. Описать какой он (деловой, серьёзный, строгий, уверенный  и т.д.), чем занимается (разговаривает по телефону,

Подобрать различные картинки с бизнесменом на своём рабочем месте

с подчинёнными и т.д.).

Бизнесмен - это человек, который управляет своей собственной компанией, предприятием, фирмой, магазином и получает прибыль. Он работает сам на себя, его доход зависит от того, как он работает. У него нет чёткого графика работы, в любой момент он может приступить к работе, выехать на деловую встречу и днём и ночью.  Основные понятия: бизнес, бизнесмен, бизнеследи

Март

«Масленичная ярмарка»

Организовать и  провести праздник на уровне детского сада или отдельно взятой группы. Дети с музыкальным руководителем готовят небольшой концерт.  

Совместно с родителями и воспитателем готовят товары для ярмарки: пекут блины, вафли, пирожки, варенье, мастерят поделки и т.д. После концерта дети встают за прилавки и зазывают покупать товар – выступают в роли продавцов, а родители - покупатели. Организовать чаепитие – чай из самовара.  

На полученные деньги дети решают, что необходимо приобрести в группу для общего пользования.

Основные понятия: покупатель, продавец, товар.

Подготовить атрибуты для праздника в соответствии с

тематикой

Апрель

21 апреля - День главного бухгалтера «Знакомство с профессией Бухгалтер»

 

 

Познакомить с профессией бухгалтер. Рассмотреть картинки с изображением бухгалтера на рабочем месте. Какие предметы труда использует, как одет. Чем занимается? История появления профессии бухгалтер.

Если среди родителей есть бухгалтер, пригласить маму или др. родственников, чтобы рассказали о своей работе.

По возможности – экскурсия в бухгалтерию.

Сюжетно-ролевая игра: «В овощной магазин привезли товар». Продавец не может сразу разложить товар на полку, бухгалтеру необходимо оформить документы на поступивший товар. Дети рисуют овощи и записывают количество цифрой. Затем товар можно разложить на полку и покупать. Продавец кладёт деньги в кассу, а затем все деньги отдаёт бухгалтеру. Бухгалтер пересчитает деньги и разделит их на зарплату работникам магазина и оплату налога.

Основные понятия: бухгалтер, заработная плата.

Подобрать картинки с изображением бухгалтера. Стихотворение о профессии. Набор овощей, листочки с таблицей для игры

Название овоща

Коли- чество штук

 

 

 

 

Май

 «Детям об экономике» «Кто не бережёт копейки, сам рубля не стоит»

Итоговая НОД. Беседа с детьми о науке экономике, науке, которая учит быть экономным, знать цену каждой вещи и бережно к ней относиться, ценить труд людей как основную деятельность человека, источник средств для его существования. Наука о деньгах и о том, как правильно их потратить. История появления экономики как науки.

Назвать профессии, связанные с деньгами, рекламой, торговлей, финансами и т.д.

Основные понятия: экономика

Подготовить         итоговую презентацию по изученному курсу

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессии. Финансовая грамотность. Старшая группа.2020г.

Финансовая грамотность детей. Консультация для родителей(дистанционная) «Семейный бюджет».  Дети быстро растут. Наша общая задача дать им такие знания, которые помогут ...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности (старшая группа) «Почему взрослые работают?»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», &la...

Перспективное планирование на год ОО "Финансовая грамотность" старшая группа

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понят...

Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ  ГРУППА)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность). Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (финансовая грамотность)....

Непосредственно–образовательная деятельность «Обучение Буратино финансовой грамотности» (старшая группа 5-6 лет)

НОД «Обучение Буратино финансовой грамотности» (старшая группа 5-6 лет) Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обм...

Анкета для родителей по финансовой грамоте старшая группа

Анкета для родителей.«Мой ребенок и финансовая грамота»(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ) 1.Нужно ли де...