План по самообразованию Тема: «Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Варламова Людмила Александровна

Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Актуальность сказкотерапии заключается и в том, что сказки-естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                    Утверждаю:

                            Заведующий МБДОУ № 1

                                                                                                                                        «Золотой петушок»

___________О.А.Логанова

«        »        2022 г.

Индивидуальный план по самообразованию

Тема:

«Применение метода сказкотерапии в работе с

детьми дошкольного возраста»

Подготовила: педагог-психолог Варламова Л.А.

Павловка, 2022

Актуальность

Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Моральные качества, которые нужно стремиться воспитать в детях: правдивость, смелость, умение преодолевать трудности - присущи героям сказок. В сказке, в основе ее морали, заложено здоровое начало, и с этой позиции поведение ее героев приобретает правильную целеустремленность. Истина, заключающаяся во многих народных сказках, волнует и трогает современного слушателя, потому что сказка преподносит обличенную в художественную форму жизненную правду. В этом ее большая убедительность.

Актуальность сказкотерапии заключается и в том, что сказки-естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Метод сказкотерапии действительно актуален в настоящее время, так как он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. В связи с этим можно сделать вывод: метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной

силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия-это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д. ведь не зря классик сказал:

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

ЦЕЛЬ: Повысить уровень собственной компетенции о применении сказкатерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать и систематизировать материал по использованию сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Создать необходимые условия для сказкотерапевтической деятельности в условиях ДОУ.
  3. Составить комплексы игр и упражнений для сказкотерапии с детьми;

  1. Разработать консультации в папки-передвижки для родителей и педагогов;

  1. Ожиданиемые результаты

Овладение техникой сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста, применение полученных знаний на практике. Создание образовательной среды, формирующей эмоционально стабильную, психически здоровую, социально- адаптированную личность.

Этапы реализации плана

2022-2023 г.

Этап I «Организационный»

Изучение методической литературы, практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании. Разработка конспектов занятий для детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Этап II«Практический»

Организация и систематизация занятий детей с использованием сказкотерапии. Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Этап III «Аналитический»

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректировка плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем.

План

Месяц

Содержание работы

Область применения в

работе с родителями

Область применения в работе с

детьми

1

.

Сентябрь

Изучение методической литературы, практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании.

Консультация для родителей на тему:

««Сказкотерапия для дошкольников».

Презентация для родителей на тему:

«Сказка – как средство нравственно-патриотического воспитания детей.»

Подбор материала для групповых занятий.

  1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию.
  2. Н. А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно- развивающей работе психологов системы образования.
  3. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии.

Планирование работы

на новый год.

Знакомство и анализ

документации.

2

.

Октябрь

Обработка и анализ

Папка на тему:

Воспитывать интерес к художественной литературе, понимать образное содержание сказки, развивать внимание, смекалку, наблюдательность; воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм. Доставить детям радость от встречи со

результатов,

«Сказкотерапия для

полученных в процессе

детей дошкольного

изучения метода

возраста: способы

сказкотерапии.

работы со

сказками» .

сказочными героями. Развивать у детей активность,самостоятельность. Учить находить выход из проблемных ситуаций.

Развивать творчество, связанную речь. Продолжить учить детей контролировать себя в различных жизненных ситуациях, быть спокойными, избегать конфликтов.

3

Ноябрь

Работа с личной библиотекой и интернетом

Консультация для родителей:

«Каждому возрасту своя сказка »

Продолжить учить детей быть дружелюбными.

Систематизировать знания детей о правилах доброго поведения, развивать способность замечать добрые поступки окружающих.

Воспитывать потребность проявлять доброту к окружающим по собственному побуждению.

4

Декабрь

Изучение материалов по теме:

В. Гнездилов

«Авторская сказкотерапия».

Консультация для родителей:

«Ребёнок часто капризничает?  Сказкотерапия поможет вам справиться с капризами».

Учить детей быть внимательными к окружающим. Формировать чувство взаимопомощи, сопереживания, долга и сочувствия. Побудить детей проявлять заботу, предлагать свою помощь. Повысить мыслительную и эмоциональную активность детей. Развивать психические процессы и творческие

способности

5

Январь

Изучение пособий:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. -

Консультация для родителей на тему:

«Сказкотерапия - если ребенок часто обманывает».

Развивать психофизические способности (мимика - пантомимика, развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление и память).

Развивать творческие способности, умение перевоплощаться и импровизировать.

Воспитывать доброжелательность.

6

Февраль

Подбор и составление коррекционных занятий.

Консультация для родителей:

«Терапевтические сказки».

Формировать способность накопления опыта в использовании вежливых слов, во время общения со

взрослыми и сверстниками. Формировать у детей с

помощью сказкотерапии представление о моральных нормах. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого. Учить детей быть благодарны за заботу и труд взрослых.

7

Март

Пополнение базы коррекционных занятий и дидактического материала.

Презентация для родителей на тему:

«Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Умение сотрудничать. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться. Развивать наблюдательность и зрительную память.

Воспитывать в детском сознание правильное восприятие окружающего мира и общества. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями. Учить детей выделять яркие поступки окружающих и оценивать их.

8

Апрель

Изучение литературы:

Сертакова Н.М.

«Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми»

Карпов А «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки».

Консультация для родителей на тему:

«Сказка- как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Развивать у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Продолжать стимулировать развитие творческих способностей у детей.

9

Май

Анализ проведенной работы, определение эффективности разработанного плана коррекционных занятий.

Папка для родителей:

«Сказкотерапия- раскрываем потенциал ребенка»

Прививать детям чувство ответственности, вызвать стремление совершать добрые поступки. Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики и речи. Воспитывать уважение к старшему поколению и их труду, стремление прийти на помощь.

Список используемой литературы:

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Москва 2014
  2.   Вачков И. В. «Введение в сказкатерапию». — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н. А. Сакович «Использование креативных методов в коррекционно- развивающей работе психологов системы образования» (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкатерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкатерапии». /Сборник программ по сказкатерапии -СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов «Авторская сказкатерапия», СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками». - СПб.: Речь
  7. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  8. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. «Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе» // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 23-27.
  9.  Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

  1. Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника». – М., 1985.
  2. Запорожец А. В. и др. «Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада». – М., 1985.
  3. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. «Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика». - М. ,2004.
  4. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Екатеринбург,2004.
  5. Михайлова А. Я. «Современный ребенок и сказка:проблемы диалога». – М., 2002.
  6. Панфилова М. А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста »

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...

План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родит...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...