Квест-игра «Потерянная конфета»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Зубова Лена Александровна

Актуальность данной разработки

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest-igra_poteryannaya_konfetka.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Новоорловский центр развития ребенка - детский сад «Аленушка»

Квест-игра

Тема: «Потерянная конфета»

Актуальность данной разработки

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем.

Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Технологическая карта игры

Методический блок

Цель

Формирование  у детей 6-7 лет основных экономических понятий через игровую деятельность

Задачи

  1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.
  2. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства
  3. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
  4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
  5. Сформировать навыки командной работы

Форма занятия

Квест – игра.

Время занятия

30 – 35 мин.

Оснащение, дидактический материал

Запись музыкальных фрагментов из м/ф «Маша и Медведь», картинки с изображением профессий и продуктов деятельности, большая конфета внутри которой много маленьких, муляж банкомата, монеты достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб., банковская карта.

Предварительная работа

Изготовление атрибутов, раздаточного материала и т.п.

Экскурсии в магазин, в банк

Оформление помещений в соответствии с игрой

Беседы по заданной теме

Ключевые понятия

Заработная плата, экономия, растраты, бюджет.

Методы и приемы

Игровой, словесный, исследовательская деятельность, практическая деятельность

Методы создания мотивации.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Приемы сравнения.
  3. Самоконтроль.
  4. Чередование приемов работы.
  5. Использование инновационных технологий (квест -игра).

Формы контроля

Знание определений.

Решение заданий по теме.

Методические рекомендации

организаторам игры

Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

Этапы движения по сюжету:

I. Откуда берутся деньги?

II. Какие бывают деньги?

III Как правильно потратить деньги?

IV. Профессии - выбери и обучись!

Цель для команды – за определённый промежуток времени пройти все этапы игрового сюжета.

Ожидаемые результаты

В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с различными видами денег. Приобретают умения рационального распределения доходов.

Содержательный блок

Аннотация

Игра состоит из 4 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по помещению детского сада (групповое помещение,  компьютерный центр, игровой центр «Супермаркет», музыкальный зал). В ходе развития сюжета дети выполняют различные задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели.  Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованием ФГОС ДО.

В квест-игре отображены задачи инновационных проектов, реализуемых ДОУ, а именно: «Эффективные технологии социализации в образовательном комплексе ДОУ», «Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий».

Содержание деятельности.

Во время игры воспитателя и детей в группу неожиданно забегает встревоженная Маша и начинает что-то искать. Воспитатель и дети интересуются, что она потеряла.

Маша: Вчера Миша получил заработную плату и дал мне 5 рублей, чтобы я купила краски и кисти для ремонта в домике. Ну, а я не удержалась и купила вот такую большущую конфету. Спрятала я ее у Мишки в шкафу, а сегодня нигде найти не могу. Вы ее, случайно, не видели?

Дети: Нет.

Маша: (Плачет).  Не мог же ее Мишка забрать!  Его и дома-то нет, он уехал в гости к бабушке. (Снова плачет).

Вдруг раздается звук СМС, Маша достает телефон, читает.

Маша: Ну, так я и знала! Опять этот вредный Гном - финансовый директор нашего леса! Постоянно мне вредит! То свет за мной, выключает, то уму-разуму учит - бюджет распределять: вещи нужно беречь, не пачкать, не рвать, а я что, специально!? Еще заставляет  овощи и фрукты в огороде поливать, говорит: - Экономия! Покупать не нужно будет! Растрат лишних не будет!

Маша:  Это он спрятал мою конфету! Говорит, пока не вернешь потраченные деньги, не отдам тебе конфету, а у меня ведь их нету!!! (Плачет).

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? (Ответы детей)

I.ЭТАП.  Откуда берутся деньги? (групповое помещение)

Проводится беседа.

Воспитатель: Ребята, откуда же берутся деньги? (Ответы детей: Их нужно заработать!)

Воспитатель: Правильно, а что это значит?  (Ответы  детей).

Воспитатель: За выполнение какой-либо работы можно получить заработанную плату.

Маша: Аааа, действительно, посмотрите, гном отправил мне задания, которые нужно выполнить. Первое задание находиться в центре «Знайка». Где это, ребята? (дети сами ведут. Приходят в знайку, находят конверт и читают задание).

Воспитатель: Маша, читай задания и будем их выполнять.

Маша: Нам нужно сходить в магазин за покупками. Ой, а  как же без денег?

Воспитатель: (открывает конверт). Ребята, здесь загадки, давайте их отгадаем, и попробуем заработать денег.

Задание 1.

Мы пошли купить продукты молоко, сметану, фрукты

На кассу все несем в корзине, мы в продуктовом …….(магазине)

Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок

Отправляясь за покупкой возьми с собою  …..(кошелек)

В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем …..(деньги)

Мебель, хлеб и огурцы, продают нам …..(продавцы)

Воспитатель: Молодцы отгадали все загадки!

Маша: Ой! Тут что-то еще есть в конверте! Что это? (Достает банковскую карточку). Это же не деньги!

II. ЭТАП. Какие бывают деньги?

Воспитатель: Кто знает, что это?

Дети: Банковская карточка, на ней лежат деньги.

Маша: Как же мы их возьмем?

Дети: Снимем в банке или в банкомате. Банк- это место, где хранятся деньги.

Воспитатель: А банкомат – это машина, которая выдает их по электронным банковским картам.

А что еще в конверте есть?

Дети и Маша: Тут есть карта, которая укажет нам дорогу. Ну что, в путь? (по карт дети самостоятельно двигаются в компьютерный центр. Там на экране изображение банкомата).

Воспитатель: Маша, а ведь чтобы снять деньги нужно набрать пин-код. Кто знает что это такое? – это набор цифр для карточки. Ты знаешь его?

Маша: Нет! Ой! Посмотрите, что это? (на экране появляется задание) Чтобы расшифровать пин - код вам нужно решить задачи. Ну что, ребята, готовы?

Дети: Да!

Задание 2.

Воспитатель:

C:\Users\Админ\Desktop\1женя\img6 (1).jpg

Воспитатель: Ребята, а какие же бывают деньги? (Ответы детей)

Дети: Монеты.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А какие еще бывают деньги? И как они называются?

Дети: Бумажные купюры.

Маша: Ура! Теперь мы знаем пин-код! Скорее набирайте его!

(терминал выдает монеты 1,2,5 рублей) Забирают деньги в коробочке - кошельке.

Маша: Ну а теперь в магазин!

Воспитатель:

Вот мы и пришли в продуктовый магазин! Маша, читай, что нужно купить?

III. ЭТАП. Как правильно потратить деньги? (Игровой центр «Супермаркет») - логопед

Маша: Нам нужно купить продукты, из которых можно состряпать пирог. Ой, сколько здесь всего!!! Зачем нам этот вредный Гном! Смотрите, сколько конфет мы сможем купить!

Воспитатель: Ребята, разве можно так себя вести в магазине? (ответы детей). Маша, ты что забыла, что нам нужно купить? Ведь гном хотел приготовить пирог для всех лесных зверей.

Маша: (со вздохом) ну, ладно, давайте, покупайте.

Воспитатель: Ребята, а что нам нужно купить, чтобы постряпать пирог?

(ответ детей: молоко, крупу, масло, соль, сахар)

(на прилавках берем продукты, смотрим цену: у одного вида молока цена 10 рублей, а у другого 9 – выясняем, что в зависимости от качества товара и количества денег товар можно выбирать).

Воспитатель: Ребята, все, что продается в магазине, называется товар. А как называется человек, который этот товар продает? (Ответ детей). Человек,  который покупает? (Ответ детей).Покупают, отдают Маше, и уходят дальше.

Маша: Ребята, гном приглашает нас всех в гости!

Воспитатель:

В гости к гному мы идем

Дружно песенку поем,

Раз, два, три, четыре, пять

Научились мы считать!

Гном: Здравствуйте ребята! Здравствуй Машенька!

Маша: (Отдает покупки Гному) Уважаемый Гном! Отдай нам нашу конфету, ведь мы с ребятами выполнили все задания и узнали много нового, правда, ребята?

(ответ детей)

IV. ЭТАП. Профессии (Музыкальный зал)

Гном: Ну, хорошо, вы молодцы, осталось последнее задание для вас: чтобы зарабатывать деньги человеку нужна профессия. Сейчас посмотрим какие профессии вы знаете Готовы? Распределите, кто что производит.

Пекарь – хлеб,

Доярка - молоко,

Учитель- тетрадь и указка,  и.т.д.

Гном: Молодцы, вы отлично справились! Получайте свою конфету! Отдает конфету Маше. В   ней оказывается много маленьких конфет. Маша угощает конфетами  всех ребят.

Рефлексия: дети  рассказывают  Мишке, где были, чему научили Машу, что узнали нового сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Потерянная сказка"

Сценарий квеста "Потерянная сказка" с детьми младшей группы. Помогает провести ООД в интересной и увлекательной для детей форме....

Сценарий квест - игры "Потерянная карта"

Эта квест - игра была подготовлена и проведена для открытого районного семинара по речевому развитиию...

Поздравление осенних именинников «Квест – игра: Потерянная сказка»

младшая разновозрастная группа (2-4 года) (с использованием игровых технологий)Цель:  Развивать интерес к совместной деятельности; к художественной литературе, а именно к сказкам.Задачи...

Квест-игра"Потерянная сказка"

laquo;Квест – игра: Потерянная сказка» (с использованием игровых технологий и интеграции областей Познание, Коммуникация, Социум.) Цель:  развивать интерес детей к художест...

Конспект НОД по основам безопасности для детей 6 -7 лет «Квест — игра. Потерянные знаки».

В ходе квест-игры дети закрепляют знания о дорожных знаках и правилах дорожного движения....

Квест – игра: « Потерянная сказка » (для детей 3 - 4 лет)

Квест - игра. Где дети путешествуя по сказкам ищут колобка, при этом выполняя зания героев из дрругих сказок. Отгадывают загадки, собирают пазлы и играют в игры....

Квест игра "Потерянные снежинки Деда Мороза"

Новогодняя квест игра "Потерянные снежинки Деда Мороза"...