Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности "Юные экономисты"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Короед Мария Александровна

занятие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_st_gr_yunye_ekonomisty.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад с. Зоркальцево» Томского района

Конспект занятия

(образовательной деятельности)

в старшей группе по финансовой грамотности

на тему:

«Юные экономисты»

Подготовила: воспитатель Короед М.А.

2024 г.

Приоритетная         образовательная        область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).

Цель: содействие финансового просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; поддержка детской инициативы.

Задачи:

 Образовательные:

- расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

- формировать представление   о том, что деньги-это универсальное удобное средство обмена;

- закреплять понятия «монеты», «купюры», «копейка», «рубль», «наличные», «безналичные» деньги, «пластиковая карта»;

- совершенствовать умение выражать свои мысли, используя разные части речи;

Развивающие:

- развивать        стремление        к        экспериментальной        деятельности        через опыты, умение анализировать, обобщать, сравнивать деньги (монету и купюру) по различным признакам и делать выводы;

- развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать умение взаимоконтроля.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любознательность, уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам; самодисциплину во время экспериментальной деятельности.

Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический, сюрпризный момент, беседа, проблемная ситуация, использование ИКТ, экспериментирование.

Материалы, оборудование: коробочка с мешочком соли, рисом, перья, ракушки, ракушки-каури, кусочек меха, игрушка рыба; картинки-сребреник, золотник, гривны, древняя монета, рубль;   телефон, китайская монета юань, китайская купюра юань, российский рубль, русская купюра (банкнота) 10 рублей, пластиковая карточка, шапочки на голову для детей «Монетки», карта-планшет с изображением монетки и купюры, стаканчики с водой на каждого ребенка, монетки настоящие, игровые бумажные деньги, весы, дидактическая  игра ИКТ  «Что можно купить за деньги , а что нельзя?»,  ноутбук.

Предварительная работа:

Беседа: «Для чего нужны деньги», «Откуда берутся деньги», о профессии продавца, банкира; ситуация «Если бы не было денег», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Буратино»; рассматривание монет; чтение сказки «Муха –Цокотуха», рассказа Л. Богомирова «Жила была денежка», И. Сеньчукова «Сказка про Кошелек», Н.Литвишко «Мечты сбываются» — сказка про маленькую денежку; сюжетно ролевая игра «Магазин», «Банк», разучивание физминутки «Мы монетки».

Деятельность воспитателя для решения задач

Ожидаемые результаты

Организационная часть.

Дети с воспитателем входят в музыкальный   зал. Приветствие.

«Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнется-

Утор доброе начнется!

Доброе утро!»

Предлагаю ребятам сесть на подушечки.

Сюрпризный момент.

Ребята, я хочу сегодня с вами пообщаться и предлагаю занять свои места. Для нашей беседы я принесла вот такую коробочку. Как вы думаете, что там лежит?

Давайте я коробочку потрясу. Может быть по звуку вы сможете определить, что там лежит? (трясу коробку)

Возьмите коробочку в руки и попробуйте по весу определить, что там лежит.

Давайте сейчас откроем коробочку и по очереди будем доставать оттуда то, что в ней находится.

Ребята, что это?

Как вы думаете, почему эти предметы здесь лежат? Кто может ответить?

Прямо загадка какая –то! Надо ее разгадать. (Беру в руки коробку, начинаю ее крутить и на донышке нахожу куар код.) Смотрите, здесь иероглиф и Куар код какой-то.  Вы не знаете, что это?

Ребята, а у меня в телефоне есть программа, которая считывает куар коды. Давайте воспользуемся телефоном. (подношу сканер и считываю куар код).

Оказывается, этот знак в Китае обозначает деньги.

Как вы думаете, как могут быть связаны между собой ракушка, соль, рис, мех, рыба, перья?

Основная часть

 Оказывается, первые деньги в виде монет и купюр появились очень давно в Китае. А до появления монет и купюр для того, чтобы людям что-то купить они пользовались вот этими предметами.  У одних людей было много рыбы, у других –много соли, и люди совершали обмен. У людей, живущих рядом с морем были ракушки каури, и чтобы им что-то купить они меняли их на товары.  (беседа сопровождается показом картинок)

Сейчас в Китае тоже есть деньги, но выглядят они по - другому (показываю китайский юань – монету и купюру) и называются юани.

А мы с вами в какой стране живем?

А вы помните историю возникновения денег в России? Как у нас называются деньги?

Первые деньги на Руси назывались сребреники и были сделаны из серебра, и золотники-из золота. Они были очень тяжелые (показ картинок). Потом для удобства переплавляли монеты в гривны- большие бруски (показ картинок). Они тоже были очень тяжелые. Гривну можно было рубить и получить монету меньшего достоинства. От слова «рубить» и появилось современное название «Рубль». (показ картинки). Вот так ребята появился рубль.

 Шло время и стали появляться бумажные купюры. Современные деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги можно потрогать и носить в кошельке, а безналичные- нельзя потрогать. Они лежать на карточке или находятся в банке.

Динамическая пауза «Мы монетки»

Ребята, а давайте с вами поиграем. Закрывайте глаза. Одеваю детям шапочки – монетки.

И произношу: «1,2, покрутись и в монетку превратись».

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Наклоны в стороны)

Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте)

И обратно в кошелек. (дети смыкают круг)

 (Превращаю детей обратно из монеток в детей.)

 Ребята, а все ли можно купить за деньги?

Давайте сейчас поиграем в игру: «Что можно купить за деньги?» -интерактивная игра.

А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или банкноты?

Можем ли мы это проверить? Тогда отправляемся в лабораторию?

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. Плюсом будем отмечать лучшие качества денег, а минусом менее качественные свойства.

Говорю детям, что на карте прямоугольник обозначает банкноту, а круг - вы догадались, что обозначает?

Проводится опыт:

1 эксперимент: «Исследование денег на прочность» вывод: бумага мнётся, рвется, монета нет.

2 эксперимент: Исследование на «Изменение свойств денег в воде»

Положите банкноту и монету в воду. Что происходит?

вывод: банкнота намокает, монета – нет.

3 эксперимент: «Определение массы денег»

вывод: монета тяжелая, банкнота легкая.

4 эксперимент: «Определение купюр на настоящие и фальшивые»

Предлагаю детям подсчитать плюсы и минусы в картах и сделать вывод о полученных результатах. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим банкноты. Какой вывод мы сделаем?

Рефлексия

Ребята, сегодня, когда за вами придут родители, что вы им расскажете из нашего занятия? Скажите, а сейчас в жизни как люди используют те предметы, которые раньше были деньгами?

 Теперь вы знаете как определить настоящую купюру от фальшивой?

 

 (в конце занятия для детей сюрпризный момент)

Вношу шкатулку с монетками-шоколадками.

Напоминаю детям, что нужно убрать рабочее место в лаборатории.

Дети встают в круг. Создание позитивного настроя на сотрудничество, установление положительных и доверительных отношений.

Дети занимают место в круге на подушке.

Дети оживляются, деятельность детей активизируется.

Дети высказывают свои предположения: игрушки, конфеты, гайки, конструктор и т.д.

Дети слушают, размышляют, выдвигают свои версии!

Берут коробку в руки и пытаются определить содержимое коробки по весу.

Дети достают содержимое из коробочки и выкладывают в центре круга.

Дети называют: соль, рис, мех, ракушки, перья, рыба.

 Дети думают, высказывают свое мнение.

Дети соглашаются воспользоваться телефоном

для считывания куар кода.

Дети внимательно слушают.

Дети выдвигают свои гипотезы, отвечают на поставленный вопрос.

Дети рассматривают картинки с изображением ракушек.

Дети вступают в диалог, рассматривают купюру и монету.

Дети отвечают на вопрос, вступают в беседу,

 размышляют, дают ответы (Россия, рубли, копейки).

Дети рассматривают картинки, делают сравнения как выглядели старые деньги и современные. Делятся своими впечатлениями об удобстве использования денег разных времен.

Дети делятся впечатлениями-видели ли они безналичные деньги.

Двигательная активность детей для снятия напряжения.

Дети высказывают свое мнение.

Игровая деятельность детей.

Дети рассматривают картинки, рассуждают, что можно купить, что нельзя расставляют картинки в соответствии с заданием, обосновывают свой выбор.

Дети высказывают свои версии.

Дети приходят в лабораторию, одевают фартуки.

Закрепляют правила поведения в лаборатории.

Экспериментальная деятельность (проводится совместная работа детей и педагога).

На столах стоят подносы с монетами и условными банкнотами, стаканчики с водой, весы.

Дети экспериментируют, отвечают на вопросы, рассуждают, условными знаками записывают выводы, активизируются необходимые знания о качествах денег.

Обсуждаем с детьми создавшуюся ситуацию, делаем выводы.

Дети считают плюсы в картах.

Размышляют, приходят к выводу, что деньги одинаково важны, как банкноты, так и монеты.

Дети рассказывают, что им было интересно, что нового узнали.

Дети приходят к выводу, что сейчас древние деньги стали предметами ежедневного пользования в быту людей.

Дети получают посыл на будущее.

Дети принимают угощение.

Трудовая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность». Тема Что такое деньги, доход и расход.

Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.- Познакомить детей с видами денег.- Закрепить представления детей с назначением и использов...

Конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности "Путешествие на машине времени"

конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности....

Финансовая грамотность в ДОУ. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности.»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамоте «Юные финансисты»

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамоте «Юные финансисты»...

Финансовая грамотность. Конспект занятия в старшей группе «Понятие деньги и зачем они нужны?»

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амосович Каменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге  "Материнская школа&qu...