Проект "Неделя финансовой грамотности"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Томашевская Елена Михайловна

формирование нравственных понятий:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-практический проект детей старшего дошкольного возраста «Неделя финансовой грамотности»

Актуальность

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Обучение финансовой грамотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр., а также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Заложив прочную основу понимания мира денег, ребенок обретет реальный взгляд на свои потребности, сможет по достоинству оценить труд родителей, будет настроен и мотивирован на совершенствование своих способностей для осуществления желаний, а также будет защищен от безвыходных финансовых ситуаций в будущем.

Цель:

создание необходимой мотивации для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

формирование первичных экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления дошкольников;

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (5-6 лет), воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный - 1 неделя (январь)

Тип проекта: познавательно-практический Этапы проекта:

этап - Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми

по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

этап - Практический:

Реализация проектных мероприятий.

этап - Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме создания выставки работ Формы работы:

беседа, обсуждение, дискуссия,

обучающие игры на мультимедиа, просмотр мультфильмов;

чтение художественной литературы,

игровые ситуации,

сюжетно-ролевая игра,

«познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

Компьютерное оборудование, мультимедийное устройство, интерактивный стол Алма

Денежные знаки

Художественная литература: К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

Мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги»; «Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить»

Сюжетные картины «В магазине», «На рынке».

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Материалы к изобразительной деятельности.

Предполагаемые результаты:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр).;

-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности, понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;

-контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;

осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качест

овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями;

Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими понятиями

Тематический план:

Понедельник

23.01.2023

Демонстрация детям видео «История денег» на программном обеспечении алма

«        Как выглядят деньги?» Знакомство с понятием наличных денег. Рассматривание различных видов денег (монеты, банкноты)

3.Просмотр        мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги»

 Вторник

24.01.2023

1.Чтение художественной литературы К.И Чуковский «Муха-Цикатуха»

2.Игра на мультимедийном устройстве «Какие бывают деньги?» Знакомство с каждой банкнотой и монетой визуально в игровой форме .

Среда

25.01.2023

1.Игровая        деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Понимание на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

2.Продуктивная деятельность в Книжке - раскраске» по финграм.

Четверг

26.01.2023

1.Решение        проблемной ситуации «Потребности и желания». Понимание того, что количество денег в семье ограничено. Умение отличать желания от потребностей.

2.Демонстрация презентации «Семейный бюджет». Понимание того, какие расходы бывают у семьи.

Пятница

27.01.2023

Дискуссия с детьми: «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

Просмотр        мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить»

Игровая        ситуация- театрализованная игра «Муха-Цокотуха»

«Познавательные маршруты»- совместные походы с родителями в магазин, аптеку, банк ит.д.

Список литературы:

Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010- №9.-С. 3-6.

Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий /Под ред.Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.

Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с. • 5. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; Говорим с детьми о финансах . -2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2019.-32 с. • 6. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. - М.:ВАКОША, 2019.-32с. - • 6. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с. • 7. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.- М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....