Доклад "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Даниленко Алла Васильевна

Доклад " формирование духовно-нравственных ценностей у детей сторшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые технологии24.65 КБ
Файл финансовая гаммотность24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»

Цель: Создание условий для передачи опыта финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности и формирование духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

  Оборудование: презентация, карточки с заданиями, монеты для голосования.

Ход мастер-класса:

Актуальность. Слайд 2-3 Существует общепризнанное мнение о том, что деньги и нравственность несовместимы, но и в русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: Павел Третьяков, Савва Морозов, Михаил Прохоров, Алишер Усманов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова. Эти и другие неравнодушные люди создавали на собственные деньги картинные галереи, библиотеки, открывали сиротские дома, школы и больницы для бедных, восстанавливали исторические здания, оказывали помощь театральным труппам или отдельным актерам. Благодаря их стараниям раньше организовывались благотворительные балы, устраивались елки для малоимущих, и сегодня собираются большие суммы для лечения больных и поддержки талантливых детей.

Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением, а людей, способных проявлять милосердие было больше. Поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности сохранять и развивать культуру и искусство, помогать тем, кому плохо.

Целесообразность обучения детей (даже школьного возраста) финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и чтобы их избежать нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий.

Слайд 4 Современные дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Однако, полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях опасно, ведь такие понятия как «деньги»«богатство»«бедность»«реклама»«кредит» должны нести не только экономический смысл, но и воспитательный потенциал. Отрадно, что наше мнение по данному вопросу совпадает с мнением великого педагога Антона Семёновича Макаренко.

Слайд 5 Действительно, знакомить дошкольников с деньгами необходимо, а помочь в этом способны программы финансовой грамотности. Стоит отметить, что на сегодняшний день идея ознакомления дошкольников с основами экономики широко поддерживается на уровне государства. В помощь педагогам и парциальные программы, разработанные Банком России, и методические разработки практических педагогов на эту тему.

Слайд 6Мы реализуем в нашем детском саду программу «Обучение основам финансовой грамотности дошкольников», которая составлена на основе программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», разработанной авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа.

Слайд 7 На уровне предметного содержания реализуемой нами программы создаются условия для воспитания таких духовно-нравственных категорий как: патриотические чувства, основы трудолюбия, ценностное отношение к природным ресурсам; основы нравственного поведения в экономике.

Слайд8 Вместе с детьми осваивают финансовую грамотность и путешествуют по стране Финансов 2 героя (Зайка и Незнайка). Зайка на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». А Незнайка – не задумываясь, говорит «Ай, пусть будет так».

Слайд 9 Программа состоит из девяти тематических блоков. На занятиях дети знакомятся с понятием «Деньги»: с историей их появления, современными деньгами и их стоимостью. Узнают, как заработать и грамотно потратить деньги, знакомятся с понятием «меценатство». Учатся экономить и копить деньги, разбираются как приобрести недорогой, но полезный и приятный подарок, уясняют, что все же лучший подарок тот, что сделан своими руками. Мы рассказываем о том, как дети могут увеличить свои сбережения. Знакомим с круговоротом денег в производстве, с безопасностью, учим бережливости в различных смыслах этого слова: как сберечь свои накопления и ресурсы на нашей планете. Особенно нравится детям почувствовать себя маленькими бизнесменами, проявить свою находчивость, предприимчивость. Они осознают, что предприимчивый человек, имеющий какие-то сбережения, вещи или навыки, может поделиться ими с нуждающимися.

Слайд 10А главное, дети понимают, что в жизни не все продается и покупается. Радость, любовь родных – за деньги не купишь.

Вы еще сомневаетесь в том, что можно поставить рядом финансовую грамотность и нравственность? Да, вопрос этот сложный, но решаемый, и я надеюсь, что вместе мы в нем разберемся. Давайте попробуем заработать и правильно потратить определенную сумму денег. За каждое грамотно выполненное задание мы сможем получить монетки.

Слайд11-14 А начать я предлагаю с «Виртуального диалога с великими людьми».

  1. Писатель Джош Биллингс однажды высказал следующую мысль: "За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не смогут заставить его радостно вилять хвостом." Присоединитесь ли вы к его мнению? Почему вы так считаете?
  2. Интересно, как вы отнесетесь к высказыванию писателя Генри Торо: "На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается" Приведите примеры из своего опыта?
  3. Философ Фрэнсис Бэкон рассуждал о богатстве следующим образом: "Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами." Согласны ли вы с ним?

Слайд-15 Вы проявили активную жизненную позицию в этом диалоге и получаете 1-ю монету.

Слайд 16А сейчас предлагаю вам стать участниками экономической викторины с нравственным уклоном.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую поговорку: «Хороший товар сам себя…

Хвалит»

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название какого насекомого положено в основу названия рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха

Слайд 17 Нам удалось заработать еще 2 монеты.

Одной из форм передачи детям житейской мудрости, в том числе и в отношении финансов, являются сказки. И сейчас я предлагаю вам в очередной раз в этом убедиться. Для этого я приглашаю фокус группу из 3-х человек. Задание, следующее: в указанной сказке выделить 2 составляющие: экономическую и нравственную. Свои выводы можно изложить произвольно, а можно с помощью пословиц и поговорок. Например, чему может научить сказка «Курочка Ряба» с финансовой точки зрения, а с нравственной?

А теперь возьмите карточки и поработайте со сказками, указанными на них.

А пока девушки готовятся, предлагаю всем остальным найти в сказках экономическую составляющую. Слайд 18-22

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия из печи до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах»

Слайд 23 И нам удалось заработать еще 4 монеты.

Слайд 24 А теперь послушаем ответы участников фокус-группы.

Уважаемые участники фокус-группы, я благодарю вас. С вашей помощью мы заработали еще 3 монеты. Пройдите, пожалуйста, в зал.

Слайд 25 Итак, благодаря умственному труду мы заработали 10 монет.

Слайд 26 Предлагаю посмотреть, что мы можем с ними сделать:

  1. Потратить на путешествие, но для этого вам придется взять еще 10 монет в кредит.
  2. Поучаствовать в благотворительности и порадовать своих близких.
  3. Положить в банк под хорошие проценты.

Интересно, а что думают об этом мои помощники? Незнайка «Ай, мне всё равно!» Зайка «Нужно подумать!».

А как поступите вы? Предлагаю коллегиально и в тоже время учитывая мнение каждого, решить, как потратить или все же сохранить наши деньги. У каждого из вас есть жетоны (они двухсторонние), цвета которых соответствуют цветам сегментов на нашем рекламном плакате. Выберите, к какому варианту вы больше склоняетесь и поднимите жетон данного цвета (голосовать можно только один раз). Если вы сделали другой выбор, то поднимите белый жетон. Предлагаю Вам немного подумать, а пока вы делаете свой выбор я расскажу немного о методах и приемах, которыми я пользуюсь для достижения своей цели по воспитанию духовно нравственных качеств в процессе занятий по финансовой грамотности, некоторые из которых сегодня использовала при общении с вами. Внимание на экран. Слайд 27

Словесные: объяснение, инструкция, беседа, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО

Практические: моделирование, элементарные опыты и эксперименты

Игровые: сюрпризный момент, использование героев; игровые действия и ситуации; элементы соревнования

Слайд 28 Анализ выбора: Уважаемые коллеги. Вы подумали, сделали свой выбор. А сейчас я попрошу вас поднять свои жетоны.

Вижу, что часть нашей аудитории планируют отправиться в путешествие.

Есть коллеги, которые предлагают сохранить и приумножить сбережения.

Но большинство из нас выбрали благотворительность, значит наше общение не прошло даром. И мы уверены, что в работе с детьми также будут положительные результаты. Спасибо за внимание слайд 29



Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»

Цель: Создание условий для передачи опыта финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности и формирование духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

  Оборудование: презентация, карточки с заданиями, монеты для голосования.

Ход мастер-класса:

Актуальность. Слайд 2-3 Существует общепризнанное мнение о том, что деньги и нравственность несовместимы, но и в русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: Павел Третьяков, Савва Морозов, Михаил Прохоров, Алишер Усманов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова. Эти и другие неравнодушные люди создавали на собственные деньги картинные галереи, библиотеки, открывали сиротские дома, школы и больницы для бедных, восстанавливали исторические здания, оказывали помощь театральным труппам или отдельным актерам. Благодаря их стараниям раньше организовывались благотворительные балы, устраивались елки для малоимущих, и сегодня собираются большие суммы для лечения больных и поддержки талантливых детей.

Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением, а людей, способных проявлять милосердие было больше. Поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности сохранять и развивать культуру и искусство, помогать тем, кому плохо.

Целесообразность обучения детей (даже школьного возраста) финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и чтобы их избежать нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий.

Слайд 4 Современные дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Однако, полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях опасно, ведь такие понятия как «деньги»«богатство»«бедность»«реклама»«кредит» должны нести не только экономический смысл, но и воспитательный потенциал. Отрадно, что наше мнение по данному вопросу совпадает с мнением великого педагога Антона Семёновича Макаренко.

Слайд 5 Действительно, знакомить дошкольников с деньгами необходимо, а помочь в этом способны программы финансовой грамотности. Стоит отметить, что на сегодняшний день идея ознакомления дошкольников с основами экономики широко поддерживается на уровне государства. В помощь педагогам и парциальные программы, разработанные Банком России, и методические разработки практических педагогов на эту тему.

Слайд 6Мы реализуем в нашем детском саду программу «Обучение основам финансовой грамотности дошкольников», которая составлена на основе программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», разработанной авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа.

Слайд 7 На уровне предметного содержания реализуемой нами программы создаются условия для воспитания таких духовно-нравственных категорий как: патриотические чувства, основы трудолюбия, ценностное отношение к природным ресурсам; основы нравственного поведения в экономике.

Слайд8 Вместе с детьми осваивают финансовую грамотность и путешествуют по стране Финансов 2 героя (Зайка и Незнайка). Зайка на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». А Незнайка – не задумываясь, говорит «Ай, пусть будет так».

Слайд 9 Программа состоит из девяти тематических блоков. На занятиях дети знакомятся с понятием «Деньги»: с историей их появления, современными деньгами и их стоимостью. Узнают, как заработать и грамотно потратить деньги, знакомятся с понятием «меценатство». Учатся экономить и копить деньги, разбираются как приобрести недорогой, но полезный и приятный подарок, уясняют, что все же лучший подарок тот, что сделан своими руками. Мы рассказываем о том, как дети могут увеличить свои сбережения. Знакомим с круговоротом денег в производстве, с безопасностью, учим бережливости в различных смыслах этого слова: как сберечь свои накопления и ресурсы на нашей планете. Особенно нравится детям почувствовать себя маленькими бизнесменами, проявить свою находчивость, предприимчивость. Они осознают, что предприимчивый человек, имеющий какие-то сбережения, вещи или навыки, может поделиться ими с нуждающимися.

Слайд 10А главное, дети понимают, что в жизни не все продается и покупается. Радость, любовь родных – за деньги не купишь.

Вы еще сомневаетесь в том, что можно поставить рядом финансовую грамотность и нравственность? Да, вопрос этот сложный, но решаемый, и я надеюсь, что вместе мы в нем разберемся. Давайте попробуем заработать и правильно потратить определенную сумму денег. За каждое грамотно выполненное задание мы сможем получить монетки.

Слайд11-14 А начать я предлагаю с «Виртуального диалога с великими людьми».

  1. Писатель Джош Биллингс однажды высказал следующую мысль: "За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не смогут заставить его радостно вилять хвостом." Присоединитесь ли вы к его мнению? Почему вы так считаете?
  2. Интересно, как вы отнесетесь к высказыванию писателя Генри Торо: "На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается" Приведите примеры из своего опыта?
  3. Философ Фрэнсис Бэкон рассуждал о богатстве следующим образом: "Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами." Согласны ли вы с ним?

Слайд-15 Вы проявили активную жизненную позицию в этом диалоге и получаете 1-ю монету.

Слайд 16А сейчас предлагаю вам стать участниками экономической викторины с нравственным уклоном.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую поговорку: «Хороший товар сам себя…

Хвалит»

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

4. Название какого насекомого положено в основу названия рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха

Слайд 17 Нам удалось заработать еще 2 монеты.

Одной из форм передачи детям житейской мудрости, в том числе и в отношении финансов, являются сказки. И сейчас я предлагаю вам в очередной раз в этом убедиться. Для этого я приглашаю фокус группу из 3-х человек. Задание, следующее: в указанной сказке выделить 2 составляющие: экономическую и нравственную. Свои выводы можно изложить произвольно, а можно с помощью пословиц и поговорок. Например, чему может научить сказка «Курочка Ряба» с финансовой точки зрения, а с нравственной?

А теперь возьмите карточки и поработайте со сказками, указанными на них.

А пока девушки готовятся, предлагаю всем остальным найти в сказках экономическую составляющую. Слайд 18-22

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия из печи до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах»

Слайд 23 И нам удалось заработать еще 4 монеты.

Слайд 24 А теперь послушаем ответы участников фокус-группы.

Уважаемые участники фокус-группы, я благодарю вас. С вашей помощью мы заработали еще 3 монеты. Пройдите, пожалуйста, в зал.

Слайд 25 Итак, благодаря умственному труду мы заработали 10 монет.

Слайд 26 Предлагаю посмотреть, что мы можем с ними сделать:

  1. Потратить на путешествие, но для этого вам придется взять еще 10 монет в кредит.
  2. Поучаствовать в благотворительности и порадовать своих близких.
  3. Положить в банк под хорошие проценты.

Интересно, а что думают об этом мои помощники? Незнайка «Ай, мне всё равно!» Зайка «Нужно подумать!».

А как поступите вы? Предлагаю коллегиально и в тоже время учитывая мнение каждого, решить, как потратить или все же сохранить наши деньги. У каждого из вас есть жетоны (они двухсторонние), цвета которых соответствуют цветам сегментов на нашем рекламном плакате. Выберите, к какому варианту вы больше склоняетесь и поднимите жетон данного цвета (голосовать можно только один раз). Если вы сделали другой выбор, то поднимите белый жетон. Предлагаю Вам немного подумать, а пока вы делаете свой выбор я расскажу немного о методах и приемах, которыми я пользуюсь для достижения своей цели по воспитанию духовно нравственных качеств в процессе занятий по финансовой грамотности, некоторые из которых сегодня использовала при общении с вами. Внимание на экран. Слайд 27

Словесные: объяснение, инструкция, беседа, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО

Практические: моделирование, элементарные опыты и эксперименты

Игровые: сюрпризный момент, использование героев; игровые действия и ситуации; элементы соревнования

Слайд 28 Анализ выбора: Уважаемые коллеги. Вы подумали, сделали свой выбор. А сейчас я попрошу вас поднять свои жетоны.

Вижу, что часть нашей аудитории планируют отправиться в путешествие.

Есть коллеги, которые предлагают сохранить и приумножить сбережения.

Но большинство из нас выбрали благотворительность, значит наше общение не прошло даром. И мы уверены, что в работе с детьми также будут положительные результаты. Спасибо за внимание слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....