Театрализованная деятельность — как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Варавина Надежда Сергеевна

Финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку, у которого каждую минуту возникает множество вопросов?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность — как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку, у которого каждую минуту возникает множество вопросов?

В дошкольном детстве ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому необходимо, с дошкольного возраста внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин за продуктами; когда с бабушкой в Сбербанке вносят плату квартиру; когда папа дарит на день рождения деньги, не подозревая, что в этом есть своя специфика, которая формирует у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми.

Возраст 5-7 лет это оптимальное время для знакомства с основами финансовой грамотности детей, которую можно осваивать ещё до школы. Очень важно, чтобы дети имели представления о финансах и их значении в жизни человека.

Как можно грамотно повысить финансовую культуру детей?

Одним из самых эффективных методов обучения является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность помогает:

-развивать экономический образ мышления;

- формировать правильную модель для решения элементарных вопросов, экономических взаимоотношений;

-способствуют раскрытию личности ребёнка, творческого потенциала, его индивидуальности;

-развивает речь и её выразительность;

- социальные навыки;

- создаёт условия для общения взрослых и детей.

К ней относятся: мини – постановки и обучающие сказки. Они обогащают внутренний мир ребенка, доступны по содержанию, что дает возможность их обсуждения, небольшие по времени, не позволяют нестойкому вниманию детей рассредоточиться.

Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребенком на серьезные темы.

Познавательные, веселые постановки учат детей рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать память, внимание, наблюдательность, знакомят с азами финансовой грамотности. Дети легко усваивают основные понятия, погружаясь в сказку, получают знания, которые станут в будущем основой для формирования финансовой грамотности.

Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребёнком на серьёзные темы. Мир сказок всегда добр, а именно это качество учит ребёнка ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Трудности преодолеваются, даже самый сложный путь рано или поздно приводит к цели. Именно они так ненавязчиво и так глубоко прививают нам неприложные истины:"Слабых не обижай!"- говорит нам сказка про Медведя. "Помогай всем, кто просит!"- учат приключения Ёжика." Не дай себя обмануть!"- предупреждают сказки про лис. И маленький человек обязательно сделает правильные выводы.

Обучающие сказки вырабатывают у детей начальные навыки обращения с деньгами, научат соотносить «хочу» и «могу», принимать свои первые финансовые решения. В связи с этим старшему дошкольнику следует давать первоначальные знания об экономике, о таких экономических понятиях, как:

  • Трудиться, работать, зарабатывать;
  • Тратить, расходовать, покупать;
  • Откладывать, копить, сберегать;
  • Занимать, одалживать, возвращать, отдавать;
  • Планировать, экономить, транжирить

Все эти понятия формируются в быту и в играх, но особенно полезно закреплять их с помощью сказок. Волшебные детские произведения наглядно отображают финансовые понятия, особенно, если их разыграть, например, в настольном театре или через сказку изучается детьми ненавязчиво, легко и весело.
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Все мы с детства любим читать, у каждого есть любимые сказки, сказки-помощники. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость, а также помогают развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена-бартера.

Давайте возьмем, к примеру, венгерскую народную сказку ㅡ «Два жадных медвежонка».

Чему может научить эта сказка? ... Она научит не только тому, что жадность не приведет ни к чему хорошему, но и таким понятиям как «поровну», «больше», «меньше».

  А в какой ещё сказке можно закрепить эти понятия?   

 Эти же понятия отлично закрепит любимая многими малышами сказка ㅡ «Три медведя». В ней сравниваются размеры стульев, тарелок с ложками и кроватей.
В сказке «Репка» наглядно показан первый математический ряд в жизни ребенка: от большего ㅡ к меньшему, от большой-пребольшой репки с дедкой ㅡ до малюсенькой мышки.

А как вы думаете, чему научит сказка Теремок?
Благодаря сказке «Теремок» или похожей на нее «Рукавичке» малыш получит первые уроки сложения «+1»: «Стали они вдвоем жить, затем втроем и т.д.»
Всеобщий любимец «Колобок» формирует необходимый навык пространственного мышления. Попробуйте нарисовать с малышом карту путешествия колобка: где его путешествие началось, где он встретил зайца и т.д. В принципе, все сказки или истории про путешествия развивают ориентацию в пространстве. Это и «Гуси-лебеди», и «Кот в сапогах», и «Приключения Незнайки и его друзей»,  а также «Волшебник изумрудного города». 

 О соблюдении условий для получения результата расскажет и сказка «Бобовое зернышко». В ней курочке, чтобы принести петушку водицы, пришлось немало потрудиться: для водички нужен листочек, а для листочка — ниточка, для ниточки — гребень и т.д.
Игры и сказки — прекрасная альтернатива карточкам и прописям. Они интересны детям и развивают как память, внимание и речь, так и формируют основные навыки математического мышления. Изучение математики через сказку доступно совсем маленьким детям, проходит легко и гармонично. Сказка — это поистине удивительное сокровище, имеющее огромный потенциал для обучения и развития ребенка.

Финансовое воспитание детей – важная часть образовательного процесса. Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо помочь социализироваться и достичь успеха в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников презентация

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Рассматривается дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников. Авто...

Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...