КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ «РАСТЁМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ»
рабочая программа по психологии

Хорошо отлаженная работа с семьей одна из главных составляющих успеха дошкольного образовательного учреждения. Необходимо взаимодействие и преемственность между дошкольным учреждением и семьей. Ребенок часто находиться между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ 33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Хрустальный башмачок»

КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

«РАСТЁМ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ»

Автор-составитель рабочей программы  

Суркова Е.Ю. - педагог-психолог

г. Тамбов.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………..….....…..….3

Календарно-тематическое планирование……………………..............................7

Список литературы ……………………………………………………….….… 13

Приложение ………………………………….…………………………....……..15

Пояснительная записка

Хорошо отлаженная работа с семьей одна из главных составляющих успеха дошкольного образовательного учреждения. Необходимо взаимодействие и преемственность между дошкольным учреждением и семьей. Ребенок часто находиться между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его развитие.

Практика показывает, что родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека, а также формируются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Ведь память детства самая яркая и то, что закладывается в раннем возрасте, остается на всю жизнь.

Изучив сложившуюся ситуацию и потребности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, была разработана программа клуба «Растем вместе с малышом».

Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ.

Участники реализации программы:

администрация, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, воспитатели, медицинская сестра, родители. Куратором данного проекта выступает педагог-психолог, а остальные педагоги включаются в зависимости от рассматриваемой проблемы.

Цель программы - способствовать повышению педагогической культуры молодых родителей, вовлечь их в образовательный процесс.

Задачи программы:

  1. Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  2. Сплотить родительский коллектив;
  3. Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;
  4. Сформировать у родителей позитивное отношение к сотрудничеству с педагогами в воспитании и обучении детей.

  Встречи планируются проводить за чаепитием. В такой неформальной, теплой, обстановке родители будут чувствовать себя более свободнее.

Формы проведения:

  • Семинары-практикумы
  • Тренинги
  • Консультации
  • Обсуждение проблемных ситуаций.
  • Игры с педагогическим содержанием

Формирование группы родителей в клубе на добровольной основе.

Для проведения встреч клуба молодой семьи «Растем вместе с малышом» необходимо: большое помещение, ноутбук с выходом в интернет, проектор, экран.

Подготовка к встрече клуба: размещение красочных объявлений, в которых указываются дата, время, а также тема предстоящей встречи.

Структура занятий:

  1. Приветствие.  

На этом этапе участники подготавливаются к плодотворной работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.

  1. Основная часть

Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом, ведущий педагог представляет презентацию, в которой освещены вопросы поставленной темы.

  1. Обратная связь, рефлексия.

В конце каждой встречи родители делятся с педагогами своими впечатлениями, переживаниями, высказывают свои пожелания и предложения.

Ожидаемые результаты программы:

1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.

2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о психологических особенностях детей раннего возраста.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

4. Повышение степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Программа рассчитана на один учебный год.

 Общее количество встреч – 9. Каждая встреча рассчитана на 45 минут, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего и в зависимости от цели. Периодичность - один раз в месяц.

Календарно-тематическое планирование

Тема встреч

Цель

Содержание

Сроки

1.

«Здравствуй, Детский сад»

Познакомить 

родителей с особенностями адаптации

детей к детскому 

саду; способствовать сплочению родительского коллектива.

  1. Приветствие

Игра “Волшебный клубок”

  1. Упражнение «Поиск сходства»
  2. Беседа «Особенности адаптации»
  3. Игровое упражнение. Продолжить фразу: «Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно...»
  4. Буклеты для родителей "Адаптация ребёнка к детскому саду"
  5. Рефлексия.

Сентябрь

2.

«Новая ступенька»

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего дошкольного возраста; способствовать сплочению родительского коллектива.

  1. "Приветствие на сегодняшний день"
  2. Упражнение «Геометрические фигуры»
  3. Беседа «Психическое и физическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста»
  4. Игра "Какой он – мой ребенок"
  5. Рефлексия. "Спасибо за приятное занятие"

 Октябрь

3.

«Ладушки-ладушки»

Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка раннего возраста; научить организовывать совместную изобразительную деятельность в домашних условиях.

  1. "Приветствие на сегодняшний день"
  2. Упражнение «Веселый счет»
  3. Консультация «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка».
  4. Ознакомление со способами организации изобразительной деятельности и лепки дома.
  5. Рефлексия. "Спасибо за приятное занятие"

 Ноябрь

4.

«Поговорим о здоровье»

Пропагандировать здоровый образ жизни; изучить особенности отношения к здоровью в семье; пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.

  1. "Приветствие на сегодняшний день"
  2. Упражнение "Молекулы"
  3. Дискуссия на тему: «Что такое здоровье, здоровый образ жизни?»
  4. Консультация врача «Особенности питания ребенка в адаптационный период».
  5. Рефлексия.

 Декабрь

5.

«Формирование речи ребенка»

Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка раннего возраста; рассмотреть приемы развития речи, приемлемые для данного возраста.

  1. "Приветствие на сегодняшний день"
  2. Игра " Встреча руками"
  3. Дискуссия на тему: «Сколько слогов говорит мой ребенок?»
  4. «Чтобы руки не знали скуки» (показ пальчиковой гимнастики).
  5. Консультация «Как читать детям сказки».
  6. Памятка «Как развивать речь ребенка».
  7. Рефлексия.

«Что нового вы сегодня узнали?»

  Январь

6.

«Я сам»

Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений.

1. "Приветствие на сегодняшний день"

2. Дискуссия на тему: «Симптоматика течения кризиса трех лет».

3.Решение педагогических ситуаций.

4. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса».

5. Рисунок

«Мой ребенок».

  1. Самооценка (продолжить фразу: «Работая с группой, я поняла...»).

Февраль

7.

«Игра и игрушка в жизни ребёнка»

Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного социально-личностного развития ребенка.

  1. «Приветствие на сегодняшний день»
  2. Упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
  3. Консультация «Какие игрушки нужны детям»
  4. Игровое упражнение «Выбери игрушки»
  5. "Спасибо за приятное занятие"

   Март

8.

«Музыкальное воспитание малышей»

Повысить уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания

  1. "Приветствие на сегодняшний день"
  2. Консультация «Музыкальное воспитание детей раннего возраста в семье»
  3. Памятка для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»
  4. Релаксация
  5. Рефлексия. "Спасибо за приятное занятие"

  Апрель

9.

«Прежде чем сказать – подумайте дважды»

Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях, их влиянии на общение.

  1. "Приветствие на сегодняшний день
  2. Беседа «Особенности общения с детьми в семье»
  3. Консультация «Родительские послания»
  4. Игра «Мой идеальный ребенок»
  5. Самооценка

«Дерево успеха»

   Май

Литература

  1. Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста? // логопед. 2007. № 4.
  2. Доронова Т.Н. дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. детский сад и семья: методика работы с родителями; пособие для педагогов и родителей. – М: Мозайка – Синтез, 2007-167с.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997.
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  6. Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста // логопед. 2008. № 2.
  7. Янушко Е. А.  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года) Изд. «Мозаика - Синтез» г. Москва, 2010г.
  8. Хабибуллина Р.Ш. «система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007. №7-77с.
  9. Дуброва В.П. теоретика – методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234с.
  10. Меренков А.В. родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2009. -143с.
  11. Баркан А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: «Просвещение», 2000.
  12. Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. М.: «Эксмо», 2002.
  13. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008. – с. 47.
  14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – с. 18.
  15. Галашов А.С. Развивающие игры для малышей. АСТ-ПРЕСС Книга. Москва 2006 г.
  16. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
  17. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
  18. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
  19. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  20. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.

Приложение

Конспект «Игра и игрушка в жизни ребёнка»

Цель - Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного социально-личностного развития ребенка.

Оборудование: музыка классическая, набор игрушек, матрешка, Барби, набор животных, куклы, посуда, доктор, парикмахерская, кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино, игры развивающие, пирамидка, настольные игры, вкладыши мячи, обручи, кегли, скакалки

 Содержание

«Приветствие на сегодняшний день»

Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

«Моя любимая в детстве игрушка»

Включается музыкальное сопровождение.

Ведущий: А теперь, я вас попрошу сесть удобнее и отдаться воспоминаниям вашего детства. В то время, когда вы были такими же маленькими, как ваши дети. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы себя лучше помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Эта игрушка для вас самая дорогая, любимая. Вы к ней очень «привязаны». Любимая игрушка приносит вам радость, спокойствие. Вы по - своему счастливы. А сейчас, я хотела, что бы вы рассказали о своей любимой игрушке. И о той игрушки, о которой возможно мечтали в детстве, но не было возможности ее получить.

Выступление родителей.

Ведущий: мы в подсознании понимаем, что любимую игрушку помним всю жизнь и это дает нам положительные эмоции. При воспоминании мы чувствуем то тепло, от которого так далеко отдалились.

Как вы считаете, что должны сделать взрослые, чтобы наши дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках?

Консультация «Какие игрушки нужны детям»

Психолог: «У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно — без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект.

Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки. Например:

  • Соответствие интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
  • Возможность что-либо с ней делать — главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).
  • Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
  • Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
  • Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

Игровое упражнение «Выбери игрушки»

Ведущий предлагает родителям выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

  • социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, доктор, парикмахерская и др.);
  • интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);
  • физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

Беседа:

-Что развивает у ребенка каждая группа  игрушек?

"Спасибо за приятное занятие"

Родители встают в общий круг. Игра проходит следующим образом: один из участников становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки, завершается церемония безмолвным крепким троекратным пожатием рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект клуба молодой семьи

Проект клуба молодой семьи, направленный на формирование сотрудничества детского сада и молодой семьи в вопросах воспитания, развития детей  дошкольного возраста. В проекте представлены: положени...

Клуб молодой семьи Консультации для родителей "Комплекс упражнений для родителей и детей"

Консультация логопеда для родителей + памяткаЦель: показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимаия целей и задач, средств и методов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

Презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"

Отчетная презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"...

Заседание клуба "Молодая семья" тема:" Адаптируемся вместе"

С чего начинается садик?Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам,...

План работы клуба молодой семьи: «Мы вместе»

План работы клцба молодой семьи....