Типы темперамента детей дошкольного возраста
материал по психологии

Коржева Татьяна Николаевна

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент детей  дошкольного возраста

            Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы. 

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.

Холерик

         Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими.  Пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.

 Рекомендации родителям:

- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости;

- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами), где он будет подчиняться;

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать;

- необходимо строго соблюдать режим дня.

Сангвиник

Внешне они похожи на детей – холериков  тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации родителям

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки;

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;

- учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения

Флегматик

В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись - лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети - флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно,  особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными.

Рекомендации родителям

- нельзя применять окрики, угрозы,  не следует торопить – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

- не нужно отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия;

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;

- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Меланхолик

         Отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. У этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.

Рекомендации родителям

- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;

- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;

- ребёнку полезно заниматься спортом;

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка;

- надо привлекать ребёнка к совместному труду с взрослыми;

- важно развивать у него общительность;

- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

         Из характеристики темпераментов очевидно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.  Этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.

       Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

   Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых  условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темперамент детей дошкольного возраста

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возмож...

Презентация для круглого стола : "Темперамент детей дошкольного возраста"

Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет ...

Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

Данная анкета позволит родителям быстро и легко определить тип темперамента ребенка дошкольника, а рекомендации построить  своё общение и воспитание  с учётом его темперамента....

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

Модели и типы обучения детей дошкольного возраста

Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентированная. Традиционная: цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками (З...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....