Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Маркова Марина Александровна

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить технологию формирования основ финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами. Правильное отношение к финансовом ресурсам и их целевому предназначению;
  • Подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  •  Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними. Мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • Способствовать формированию гармоничной личности, обозначающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
  • родителей к работе по формированию финансовой культуры детей;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

 

Актуальность

Невозможно вырастить гармоничного развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семь, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары. Продукты, цены, дёшево. Дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту. Так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость. Сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность работы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях.

 

Поставленные задачи по блокам:

Блок «Без труда нет жизни на земле»

  • способствовать финансовому просвещению и воспитанию дошкольников посредством формирования у них уважительного отношения к труду, осознания того, что благодаря труда создается предметный мир, а человек получает средства к существованию.

Блок «Что такое деньги. откуда они берутся и заем они нужны»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами).

Блок «Покупаем, продаем, обмениваем»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с рациональными приобретения товаров.

Блок «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

     Блок «Учимся занимать и отдавать долги»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения жить по средствам, ответственно и серьезно относясь к взятым обязательствам.

     Блок «Учимся планировать»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения ставить цели и достигать результатов.

     Блок «Богатство и бедность»

  • Способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования адекватного представления о богатстве и бедности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

сроки

Формы работы

Практический выход

самореализация

С детьми

С родителями

С педагогами

сентябрь

- Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала.

- Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста

- Изучение методической литературой.

Блок «Без труда нет жизни на земле»

  • Игровое Занятие 1. Труд основа жизни
  • Беседа на тему: Что такое труд и почему он необходим людям?
  • Беседа на тему: Кто такой трудолюбивый человек?
  • Стихотворение «Самокат», рассказ «Заплатки»
  • Игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности»

Папка-передвижка «Наша семья трудится»

Памятка для родителей «Труд»

Обсуждение и утверждение темы самообразования на установочном педагогическом совете.

План работы по теме самообразования.

октябрь

Проведение родительского собрания с включением темы самообразования

  • Игровое Занятие 2. Работать и зарабатывать
  • Обсуждаем понятия: работать и зарабатывать.
  • Дидактическая игра «Вот так заработали!»
  • Игровое Занятие 3. Все работы хороши, выбирай на вкус
  • Беседа на тему: Что такое профессия?
  • Дидактическая игра «Что создается трудом. Как продут труда превращается в товар»
  • Викторина «Угадай профессию» и отгадай загадки

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.

Деловая игра «Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников»

Тематический стенд о труде

Фотовыставка «Мы трудимся в детском саду»

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

ноябрь

Изготовление  информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел

Блок «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

  • Игровое Занятие 1. Как придумали деньги
  • Тематический стенд «деньги: какими они были и какими они стали (эволюция денег)
  • Беседа: что такое деньги, зачем их придумывали и используют?
  • Игровое Занятие 2. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся
  • Ролевая игра-обсуждение «Нарисуем деньги для нашей группы»
  • Игровое Занятие 3. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка
  • Беседа: Как деньги попадают к нам в дом?
  • Игровое обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь»

Папка-передвижка «Мы идем в банк»

Проведение «Неделя молодого педагога» разработка единой концепции Недели, плана мероприятий с активной включенностью молодых специалистов.

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Оформление фотоальбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение информа-ционной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.

декабрь

Изготовление Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Блок «Покупаем, продаем, обмениваем»

  • Игровое занятие 1. Потребности и желания
  • «Исследуем, что необходимо человеку для жизни»
  • Ролевая игра-обсуждение «Выбираем самое важное»
  • Игровое занятие 2. Где покупают и продают разные товары
  • Игра «Где что купить?»
  • Игровое занятие 3. Стоимость и цена товара
  • Игра «Сколько это стоит?»
  • Игра «Дорого-дешево, выгодно-невыгодно»

Папка-передвижка «Мы идем за покупками»

Памятка для родителей «Покупаем. Потребности и желания»

Мини-спектакль «Желание Волчонка-зубастика»

Тематический стенд «Куда мы ходим за покупками»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

январь

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях по теме  самообразования.

Блок «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

  • Игровое занятие 1. «Тратим разумно, экономим»
  • Игра «Деньги получили – ерунду накупили»
  • Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»
  • Игровое занятие 2. «Копим и  сберегаем»
  • Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Мастер-класс по изготовлению мыла ручной работы с логотипом детского сада

Папка-передвижка «Мы копим»

Памятка для родителей «Тратим разумно, сберегаем»

Подготовка к педсовету № 3 «Обеспечение преемственности формирования единой образовательной среды на уровне детский сад- семья в области речевого развития»

Мини-спектакль «Хочу-могу»

Наша мастерская: «Мыло ручной работы с логотипом детского сада»

• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

февраль

Выступление на всероссийском научно-практическом семинаре

(Открытая площадка передового педагогического опыта)

Блог «Учимся занимать и отдавать долги»

  • Игровое занятие 1. «Занимаем и одалживаем»  
  • Игровое занятие 2. «Долги»
  • Игровое занятие 3. «Заплатить долг скорее, так будет веселее»

Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

Памятка для родителей «Долг. Ответственность»

Мастер-класс по изготовлению денежного дерева Символ России-Береза»

Мастер-класс: Транслирование опыта педагогической деятельности в сетевых сообществах»

Наша мастерская: «Денежное дерево Символ России-Береза»

Мини-спектакль «долг платежом красен»

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

март

Посещение открытых педагогических мероприятий педагогами ДОУ

Блог «Учимся планировать»

  • Игровое занятие 1. «Все по плану!»
  • Игра «План покупок»
  • Игра «План на следующий день»
  • Игровое занятие 2. «Ставим цели»
  • Игра «Наши цели»
  • Игровое занятие 3. «Игра-праздник «Русская ярмарка»

Папка-передвижка «Мы планируем»

Тематическая памятка «Планирование»

Участие в игре-праздник «Русская ярмарка

Круглый стол: Субъекты образовательных отношений»

Ира-праздник «Русская ярмарка»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

апрель

Блок «Богатство и бедность»

  • Игровое занятие 1. «Хочу купить всё!»
  • Игровое занятие 2. «Наше богатство»
  • Игровое занятие 3. «Жадность»
  • Игровое занятие 4. Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность»

Тематическая памятка «Богатство и бедность»

Привлечение к оказанию содействия в организации и проведении Конференции «Первые шаги во Вселенную» - выступление с творческим докладом (старший дошкольный возраст.) «65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли»

• Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом

• Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

май

Составление отчета о проделанной работе за учебный год.

Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

Подготовка к педагогическому совету № 4 «Анализ деятельности педагогического 2023-2024 учебный год»

Отчет по реализации плана самообразования с учетом годовых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...