Школа молодого специалиста. Тренинг: "Эффективное общение, путь к успеху!"
методическая разработка по психологии

Жарикова Стелла Александровна

 Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности ОО. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.  Психолого-педагогическое сопрвождение-одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов. Задача - помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_spetsialista.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад комбинированного вида № 1 "Ручеек"

 Барабинского района Новосибирской области

Школа молодого специалиста

«Эффективное общение, путь к успеху!»

Разработала:

педагог-психолог

Жарикова С.А.

2020г.

Тренинг эффективного общения для педагогов

       Цель: активировать профессиональный рост молодых специалистов через повышение компетентности молодых специалистов в области коммуникаций.

      Задачи:

1.      Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления развития умений эффективного общения.

2.      Предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей.

3.      Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.

4.      Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

5.      Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Материалы и оборудование: презентация, фотоаппарат музыкальное сопровождение «Броуновское движение», ватман, наклеивающиеся листочки, фломастеры, бейджики для участников, гуашь, стаканы из стекла, кисти, влажные салфетки,  листы  А4, релаксационная музыка, игрушка для знакомства.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Упражнение: «Импульс».

Приветствие: воспитатели  образовывают круг.

        Психолог: «Давайте начнем сегодняшний день с пожеланий друг другу. Первый участник выходит  в круг, устанавливает контакт глазами с любым участником, улыбается, здоровается по имени и говорит пожелания. Так делает каждый участник до тех пока каждый из нас не получит пожелания на день».

         Психолог: «Что мы сейчас делали? Общались, взаимодействовали. Сегодня речь пойдет об общении».

 (Сл.2) Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Сегодня мы поговорим о приемах эффективного общения. Я думаю, что это время вы проведете с удовольствием и возьмете что-то для себя.  

       (Сл.3) Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.      

         Предлагаю вам обсудить цитаты и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.

(Сл. 4) Упражнение “Цитаты”.

Упражнение «Печатная машинка» (10-12 мин.)

Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия.

Инструкция: группе даётся пословица , цитата. Участникам необходимо распределить между собой буквы алфавита или слова цитаты, а затем обсудить цитаты и прокомментировать свое восприятие этих слов. 

«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

Рефлексия:

  • Чем на Ваш взгляд полезно это упражнение?
  • Какие возникли затруднения?
  • Когда они возникли? С чем они были связаны?

       (Сл.5)  Что такое ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ? Что вкладывается вы это понятие? Предлагаю вам высказаться. (Высказываются). От того насколько мы эффективно взаимодействуем (педагоги, родители, дети, семья..), зависит наше настроение, самочувствие, здоровье.

     (Сл.6)  ЭФФЕКТИВНОСТЬ общения зависит от:  Что способствует эффективному  общению? От чего оно зависит? Что же мы понимаем под словом «эффективное общение»? Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, правильно выражать мысли, чтобы нас понимали окружающие, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.    

     (Сл. 7-9) Основные правила эффективного общения:

  • Проявлять искренний интерес к собеседнику.
  • Улыбаться.
  • Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.
  • Уметь слушать.
  • Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.
  • Относиться к нему с уважением.
  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
  • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
  • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
  • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

(Сл.10)  Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

 " Правило трех двадцати ":

20 сек. вас оценивают.

20 сек. как и что вы начали говорить.

20 сек. улыбки и обаяния.

     (Сл.11) Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента.

Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

(Сл.12) Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее "плюса" последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены: Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Вопрос залу. Самое трудное в комплименте – это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Улыбка

Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Любой работник хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его «служебных обязанностей».

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

(Сл. 12) Умение слушать

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

  • Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
  • Выяснение – это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.
  • Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование – практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.
  • Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.
  • Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.
  • Кивание головой и использование междометий «ага», «угу». Утвердительный кивок головы несет клиенту послание: «Да, я слушаю тебя». Междометия позволяют сообщить партнеру по общению о собственной заинтересованности. Для эмоционального клиента эффективны междометия «Ух ты», «здорово» и другие. А для сдержанного клиента, сохраняющего в течение переговоров официальную дистанцию, будет достаточно внимательного взгляда и небольшого кивка головы.

Упражнение «Пойми меня» (15 мин.)

Цель: тренировка умения слушать, понимать говорящего, развитие грамотности в формулировании собственных высказываний – основы конструктивного общения.

Инструкция: участники делятся на пары: один из них (по очереди) получает лист ватмана А4 с изображением геометрических фигур в различных вариациях на листе.

Участники садятся друг к другу спиной. Первый объясняет второму как можно точнее расположение фигур на своём листе, чтобы тот воспроизвёл предложенный вариант рисунка на чистом листе.

Анализ полученных работ проходит по принципу, у кого из пар участников максимально точно удалось воспроизвести предложенный рисунок по описанию, услышанному от первого участника.

Рефлексия:

  • Что чувствовал слушающий участник? Что чувствовал говорящий участник?
  • Какая из пар участников тренинга «максимально сработалась» - удалось повторить рисунок – образец?
  • Что помогало и что мешало процессу общения?
  • Сложно ли было общаться, когда не видишь глаз собеседникам?

Понимание невербальных сообщений

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школе молодого специалиста

Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности Школы молодого специалиста, содействует повышениюп профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ....

"Педагогические технологии дошкольного образования" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сообщение   к заседанию школы молодого специалиста по теме "Педагогические технологии дошкольного образования" и буклет Классификация педагогических технологий...

"Педагогические технологии дошкольного образования" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

презентация "педагогические технологии дошкольного образования" в рамках заседания школы молодого специалиста...

"Развиваем речь ребенка" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сообщение на тему "Развиваем речь ребенка" в рамках заседания школы молодого специалиста...

"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

"Развиваем речь ребенка" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА...

"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ

Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...

Тренинг эффективного педагогического общения

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. ...